Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2009 года N 865-ПП

О КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП, от 23.04.2015 N 284-ПП)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 1 октября 2020 года N 693-ПП

____________________________________________________________________


В соответствии с Постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) и от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2008, 14 октября, N 330-331), в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и улучшения качества жизни населения Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить Концепцию экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).

2. Утратил силу. - Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N 284-ПП.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (Крючков К.В.) разработать и в срок до 1 января 2010 года представить на утверждение Правительства Свердловской области план мероприятий по реализации Концепции.

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП)

4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 16.06.2004 N 505-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года" ("Областная газета", 2004, 22 июня, N 155-156).

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра инвестиций и развития Свердловской области А.В. Орлова.

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП, от 23.04.2015 N 284-ПП)

Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ






К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 28 июля 2009 года N 865-ПП

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП, от 23.04.2015 N 284-ПП)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов и мер политического, экономического, правового, образовательного, научно-технического, технологического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического и реабилитационного характера, направленных на создание экологически безопасной среды обитания нынешнего и будущих поколений людей, сохранение и восстановление природных комплексов и объектов на территории Свердловской области.

Концепция разработана в соответствии со стратегией развития России до 2020 года, Постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274), от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2008, 14 октября, N 330-331), на основе Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 16.06.2004 N 505-ПП ("Областная газета", 2004, 22 июня, N 155-156).

Концепция базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения.

Концепция учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП "О Концепции сбережения населения Свердловской области" ("Областная газета", 2001, 13 июня, N 114) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 04.06.2004 N 433-ПП ("Областная газета", 2004, 9 июня, N 142-143), от 16.10.2006 N 890-ПП ("Областная газета", 2006, 24 октября, N 356-357) и от 31.12.2008 N 1457-ПП ("Областная газета", 2009, 27 января, N 18-19), Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья"), утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 28.08.2007 N 830-ПП "О Программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья")" (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, N 8-2, ст. 1280) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.04.2008 N 350-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 4-2, ст. 516), от 23.01.2009 N 33-ПП, от 14.04.2009 N 411-ПП, в части обеспечения защиты жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также результаты выполнения первого этапа плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.03.2005 N 220-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 3, ст. 190) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2008 N 1389-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-6, ст. 2186).

Концепция является основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации областных государственных целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и планов действий, практической деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области или оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и оздоровления населения, учебных и научных учреждений, а также общественных организаций и средств массовой информации.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ


Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Устойчивое развитие - прогрессивное преобразование экономики и общества, поддерживаемое в течение длительного времени без нанесения серьезного и необратимого вреда окружающей среде и здоровью нынешнего и будущих поколений населения.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность).

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N 284-ПП)

Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы окружающей среды, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью человека либо угрозу жизни и здоровью будущих поколений.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и окружающую среду (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления их нарушенных функций.

Экологически неблагополучная территория - территория, где устойчивое негативное влияние факторов среды обитания превышает пределы безопасности для человека и окружающей природной среды.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Оценка риска для здоровья - процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека или здоровья будущих поколений, обусловленных воздействием факторов среды обитания.

Управление риском - процесс принятия решений, включающий рассмотрение совокупности политических, социальных, экономических, медико-социальных и технических факторов совместно с соответствующей информацией по оценке риска с целью разработки оптимальных решений по устранению или снижению уровня риска, а также способам последующего контроля (мониторинга) риска.

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Состояние окружающей среды Свердловской области определяется спецификой ее развития, характерной для старопромышленных регионов России:

1) высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство;

2) долговременным и непрерывным негативным воздействием на природные комплексы, вызвавшим резкое сокращение природно-ресурсного потенциала, а в некоторых случаях - их деградацию;

3) использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими накопление значительного количества отходов, загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, сокращение биологического разнообразия, ухудшение качества окружающей среды.

