____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 27 декабря 2013 года N 1634-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Внести в областную целевую программу "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2010, 26 ноября, N 422-423/СВ) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 05.05.2011 N 522-ПП ("Областная газета", 2011, 14 мая, N 161-162), от 27.05.2011 N 618-ПП ("Областная газета", 2011, 21 июня, N 220-222), от 27.10.2011 N 1449-ПП ("Областная газета", 2011, 29 октября, N 397-398), от 21.12.2011 N 1738-ПП ("Областная газета", 2011, 24 декабря, N 487-488) и от 30.12.2011 N 1858-ПП ("Областная газета", 2012, 20 января, N 17-18), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности Министра социальной политики А.В.Злоказова.
3. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
И.о.Председателя Правительства
Свердловской области
В.А.Власов
К постановлению
Правительства Свердловской области
от 15 июня 2012 года N 658-ПП
| | |
1. | Реквизиты нормативного акта, утверждающего концепцию Программы | |
2. | Заказчик-координатор | Министерство социальной политики Свердловской области |
3. | Заказчик (заказчики) | Министерство социальной политики Свердловской области; Министерство здравоохранения Свердловской области; Министерство культуры и туризма Свердловской области; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области; Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области; Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области |
4. | Цели и задачи Программы | цель областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011-2015 годы (далее - Программа) - формирование условий для развития системы социальной защиты и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Свердловской области.
Цели в соответствии с подпрограммами:
1) подпрограмма 1 "Доступная среда для инвалидов" (приложение N 1 к настоящей Программе) - формирование условий для обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, их социальной адаптации и интеграции в общество;
2) подпрограмма 2 "Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" (приложение N 2 к настоящей Программе) - совершенствование механизмов обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, формирование установок общественного сознания на повышение ценностей ответственного родительства и семейного образа жизни;
3) подпрограмма 3 "Развитие системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий" (приложение N 3 к настоящей Программе) - создание условий эффективной интеграции в общество граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;
4) подпрограмма 4 "Социальная защита граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей" (приложение N 4 к настоящей Программе) - совершенствование технологий социальной реабилитации и адаптации граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей;
5) подпрограмма 5 "Мероприятия по социальной поддержке ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, и лиц, пострадавших от радиационного воздействия" (приложение N 5 к настоящей Программе) - повышение качества жизни ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от радиационного воздействия, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
6) подпрограмма 6 "Развитие системы стационарного обслуживания" (приложение N 6 к настоящей Программе) - повышение качества услуг, оказываемых в учреждениях стационарного социального обслуживая, и улучшение условий проживания граждан;
7) подпрограмма 7 "Развитие добровольческого движения и благотворительности в Свердловской области" (приложение N 7 к настоящей Программе) - привлечение предприятий и организаций различных форм собственности к решению проблем социально не защищенных категорий граждан и развитие волонтерского движения;
8) подпрограмма 8 "Дооснащение, модернизация технического и программного обеспечения, защита информации в системе социальной защиты населения Свердловской области" (приложение N 8 к настоящей Программе) - улучшение условий реализации гражданами, проживающими на территории Свердловской области, своих прав в сфере социального обеспечения;
9) подпрограмма 9 "Содействие трудовой занятости лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы" (приложение N 9 к настоящей Программе) - разработка и реализация мер, направленных на оказание помощи лицам, осужденным к наказанию в виде лишения свободы, в профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, приобретении и закреплении опыта профессионально-трудовой деятельности.
