Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2010 года N 1469-ПП

Об утверждении областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 27 декабря 2013 года N 1634-ПП

____________________________________________________________________


В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, N 342-343) Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы (прилагается).

2. Признать утратившими силу следующие Постановления Правительства Свердловской области:

1) от 15.07.2008 N 722-ПП "Об областной государственной целевой программе "Социальная защита населения и социальная поддержка населения" на 2009-2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-5, ст.1155) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 23.01.2009 N 31-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 1-1, ст. 62), от 15.10.2009 N 1266-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 10-3, ст.1429), от 20.10.2009 N 1528-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 10-4, ст.1599), от 08.02.2010 N 167-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2010, N 2-1, ст.191);

2) от 15.07.2008 N 723-ПП "Об областной государственной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Свердловской области и социальная защита граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей" на 2009-2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-5, ст.1156).

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области - министра социальной защиты населения Свердловской области Власова В.А.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".



Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 11 октября 2010 года N 1469-ПП

Областная целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы

Раздел 1. Характеристика проблемы


Областная целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа) включает 7 подпрограмм:

1) подпрограмма 1 "Доступная среда для инвалидов";

2) подпрограмма 2 "Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения";

3) подпрограмма 3 "Развитие системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий";

4) подпрограмма 4 "Социальная защита граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей";

5) подпрограмма 5 "Мероприятия по социальной поддержке ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, и лиц, пострадавших от радиационного воздействия";

6) подпрограмма 6 "Развитие системы стационарного обслуживания";

7) подпрограмма 7 "Развитие добровольческого движения и благотворительности в Свердловской области".

Право на меры социальной поддержки в Свердловской области имеют по состоянию на 1 августа 2010 года:

в соответствии с действующим федеральным законодательством 408414 человек;

в соответствии с действующим областным законодательством 441363 человека.

Параграф 1. Подпрограмма 1 "Доступная среда для инвалидов"


В Свердловской области по состоянию на 1 января 2010 года 346039 человек (7,2 процента населения) имеют статус инвалид. Показатель полной реабилитации инвалидов в возрасте старше 18 лет составляет 5,45 процента, частичной реабилитации - 15,7 процента.

Комплекс социальных реабилитационных услуг в государственных областных учреждениях социального обслуживания населения должен включать мероприятия по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-культурной реабилитации, социально-бытовой адаптации, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Реабилитационные услуги направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида в целях содействия социальной адаптации инвалидов и интеграции их в общество. Реабилитационные услуги должны предоставляться комплексно, последовательно и непрерывно. Данные услуги должны предоставляться инвалиду независимо от места его проживания.

При передаче в 2006 году учреждений социального обслуживания населения под юрисдикцию Министерства социальной защиты населения Свердловской области большинство из них не обладало необходимой материальной и кадровой базой для предоставления всего комплекса социальных услуг, внедрения современных реабилитационных технологий. Необходимо соответствующее оснащение данных учреждений оборудованием в соответствии с современными требованиями в целях оказания социальных услуг.

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Областной центр реабилитации инвалидов" (далее - Центр) было создано на основании Указа Губернатора Свердловской области от 22 апреля 2003 года N 181-УГ "О создании Свердловского областного государственного учреждения "Областной центр реабилитации инвалидов" ("Областная газета", 2003, 25 апреля, N 87-88). Первая очередь Центра сдана в эксплуатацию в 2008 году. Центр планировался как комплекс зданий для проведения комплексной реабилитации инвалидов Свердловской области. Учреждение является ведущим организационно-методическим центром по социальной реабилитации инвалидов в Свердловской области. Начало строительства 2-й очереди Центра планируется в 2012 году. Общая площадь зданий 2-й очереди Центра будет составлять 7796,88 кв.м, в том числе спортивный зал, специально приспособленный для инвалидов, - 2357,31 кв.м, бассейн на две дорожки - 384,98 кв.м, прачечная - 81,88 кв.м, жилая площадь - 1311,18 кв.м, театральный зал - 251,30 кв.м, учебные классы с автостоянкой для обучения инвалидов вождению - 378 кв.м, выставочный и учебный залы с пунктом проката технических средств реабилитации - 200,20 кв.м, слесарная и деревообрабатывающая мастерские - по 30 кв.м для обучения начальным профессиональным навыкам. Завершение строительства Центра позволит расширить спектр оказываемых социальных и реабилитационных услуг инвалидам, внедрять в учреждениях социального обслуживания населения более эффективные технологии социальной реабилитации, проводить массовые спортивные и культурные мероприятия для инвалидов Свердловской области.

Создание системного подхода, последовательности и преемственности в проведении социальной реабилитации инвалидов в государственных областных учреждениях социального обслуживания населения с использованием современных реабилитационных технологий возможно при государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.

В преддверии ратификации Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов предстоит большая работа на всех уровнях власти. В Свердловской области из 23 тыс. обследованных зданий (без учета жилого фонда) 38% частично оборудованы элементами доступности.