Перечисленные факторы обусловливают неблагоприятное качество окружающей среды, повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, деградацию природных комплексов, создают угрозу экологической безопасности Свердловской области. Около 70 процентов населения области проживает в условиях превышения предельно допустимых концентраций по содержанию токсических веществ в атмосферном воздухе. Наиболее неблагополучными по состоянию атмосферного воздуха являются территории муниципального образования город Екатеринбург, города Нижний Тагил, Первоуральского городского округа, города Каменска-Уральского, городского округа Красноуральск, городского округа Верхняя Пышма, Кировградского городского округа, Серовского городского округа, городского округа Краснотурьинск, Полевского городского округа, Ревдинского городского округа и Режевского городского округа. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют более 1255 тыс. тонн в год. Наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна вносят предприятия металлургического, топливно-энергетического и транспортного комплексов, объем вредных выбросов которых составляет соответственно 43,0 процента, 36,5 процента, 11,0 процента от общего объема выбросов по области. Позитивным является стабильное снижение выбросов металлургическими предприятиями. В то же время большинство из них по прежнему превышают установленные предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Остаются нерешенными проблемы санитарно-защитных зон промышленных предприятий, сооружений и объектов. Около 400,0 тыс. жителей Свердловской области проживают в санитарно-защитных зонах. Продолжают расти валовые выбросы автомобильного транспорта, парк которого ежегодно увеличивается на 10 - 12 процентов.

Качество воды большинства водных объектов области не отвечает нормативным требованиям. Так, качество воды реки Исеть варьирует от "грязной" до "очень грязной", рек Пышма и Чусовая колеблется от "грязной" до "экстремально грязной". В последние шесть лет в реке Пышма наблюдается дефицит растворенного в воде кислорода. Качество воды реки Тура ухудшается до категории "очень грязная" в нижнем течении. Качество воды рек Тавда, Ляля, Уфа на всем протяжении крайне низкое и вода в них характеризуется как "грязная". Среднегодовое содержание токсичных металлов, нефтепродуктов, соединений азота и других загрязняющих веществ в бассейнах рек Исеть, Чусовая, Пышма значительно превышает допустимые нормы. Шесть основных рек области включены в список наиболее загрязненных водных объектов России. Сброс сточных вод, включая шахтные и коллекторно-дренажные воды, в поверхностные водные объекты области составляет 1275,9 млн. куб. метров, в том числе загрязненных сточных вод - 868,1 млн. куб. метров в год (68 процентов). Около 51 процента загрязненных сточных вод поступают в поверхностные водные объекты от предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Это обусловлено значительным физическим и моральным износом основных фондов, отсутствием систем доочистки, постоянным нарушением требований эксплуатации очистных сооружений. Подземные воды испытывают значительное техногенное воздействие за счет фильтрации поверхностных вод из загрязненных почв. В результате загрязнения поверхностных и подземных водных объектов около 15 процентов источников централизованного водоснабжения не отвечают санитарным нормам по качеству воды. Около 3 млн. человек обеспечиваются водой из централизованных систем водоснабжения, не соответствующей нормам по санитарно-химическим показателям. В городах Асбесте, Ревде, Невьянске, Тавде, Туринске, Нижней Туре, Камышлове, поселках Байкалово, Пышма, Слобода Туринская, отнесенных к территориям риска по питьевому водоснабжению, токсикологические и органолептические показатели качества воды превышают гигиенические нормативы от 1,5 до 10 раз.

Качественное состояние значительной части земель области оценивается как неудовлетворительное. Негативное антропогенное воздействие на почвы вызвало резкое снижение их плодородия, истощение и деградацию. Масштабы техногенного загрязнения почвенного покрова области достигают 75 процентов площади зоны активного земледелия. Анализ изменения содержания гумуса показывает, что его запасы в пахотном слое почв снижаются в среднем за год на 0,04 процента, или по 1,0 - 1,2 тонны с 1 гектара.

