Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2011 года N 1029-ПП
г.Екатеринбург

О Концепции водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратило силу с 25 июня 2017 года на основании
постановления Правительства Свердловской области от 8 июня 2017 года N 409-ПП
____________________________________________________________________


В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области па период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесёнными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044) и от 29.12.2010 N 1910-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2010, N 12-4, ст.2151), и от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2008, 14 октября, N 330-331) с изменениями, внесёнными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044) и от 19.04.2010 N 623-ПП ("Областная газета", 2010, 24 апреля, N 136-137), в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и улучшения качества жизни населения Свердловской области, безопасного и рационального использования имеющегося водно-ресурсного потенциала в интересах области Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Одобрить Концепцию водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Крючкова К.В.

3. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".


Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин



К постановлению
Правительства Свердловской области
oт 5 августа 2011 года N 1029-ПП

Концепция водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года

Раздел 1. Общие положения



Свердловская область является одним из наиболее развитых в индустриальном отношении регионов страны. Она занимает площадь 194300 кв.км. Численность населения области составляет около 4,4 миллиона человек. На территории области расположено 94 муниципальных образования, объединенных в 5 управленческих округов. В состав муниципальных образований в Свердловской области входит около 1914 населенных пунктов, в том числе 47 городов, 98 сел и поселков с численностью населения от 0,3 до 15 тысяч человек и более 1800 сельских населенных пунктов, незначительных по численности жителей.

Концепция водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года.

Концепция представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, научно-технического и технологического характера, направленных на создание благоприятной среды обитания нынешнего и будущих поколений людей, восстановление и сохранение водохозяйственной системы Свердловской области.

Концепция разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесёнными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044) и от 29.12.2010 N 1910-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2010, N 12-4, ст.2151) (далее - Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года), и от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2008, 14 октября, N 330-331) с изменениями, внесёнными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044) и от 19.04.2010 N 623-ПП ("Областная газета", 2010, 24 апреля, N 136-137), на основе Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 28.07.2009 N 865-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 7-1, ст.963).

Концепция основывается на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере водного хозяйства, охраны и рационального использования водных ресурсов.

Настоящая Концепция определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса Свердловской области, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также направления деятельности по формированию и реализации конкурентных преимуществ Свердловской области в водоресурсной сфере.

Настоящая Концепция закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, по обеспечению наибольшего социального и экономического эффекта от рационального использования водных объектов и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.

Концепция определяет необходимые и достаточные условия создания организованного и управляемого государственного механизма, ориентированного на обеспечение повышения уровня экологической безопасности и качества жизни населения, формулирует современные экономические механизмы, стимулирующие снижение экологической опасности по водному фактору; устанавливает формы участия в этой работе органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, водопользователей, общественных организаций и населения области.

Соблюдение требований по обеспечению водной безопасности должно стать одной из основ при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории области, обеспечить долгосрочные экономические интересы водопользователей, стать осознанной общественной обязанностью населения Свердловской области.

Реализация положений Концепции предполагает:

разработку региональных законов и иных нормативных правовых актов в области регулирования рационального и безопасного водопользования и охраны водных объектов;

создание эффективной системы управления использованием и охраной водных объектов и обеспечения водной безопасности;

разработку, реализацию и координацию совместных планов и программ действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, водопользователей и населения на основе системного и научно обоснованного подхода к обеспечению водной безопасности.

Раздел 2. Основные термины и определения, используемые в Концепции


Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод.

Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водный режим - изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте.

Водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.

Водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом.

Водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения.

Водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.

Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в Свердловской области, физических лиц, юридических лиц.

Истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро.

Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Раздел 3. Современное состояние и проблемы водохозяйственного комплекса Свердловской области

     

Глава 1. Водно-ресурсный потенциал Свердловской области


Поверхностные водные ресурсы

Регион промышленного Урала, в состав которого входит Свердловская область, занимая водораздельное положение, располагает ограниченными водными ресурсами. Естественной основой водоснабжения на современном этапе являются местный сток рек, запасы воды в озерах и подземные воды зоны активного водообмена.

Речная сеть Свердловской области принадлежит бассейнам Каспийского (река Кама, река Уфа) и Карского (река Тобол) морей. Гидрографическая сеть на территории области представлена 18414 реками общей протяжённостью более 68 тыс. км, в том числе - 17370 рек длиной до 10 км с общей протяжённостью 34 тыс.км; 1027 рек длиной от 10 до 200 км с общей протяжённостью 8,15 тыс.км. Эти водные объекты относятся к типу рек с четко выраженными весенними половодьями, летне-осенними дождевыми паводками и длительной устойчивой зимней меженью. В питании рек преимущественное значение имеют снеговые воды. Подземным путем формируется около 25-30 процентов годового стока, доля дождевого стока в период весеннего половодья в среднем не превышает 7 процентов сезонной величины, хотя в отдельные годы с дождливыми веснами она может достигать 20-25 процентов.

Средний многолетний объем речного стока Свердловской области составляет около 30 куб. км в год, в том числе на территории области формируется 29,1 куб.км. В расчётный для водоснабжения маловодный год 95 процентов обеспеченности объём годового стока рек снижается до 14,9 куб.км. Естественные эксплуатационные ресурсы поверхностных вод области составляют 16,5 куб. км/год. Однако 55 процентов водных ресурсов приходятся на северные слабообжитые районы, что значительно снижает возможности по их включению в хозяйственный оборот.