Задачи Программы в соответствии с подпрограммами:
1) подпрограмма 1 "Доступная среда для инвалидов":
формирование толерантного общественного отношения к проблемам инвалидов;
развитие системы оказания социальных услуг в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации, внедрение новых технологий социальной поддержки и социального обслуживания населения;
укрепление материально-технической базы и оснащение современным оборудованием государственных областных учреждений социального обслуживания населения;
подготовка кадрового состава по вопросам реабилитации инвалидов и ветеранов, обследованию объектов социальной инфраструктуры;
проведение мероприятий по социальной реабилитации инвалидов методами культуры и искусства, спорта и туризма для раскрытия творческого потенциала инвалидов и их социальной адаптации в обществе;
2) подпрограмма 2 "Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения":
сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
поддержка и пропаганда ответственного родительства и семейного образа жизни;
3) подпрограмма 3 "Развитие системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий":
разработка и внедрение технологий ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;
повышение квалификации работников социального обслуживания, занимающихся реабилитацией граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;
формирование толерантного отношения общества к гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, и лицам без определенного места жительства и занятий;
4) подпрограмма 4 "Социальная защита граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей":
организация оздоровления и отдыха граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей;
содействие в получении высшего образования, профессиональном обучении и переобучении граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы;
повышение качества и доступности социальных услуг и мероприятий, предоставляемых гражданам, ставшим инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членам их семей;
5) подпрограмма 5 "Мероприятия по социальной поддержке ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, и лиц, пострадавших от радиационного воздействия":
оказание социальной поддержки ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, детям защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
6) подпрограмма 6 "Развитие системы стационарного обслуживания":
создание новых мест с целью расширения коечной сети учреждений стационарного социального обслуживания путем строительства новых объектов;
7) подпрограмма 7 "Развитие добровольческого движения и благотворительности в Свердловской области":
выявление и поддержка перспективных направлений добровольческого и волонтерского движений;
8) подпрограмма 8 "Дооснащение, модернизация технического и программного обеспечения, защита информации в системе социальной защиты населения Свердловской области":
внедрение на территории Свердловской области единой автоматизированной информационной системы, позволяющей вести персонифицированный учет льготных категорий граждан, назначение и выплату социальных пособий и компенсаций, оказание государственных услуг в электронном виде;
взаимодействие системы социальной защиты населения Свердловской области с органами записи актов гражданского состояния, Управлением Федеральной миграционной службы России по Свердловской области, Отделением Пенсионного фонда России по Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области для обеспечения высокого качества обслуживания населения на основе использования современных автоматизированных систем, вычислительных сетей и ведомственных информационных ресурсов;
предотвращения несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации с ограниченным доступом;
организация внедрения автоматизированной системы услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений" для обеспечения объективного и динамичного учета выполнения государственного задания;
унификация и оптимизация процедур, связанных с обеспечением процесса социального обслуживания;
9) подпрограмма 9 "Содействие трудовой занятости лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы" -
внедрение современных технологий в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, повышение качества и конкурентноспособности выпускаемой продукции;
создание новых рабочих мест для лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы;
повышение профессионального уровня трудоустроенных лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы |
5. | Важнейшие целевые показатели | 1) охват целевой аудитории общественно-просветительскими кампаниями по распространению идей, принципов и средств формирования толерантного отношения общества к инвалидам;
2) доля специалистов, охваченных подготовкой по работе с инвалидами и ветеранами;
3) показатель частичной реабилитации инвалидов;
4) количество учреждений социального обслуживания населения, в которых проведено укрепление материально-технической базы для внедрения новых реабилитационных технологий;
5) охват инвалидов областными мероприятиями и мероприятиями, проводимыми на муниципальном уровне, а также за счет различных финансовых источников, по социокультурной реабилитации, спортивными мероприятиями;
удельный вес зданий органов и учреждений системы социальной защиты населения Свердловской области, оборудованных с учетом доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
7) доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности инвалидов, обратившихся в государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области с целью поиска подходящей работы;
8) доля квотируемых рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды, в общей квоте, установленной для приема на работу инвалидов;
9) снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении;
10) сокращение числа вновь выявленных социальных сирот;
11) доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье);
12) сокращение случаев отмены передачи детей на семейные формы устройства к количеству переданных в семьи детей в предшествующий год;
13) удельный вес граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий, вовлеченных в процесс социальной реабилитации граждан, от общего количества граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;
14) удельный вес специалистов по социальной работе, прошедших обучение, от общего количества специалистов по социальной работе;
15) удельный вес мобильных бригад, оснащенных автомобилями, от общего количества мобильных бригад, нуждающихся в оснащении автотранспортом;
16) удельный вес учреждений социального обслуживания населения, имеющих пункты оказания социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе модульных зданий, от общего количества учреждений социального обслуживания населения;
17) удельный вес граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей, получивших оздоровление и отдых в течение года, от общего количества граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей;
18) удельный вес граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, прошедших профессиональное обучение и переподготовку, от общего количества граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы;
19) количество ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от воздействия радиации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, вовлеченных в проводимые мероприятия;
20) увеличение количества введенных в эксплуатацию койко-мест, отвечающих комфортным условиям проживания;
21) увеличение объема привлеченных благотворительных средств в социальную сферу;
22) увеличение количества социальных проектов, участвующих в областном конкурсе социальных проектов, в рамках проведения Добровольческого форума и работы по развитию волонтерского движения;
23) доля дооснащенных и модернизированных единиц компьютерного парка, серверов, сетевого оборудования, создания защищенных каналов связи, обеспечения лицензионными программными средствами от фактической потребности Министерства социальной политики Свердловской области;
24) доля дооснащенных и модернизированных единиц компьютерного парка, сетевого оборудования, установки средств защиты от несанкционированного доступа, создания защищенных каналов связи, обеспечения лицензионными программными средствами от фактической потребности территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения;
25) доля дооснащенных и модернизированных единиц компьютерного парка, серверов, сетевого оборудования, установки средств защиты от несанкционированного доступа, создания защищенных каналов связи, обеспечения лицензионными программными средствами от фактической потребности областных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области;
26) удельный вес лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, привлеченных к труду в учреждениях исполнения наказания, от общего количества лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы;
27) удельный вес лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, овладевших новыми специальностями в учреждениях исполнения наказания, от общего количества лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы |
6. | Перечень подпрограмм | 1) подпрограмма 1 "Доступная среда для инвалидов";
2) подпрограмма 2 "Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения";
3) подпрограмма 3 "Развитие системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий";
4) подпрограмма 4 "Социальная защита граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей";
5) подпрограмма 5 "Мероприятия по социальной поддержке ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, и лиц, пострадавших от радиационного воздействия";
6) подпрограмма 6 "Развитие системы стационарного обслуживания";
7) подпрограмма 7 "Развитие добровольческого движения и благотворительности в Свердловской области";
8) подпрограмма 8 "Дооснащение, модернизация технического и программного обеспечения, защита информации в системе социальной защиты населения Свердловской области";
9) подпрограмма 9 "Содействие трудовой занятости лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы" |
7. | Сроки реализации Программы | 2011-2015 годы |
8. | Объемы и источники финансирования | всего по Программе за счет средств: областного бюджета - 4098725,1 тыс. рублей, в том числе:2011 год - 839000,0 тыс. рублей;2012 год - 1268492,5 тыс. рублей; 2013 год - 630926,0 тыс. рублей; 2014 год - 657307,4 тыс. рублей; 2015 год - 702999,2 тыс. рублей |
9. | Наличие и объемы субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных целевых программ | нет |
10. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | результаты реализации Программы:
1) охват целевой аудитории общественно-просветительскими кампаниями по распространению идей, принципов и средств формирования толерантного отношения общества к инвалидам - не менее 40 процентов;
2) доля специалистов, охваченных подготовкой по работе с инвалидами и ветеранами, - не менее 40 процентов;
3) показатель частичной реабилитации инвалидов - не менее 15,8 процента;
4) количество учреждений социального обслуживания населения, в которых проведено укрепление материально-технической базы для внедрения новых реабилитационных технологий, - 68 учреждений;
5) охват инвалидов областными мероприятиями и мероприятиями, проводимыми на муниципальном уровне, а также за счет различных финансовых источников, по социокультурной реабилитации, спортивными мероприятиями - не менее 22 процентов;