В свете современных требований по модернизации социальных служб и предоставлении услуг в электронной форме необходимо создавать условия для доступа инвалидов к информации, общения в электронной форме, получения дистанционного образования.

Параграф 2. Подпрограмма 2 "Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения"


Последовательная реализация региональной политики в отношении создания государственного и общественного механизма системного влияния на социальные проблемы семьи и детей позволила к 2009 году достичь положительных результатов в области профилактики детского и семейного неблагополучия.

На фоне общей тенденции сокращения общей численности населения и численности детского населения в Свердловской области в 2009 году по сравнению с аналогичными показателями 2008 года:

на 8,5 процента и 25,7 процента снизилась численность семей и детей в них соответственно, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в территориальных исполнительных органах государственной власти в сфере социальной защиты населения;

на 3,1 процента снизилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства Свердловской области;

на 1,6 процента снизилась численность впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;

на 6,7 процента снизилась численность детей, утративших родительское попечение и находящихся в учреждениях государственного воспитания всех типов;

в 1,4 раза увеличилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемных семьях, при общем снижении на 6% численности детей данной категории, находящихся под опекой, попечительством.

Несмотря на положительные тенденции сокращения численности семей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемных семьях, проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства.

По-прежнему остаются стабильно высокими численность вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2008 год - 3947 человек, 2009 год - 3884 человека), и доля социальных сирот в общем числе детей, оставшихся без попечения родителей (2008 год - 87,4 процента, 2009 год - 89 процентов). Повышение качества профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентированных на эффективное обеспечение права детей жить и воспитываться в семье, организация эффективного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, формирование установок общественного сознания на повышение ценностей ответственного родительства и семейного образа жизни происходит очень медленно.

Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, ориентированных на использование современных технологий и инноваций в профилактике детского и семейного неблагополучия.

Мероприятия Программы, направленные на профилактику социального сиротства и формирование ответственного родительства, определяют комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и долгосрочную перспективы. Мероприятия Программы разработаны в соответствии с Концепцией реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 20.10.2009 N 1522-ПП "О концепции реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2010, N 10-4, ст.1597) и Программой демографического развития Свердловской области на период до 2025 года "Уральская семья", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.08.2007 N 830-ПП "О программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья")" вместе с "Планом мероприятий по реализации I этапа (2007-2010 годы) Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья")" (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, N 8-2, ст.1280) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 01.03.2010 N 283-ПП.

Параграф 3. Подпрограмма 3 "Развитие системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий"


По данным Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области ежегодно освобождается из мест лишения свободы 10 - 12 тыс. человек, из них до 30 процентов лиц без определенного места жительства.

По данным социальных служб около 50 процентов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, обращаются в различные инстанции за помощью, в том числе: трудоспособного возраста - до 98 процентов; пенсионеров - до 2 процентов; инвалидов - 0,5 процента; несовершеннолетних - 0,2 процента, мужчин - до 90 процентов, женщин - до 10 процентов.

Анализ обращений граждан, отбывших уголовное наказание, показывает, что они обращаются за помощью для решения следующих вопросов:

1) предоставление временного приюта;

2) питание;

3) временная регистрация;

4) медицинская помощь;

5) материальная помощь в денежном виде;

6) содействие в восстановлении документов;

7) обеспечение одеждой по сезону;

8) санитарно-гигиенические и банно-прачечные услуги;

9) установление гражданства;

10) предоставление работы;

11) содействие в проезде к месту жительства или к родственникам;

12) содействие в трудоустройстве: обучение, переподготовка, профориентация;

13) восстановление родственных связей;

14) помощь психолога;

15) обеспечение постоянным жильем.

Как правило, большинство клиентов имеют комплекс проблем, каждая из которых для конкретного человека является животрепещущей.

Достоверных сведений о социально-бытовом обустройстве граждан, не обращавшихся за помощью в социальные службы, в настоящее время нет по следующим причинам:

недостаточно налажен обмен информацией и взаимодействия между заинтересованными органами (в первую очередь между органами исполнения наказания, социальной защиты населения, регистрационными службами министерства внутренних дел, органами внутренних дел);

оказание помощи освобожденным осуществляется на основании их заявлений или личных устных обращений в учреждения социальной защиты населения и других ведомств;

отсутствие единого центра по координации работы заинтересованных учреждений для проведения мониторинга и анализа социально-бытового обустройства, разработки методик работы с данной категорией граждан, обобщения передового отечественного и зарубежного опыта работы.

Остро стоит проблема по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий. Причины, по которым человек скатывается на "социальное дно", могут быть самые разные: от нарушения семейных связей или мошенничества с жильем до алкоголизма или пребывания в заключении.

Данные о зарегистрированных лицах категории "бомж" на территории Свердловской области приведены в таблице 1.


Таблица 1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»