В целом по области водохозяйственный баланс рек положительный. Низкие величины минимального стока на большинстве рек и повышенное загрязнение отдельных участков рек обусловили недостаток водных ресурсов необходимого качества (до 30-80 процентов объёма) в муниципальном образовании "город Екатеринбург", городе Нижний Тагил, городском округе Первоуральск, Кировградском городском округе.

В целях обеспечения стабильного водоснабжения населения и отраслей промышленности в Свердловской области построен целый ряд прудов и водохранилищ, а также производятся внутрибассейновые и межбассейновые перекачки стока.

Внутрибассейновые перекачки стока рек: Ревдинское водохранилище на реке Ревда - Волчихинское водохранилище на реке Чусовой; Нижне-Сысертское водохранилище на реке Сысерть - город Каменск-Уральский (дефицит питьевой воды по городу Каменску-Уральскому покрывается за счёт водоотдачи Нижне-Сысертского водохранилища).

Межбассейновые перекачки стока рек: Нязепетровское водохранилище на реке Уфе - река Западная Чусовая; Волчихинское водохранилище на реке Чусовой - река Решётка (приток реки Исети) - Верх-Исетское водохранилище на реке Исеть; Аятское водохранилище на реке Аять - Верх-Нейвинское водохранилище на реке Нейве.

В Свердловской области эксплуатируется 128 водохранилищ объёмом более 1 млн.куб.м с суммарным объёмом 2,26 куб.км, в том числе 39 водохранилищ объёмом более 10 млн.куб. м, из них 7 водохранилищ объёмом более 100 млн.куб.м, 19 водохранилищ, расположенных на разных реках области, осуществляют многолетнее регулирование стока.

В Свердловской области имеются два крупных промышленных узла, питьевое водоснабжение которых осуществляется в основном из поверхностных водных объектов: Екатеринбургский и Нижне-Тагильский.

Екатеринбургский промышленный узел: питьевое водоснабжение муниципального образования "город Екатеринбург", Полевского городского округа, городского округа Дегтярск, городского округа Ревда, городского округа Первоуральск обеспечивается за счет полезной отдачи водохранилищ, расположенных на реке Чусовой, - Верхне-Макаровского и Волчихинского, на реке Ревда -Ново-Мариинского и на реке Уфа - Нязепетровского.

Для покрытия дефицита в питьевой воде муниципального образования "город Екатеринбург" привлекаются водные ресурсы реки Уфа, которые путём перекачки поступают в реку Западная Чусовая из Нязепетровского водохранилища, расположенного в Челябинской области. Переброска стока на сегодняшний день является единственным вариантом покрытия дефицита воды по Екатеринбургскому промышленному узлу.

Перекачка воды из другого бассейна - это дорогостоящее мероприятие, которое в конечном итоге приводит к повышению тарифов на воду для водопотребителей.

Качество вод большинства поверхностных водных объектов на территории Свердловской области не отвечает нормативным требованиям. Наиболее распространенными загрязняющими веществами в водных объектах Свердловской области являются соединения меди, марганца, цинка, железа, легкоокисляемые и трудноокисляемые органические вещества, азот аммония и азот нитритов, фенолы. В ряде случаев наблюдается дефицит растворенного в воде кислорода, повышенное содержание никеля, сульфатов и фосфора фосфатов. В отдельных створах наблюдается повышенное содержание фторидов (свыше 0,75 мг/куб.дм).

Основными причинами неудовлетворительного качества воды в поверхностных источниках являются:

1) хозяйственная деятельность на водосборе;

2) антропогенное и техногенное воздействие непосредственно на водоем (ливневые стоки, сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий и сельскохозяйственных комплексов);

3) отсутствие зон санитарной охраны на водозаборах и (или) несоблюдение регламентирующего режима хозяйственной деятельности в этих зонах;

4) несоблюдение регламента хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов.

Кроме загрязнителей антропогенного характера, в воде присутствуют естественные (природные) загрязнители.

Прогнозные ресурсы и разведанные запасы подземных вод

Территория Свердловской области характеризуется многообразием природных условий формирования ресурсов (запасов) подземных вод и их качества, что в сочетании с весьма значительной на отдельных площадях техногенной нагрузкой определяет сложные условия поиска, разведки и строительства водозаборов подземных вод, особенно хозяйственно-питьевого назначения.

Общая величина прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод составляет 19,482 млн.куб.м/сутки (225,5 куб.м/с).

Всего по состоянию на 1 января 2011 года на территории Свердловской области разведано и находится на государственном учете 524 месторождения (участка) пресных подземных вод, в том числе 465 месторождений, разведанных для хозяйственно-питьевого водоснабжения (включая 4 водоотлива), 58 -для производственно-технического (включая 9 водоотливов). Общее количество разведанных запасов на 1 января 2011 года составляет 1547,46 тыс.куб.м/сутки. При этом степень разведанности прогнозных ресурсов подземных вод на территории области, по сравнению с данными на начало 2010 года, не изменилась и составляет всего 7,9 процента, что указывает на недостаточные темпы выполнения работ по изысканию подземных источников водоснабжения. В наиболее освоенных районах степень изученности (разведанности) достигает 30-60 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»