6) удельный вес зданий органов и учреждений системы социальной защиты населения Свердловской области, оборудованных с учетом доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, - не менее 30 процентов;
7) доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности инвалидов, обратившихся в государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области с целью поиска подходящей работы, - не менее 30 процентов;
8) доля квотируемых рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды, в общей квоте, установленной для приема на работу инвалидов, - не менее 65 процентов;
9) снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении, по отношению к предыдущему году - не менее 16 процентов;
10) сокращение числа вновь выявленных социальных сирот по отношению к предыдущему году,- не менее 20 процентов;
11) доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье), - не менее 76 процентов;
12) ежегодное приобретение не менее 400 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
13) сокращение случаев отмены передачи детей на семейные формы устройства к количеству переданных в семьи детей в предшествующий год - не менее 5 процентов;
14) удельный вес граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий, вовлеченных в процесс социальной реабилитации граждан, от общего количества граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий - не менее 10 процентов ежегодно;
15) удельный вес специалистов по социальной работе, прошедших обучение, от общего количества специалистов по социальной работе - не менее 20 процентов ежегодно;
16) удельный вес мобильных бригад, оснащенных автомобилями, от общего количества мобильных бригад, нуждающихся в оснащении автотранспортом, - не менее 54 процентов;
17) удельный вес учреждений социального обслуживания населения, имеющих пункты оказания социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе модульных зданий, от общего количества учреждений социального обслуживания населения - не менее 45,5 процента;
18) удельный вес граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей, получивших оздоровление и отдых в течение года, от общего количества граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей, - не менее 7,5 процента;
19) удельный вес граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, прошедших профессиональное обучение и переподготовку, от общего количества граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, - не менее 1,2 процента;
20) проведение не менее 6 мероприятий, посвященных памятным датам;
21) организация оздоровительной поездки на теплоходе ежегодно не менее 110 человек из числа ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
22) предоставление единовременной денежной выплаты для посещения детьми погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов защитников Отечества воинских захоронений времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - ежегодно не менее 80 человек;
23) увеличение количества введенных в эксплуатацию койко-мест, отвечающих комфортным условиям проживания, не менее чем на 200 койко-мест;
24) увеличение объема привлеченных благотворительных средств в социальную сферу ежегодно на 3 процента;
25) увеличение количества социальных проектов, участвующих в областном конкурсе социальных проектов, в рамках проведения Добровольческого форума и работы по развитию волонтерского движения ежегодно на 5 процентов;
26) доля дооснащенных и модернизированных единиц компьютерного парка, серверов, сетевого оборудования, создания защищенных каналов связи, обеспечения лицензионными программными средствами от фактической потребности Министерства социальной политики Свердловской области;
27) доля дооснащенных и модернизированных единиц компьютерного парка, сетевого оборудования, установки средств защиты от несанкционированного доступа, создания защищенных каналов связи, обеспечения лицензионными программными средствами от фактической потребности территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения;
28) доля дооснащенных и модернизированных единиц компьютерного парка, серверов, сетевого оборудования, установки средств защиты от несанкционированного доступа, создания защищенных каналов связи, обеспечения лицензионными программными средствами от фактической потребности областных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области;
29) удельный вес лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, привлеченных к труду в учреждениях исполнения наказания, от общего количества лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, - не менее 6 процентов;
30) удельный вес лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, овладевших новыми специальностями в учреждениях исполнения наказания, от общего количества лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, - не менее 3,2 процента |
Необходимость разработки и реализации Программы вызвана следующими проблемами.
1. В Свердловской области по состоянию на 1 января 2010 года 346039 человек (7,2 процента населения) имеют статус инвалида. Показатель полной реабилитации инвалидов в возрасте старше 18 лет составляет 5,45 процента, частичной реабилитации - 15,7 процента.
Комплекс социальных реабилитационных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания населения должен включать мероприятия по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-культурной реабилитации, социально-бытовой адаптации, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Реабилитационные услуги должны предоставляться комплексно, последовательно и непрерывно. Данные услуги должны предоставляться инвалиду независимо от места его проживания, для чего необходимо соответствующее оснащение учреждений социального обслуживания населения оборудованием в соответствии с современными требованиями в целях оказания социальных услуг.