Отходы производства и потребления являются одной из наиболее серьезных проблем в обеспечении экологической безопасности области. Объем накопленных отходов составляет 8,5 млрд. тонн, занимающих площадь более 18 тыс. га. В основном это вскрышные и вмещающие породы, отходы обогащения, металлургические шлаки, золошлаки. Ежегодно образуется около 185 млн. тонн отходов, в том числе около 10 млн. тонн токсичных отходов. Токсичные отходы размещаются на территориях предприятий, так как полигоны для их обезвреживания и захоронения отсутствуют. Особую опасность представляют шламохранилища и пруды-отстойники, в которых содержится более 900 млн. куб. м токсичных сточных вод. Неблагополучная ситуация сложилась со сбором, размещением и переработкой бытовых отходов. Более 90 процентов мест размещения бытовых отходов функционируют без проектов и других разрешительных документов и не соответствуют санитарным нормам. Переработке подвергаются около 7 процентов образующихся бытовых отходов, в то время как промышленные отходы в области перерабатываются в размере около 47 процентов от объема их образования. Наличие отходов обуславливает не только изъятие земель и их загрязнение, но и оказывает негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод. Требуется усиление мер по санитарной очистке и благоустройству городских территорий.

Более 83 процентов территории области покрыто лесами, площадь которых составляет 15,8 млн. га. Ежегодно вырубается более 20 тыс. га леса и практически такое же количество восстанавливается. Наметившаяся в последние годы тенденция недоиспользования расчетной лесосеки, особенно по мягколиственным породам, ухудшает санитарное состояние лесов, уменьшает их защитные свойства, снижает эффективность лесохозяйственного производства. В результате негативного влияния вредных выбросов в воздушный бассейн и сбросов в водный бассейн, загрязнения земель до 20 процентов лесов, расположенных в промышленных центрах области, подвержено дефолиации (потеря части листвы или хвои), что также снижает экологические способности лесов поглощать углекислый газ и продуцировать кислород.

Флора Свердловской области насчитывает около 1600 дикорастущих видов растений, 137 из них занесены в Красную книгу Среднего Урала. Под воздействием антропогенных нарушений возникают случаи исчезновения локальных популяций редчайших видов, в том числе занесенных в Красную книгу.

Животный мир Свердловской области достаточно разнообразен. Из млекопитающих встречаются обитатели тайги - лось, бурый медведь, росомаха, соболь. Несмотря на ухудшение природной среды обитания диких зверей и птиц, благодаря осуществлению специальных мер по оказанию помощи животным (подкормка в глубокоснежные периоды, создание охотничьих заказников, кормовых угодий) численность большинства видов животного мира сохраняется стабильной.

Рыбные ресурсы представлены массовыми видами рыб, составляющих основу промысловых запасов (карась, плотва, язь, лещ, щука, окунь, налим, судак, сиговые, ерш). В результате снижения промысловой нагрузки, а также прекращения сплава леса и снижения вырубки лесов наметилась тенденция стабилизации рыбных запасов в северных и восточных водоемах области. Рыбные ресурсы в бассейнах рек Исеть, Уфа, Чусовая подвержены истощению из-за значительного негативного антропогенного воздействия на эти водные объекты.

В области функционирует 1303 особо охраняемых природных территории (далее - ООПТ) общей площадью 1329,8 тыс. гектаров, что составляет 6,84 процента от общей площади Свердловской области. В число ООПТ входит три территории федерального значения (Висимский государственный природный биосферный заповедник, государственный природный заповедник "Денежкин Камень", национальный парк "Припышминские боры") и 1300 ООПТ областного значения. Из них наибольший интерес представляют четыре природных парка ("Оленьи ручьи", "Река Чусовая", "Малый Исток", "Бажовские места"), обеспечивающих создание условий для развития регулируемого туризма и отдыха населения, экологического просвещения, а также охраны и восстановления природных комплексов и объектов.

Радиационная обстановка на территории области в целом удовлетворительная. Прямых эффектов от воздействия радиационного фактора на население области и персонал в последние годы не отмечалось. К территориям с повышенными индивидуальными нагрузками, то есть превышающими среднеобластные, относятся 11 территорий с высоким радоновыделением и значительными нагрузками от медицинских рентгенрадиологических процедур. Это города Каменск-Уральский, Реж, Североуральск, Качканар, Первоуральск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Краснотурьинск, Каменский, Сысертский и Белоярский районы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»