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Областной центр реабилитации инвалидов" (далее - Центр) было создано на основании Указа Губернатора Свердловской области от 22 апреля 2003 года N 181-УГ "О создании Свердловского областного государственного учреждения "Областной центр реабилитации инвалидов". Первая очередь Центра сдана в эксплуатацию в 2008 году. Центр планировался как комплекс зданий для проведения комплексной реабилитации инвалидов Свердловской области. Учреждение является ведущим организационно-методическим центром по социальной реабилитации инвалидов в Свердловской области. Завершение строительства Центра позволит расширить спектр оказываемых социальных и реабилитационных услуг инвалидам, внедрять в учреждениях социального обслуживания населения более эффективные технологии социальной реабилитации, проводить массовые спортивные и культурные мероприятия для инвалидов Свердловской области.
Создание системного подхода, последовательности и преемственности в проведении социальной реабилитации инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания населения с использованием современных реабилитационных технологий возможно при государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
В Свердловской области из 23 тыс. обследованных зданий (без учета жилого фонда) 38 процентов частично оборудованы элементами доступности.
В свете современных требований по модернизации социальных служб и предоставлении услуг в электронной форме необходимо создавать условия для доступа инвалидов к информации, общения в электронной форме, получения дистанционного образования.
2. По-прежнему остаются стабильно высокими численность вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2008 год - 3947 человек, 2009 год- 3884 человека), и доля социальных сирот в общем числе детей, оставшихся без попечения родителей (2008 год - 87,4 процента, 2009 год - 89 процентов).
Мероприятия Программы, направленные на профилактику социального сиротства и формирование ответственного родительства, разработаны в соответствии с Концепцией реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 20.10.2009 N 1522-ПП "О Концепции реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2020 года".
Мероприятия Программы, направленные на профилактику социального сиротства и формирование ответственного родительства, определяют комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, ориентированных на использование современных технологий и инноваций в профилактике детского и семейного неблагополучия.
3. По данным Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области, ежегодно освобождаются из мест лишения свободы 10-12 тыс. человек, из них до 30 процентов лиц без определенного места жительства.
По данным социальных служб около 50 процентов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, обращаются в различные инстанции за помощью, в том числе: трудоспособного возраста - до 98 процентов; пенсионеров - до 2 процентов; инвалидов - 0,5 процента; несовершеннолетних - 0,2 процента, мужчин - до 90 процентов, женщин - до 10 процентов.
Как правило, большинство клиентов имеют комплекс проблем, каждая из которых для конкретного человека является животрепещущей.
Достоверных сведений о социально-бытовом обустройстве граждан, не обращавшихся за помощью в социальные службы, в настоящее время нет по следующим причинам:
недостаточно налажен обмен информацией и взаимодействие между заинтересованными органами (в первую очередь между органами исполнения наказания, социальной защиты населения, регистрационными службами Министерства внутренних дел, органами внутренних дел);
оказание помощи освобожденным осуществляется на основании их заявлений или личных устных обращений в учреждения социальной защиты населения и других ведомств;
отсутствие единого центра по координации работы заинтересованных учреждений для проведения мониторинга и анализа социально-бытового обустройства, разработки методик работы с данной категорией граждан, обобщения передового отечественного и зарубежного опыта работы.
Остро стоит проблема по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий.
Органы социальной защиты населения располагают численностью добровольно обратившихся граждан или тех, кто нуждается в медицинской помощи, кто нарушил правила общественного порядка. Это лишь малая часть лиц без определенного места жительства и занятий, которые живут в подвалах, теплотрассах, подъездах, на свалках. Кроме того, граждане этой категории являются носителями и источниками инфекционных заболеваний, нуждаются прежде всего в санитарно-гигиенической обработке и лечении.
Для решения данных вопросов необходимо создание пунктов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе модульных зданий, в которых организовано питание, выдача вещей, санитарная обработка, ночевка, ведется их учет, фотографирование и заполнение социальной карты, осуществляется выдача удостоверения категории лица без определенного места жительства (далее - БОМЖ) (с фотографией и данными, представленными гражданином).
Реализация мероприятий по социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий будет иметь следующие социально-экономические последствия:
1) специалисты учреждений социального обслуживания населения Свердловской области будут подготовлены к оказанию услуг лицам категории БОМЖ с привлечением взаимодействующих структур;
2) снизится число лиц категории БОМЖ, имеющих неопрятный вид, на улицах и в общественных местах;
3) снизится число правонарушений и преступлений, уменьшится опасность распространения инфекционных заболеваний;
4) снизится уровень рецидивной преступности, совершаемой гражданами, отбывшими уголовное наказание, в последствие ставшими лицами категории БОМЖ;
5) увеличится количество лиц категории БОМЖ, вернувшихся к нормальной жизни.
4. В Свердловской области насчитывается более 5000 граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы.
Ранения, травмы, заболевания, полученные инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы, являются в основном тяжелыми и множественными, приводят к выраженным нарушениям функций организма. Они протекают на фоне глубочайшего психологического кризиса, возникающего из-за посттравматического стрессового синдрома. Переориентация психологического состояния инвалида вследствие боевых действий и военной травмы является основой для дальнейшего развития его реабилитационного потенциала и интеграции в общество.
Учитывая, что большая часть инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы - люди трудоспособного возраста, требуется развитие инфраструктуры для их профессиональной реабилитации.
5. Социальная поддержка ветеранов всегда была одним из приоритетных направлений в деятельности Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области.
По состоянию на 1 августа 2010 года на территории Свердловской области проживает 10300 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 70928 тружеников тыла, 19682 члена семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Мероприятия, планируемые в рамках Программы, направлены на формирование общественного отношения к проблемам ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от радиационного воздействия, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
6. В настоящее время в Свердловской области сложилась напряженная обстановка в вопросах стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, страдающих хроническими психическими заболеваниями, которые являются частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном постороннем уходе, по условиям их размещения в областных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Особую озабоченность вызывает ситуация, сложившаяся в психоневрологических интернатах, где обеспеченность жилой площадью на одного проживающего не отвечает санитарно-гигиеническим нормам.
Для полного удовлетворения потребности в стационарном социальном обслуживании населения Свердловской области необходимо иметь в учреждениях 9911 мест, в том числе в домах-интернатах для престарелых и инвалидов - 4820 мест, в психоневрологических интернатах - 5091 место.
Общее количество мест, отвечающих должному уровню комфортности, - 4789 мест, в том числе в домах-интернатах для престарелых и инвалидов - 2756 мест, в психоневрологических интернатах - 2033 места.
В перспективе для стационарного социального обслуживания населения требуется создание дополнительно 5122 новых мест, в том числе в домах-интернатах для престарелых и инвалидов - 2064 мест, в психоневрологических интернатах - 3058 мест.
Вместе с тем в очереди на поступление в дома-интернаты состоят 440 человек, в том числе в психоневрологические интернаты - 383 человека.
Создание новых мест, отвечающих уровню комфортности проживания в условиях стационарного социального обслуживая, возможно путем строительства новых объектов.
7. Благотворительность является важнейшим инструментом социальной политики.
Благодаря благотворительной деятельности:
государство получает дополнительные ресурсы для проведения эффективной социальной политики;
организации и граждане не только решают волнующие их социальные проблемы, но и получают новые возможности для самореализации и активного участия в жизни сообщества;
Департаментом стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации разрабатывается проект Концепции содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности в России, основными направлениями которой являются налоговое стимулирование жертвователей, развитие инфраструктуры благотворительности и гражданское образование молодежи.
Правительство Свердловской области высоко оценивает значимость благотворительной деятельности предприятий области. Привлечение ресурсов благотворительного сектора для решения широкого спектра задач, включая дополнительное финансирование бюджетных учреждений, становится существенной и неотъемлемой частью региональной политики в социальной сфере.
Ежегодно в Свердловской области проводятся Дни милосердия с подведением итогов благотворительной деятельности коммерческих организаций и добровольцев.
Добровольческая деятельность лежит в основе функционирования некоммерческого сектора Свердловской области.
Основными принципами социального добровольчества являются: