ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 года N 409-ПП
О СТРАТЕГИИ ВОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
В соответствии с Областным законом от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" и Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области", в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и улучшения качества жизни населения Свердловской области, безопасного и рационального использования имеющегося водно-ресурсного потенциала в интересах Свердловской области Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить Стратегию водной безопасности Свердловской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) (прилагается).
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 05.08.2011 N 1029-ПП "О Концепции водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2011, 16 августа, N 297-298) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Орлова.
4. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Свердловской области
Е.В.Куйвашев
СТРАТЕГИЯ ВОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Свердловская область является одним из наиболее развитых в индустриальном отношении регионов страны. Она занимает площадь 194300 кв. км. Численность населения Свердловской области составляет около 4,4 млн. человек. На территории Свердловской области расположены 94 муниципальных образования, объединенных в 5 управленческих округов. В состав муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), входит около 1914 населенных пунктов, в том числе 47 городов, 98 сел и поселков с численностью населения от 0,3 до 15 тыс. человек и более 1800 сельских населенных пунктов, незначительных по численности жителей.
Стратегия водной безопасности Свердловской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года.
Стратегия представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, научно-технического и технологического характера, направленных на создание благоприятной среды обитания нынешнего и будущих поколений людей, восстановление и сохранение водохозяйственной системы Свердловской области.
Стратегия разработана в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы), на основе Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 28.07.2009 N 865-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года".
Стратегия основывается на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере водного хозяйства, охраны и рационального использования водных ресурсов.
Стратегия определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса Свердловской области, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также направления деятельности по формированию и реализации конкурентных преимуществ Свердловской области в водоресурсной сфере.
Стратегия закрепляет базовые принципы государственной политики в сфере использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечению наибольшего социального и экономического эффекта от рационального использования водных объектов и созданию условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.
Стратегия определяет необходимые и достаточные условия создания организованного и управляемого государственного механизма, ориентированного на обеспечение повышения уровня экологической безопасности и качества жизни населения, формулирует современные экономические механизмы, стимулирующие снижение экологической опасности по водному фактору, устанавливает формы участия в этой работе органов местного самоуправления муниципальных образований, водопользователей, общественных организаций и населения области.
Соблюдение требований по обеспечению водной безопасности является одной из основ при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Свердловской области, а также осознанной общественной обязанностью населения Свердловской области. Кроме того, соблюдение требований позволит обеспечить долгосрочные экономические интересы водопользователей.
Реализация положений Стратегии предполагает:
1) разработку региональных законов и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования рационального и безопасного водопользования и охраны водных объектов;
2) создание эффективной системы управления использованием и охраной водных объектов и обеспечения водной безопасности;
3) разработку, реализацию и координацию совместных планов и программ действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, водопользователей и населения на основе системного и научно обоснованного подхода к обеспечению водной безопасности.
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод.
Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.
Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водный режим - изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте.
Водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.
Водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Водопользователь - физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом.
Водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения.
Водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.
Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
Истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
Негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро.
Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
Регион промышленного Урала, в состав которого входит Свердловская область, занимая водораздельное положение, располагает ограниченными водными ресурсами. Естественной основой водоснабжения на современном этапе являются местный сток рек, запасы воды в озерах и подземные воды зоны активного водообмена.
Речная сеть Свердловской области принадлежит бассейнам Каспийского (реки Кама и Уфа) и Карского (река Тобол) морей. Гидрографическая сеть на территории Свердловской области представлена 18414 реками общей протяженностью более 68 тыс. км, в том числе 17370 реками длиной до 10 км с общей протяженностью 34 тыс. км, 1027 реками длиной от 10 до 200 км с общей протяженностью 8,15 тыс. км. Эти водные объекты относятся к типу рек с четко выраженными весенними половодьями, летне-осенними дождевыми паводками и длительной устойчивой зимней меженью. В питании рек преимущественное значение имеют снеговые воды. Подземным путем формируется около 25 - 30 процентов годового стока, доля дождевого стока в период весеннего половодья в среднем не превышает 7 процентов сезонной величины, хотя в отдельные годы в сезон дождевых паводков она может достигать 20 - 25 процентов.
Средний многолетний объем речного стока Свердловской области составляет около 30 куб. км в год, в том числе на территории Свердловской области формируется 29,1 куб. км. В расчетный для водоснабжения маловодный год (95 процентов обеспеченности) объем годового стока рек снижается до 14,9 куб. км. Естественные эксплуатационные ресурсы поверхностных вод Свердловской области составляют 16,5 куб. км/год. Однако 55 процентов водных ресурсов приходятся на северные слабообжитые районы, что значительно снижает возможности по их включению в хозяйственный оборот.
В целом по области водохозяйственный баланс рек положительный. Низкие величины минимального стока на большинстве рек и повышенное загрязнение отдельных участков рек обусловили недостаток водных ресурсов необходимого качества (до 30 - 80 процентов объема) в муниципальном образовании "город Екатеринбург", городе Нижний Тагил, городском округе Первоуральск, Кировградском городском округе.
В целях обеспечения стабильного водоснабжения населения и отраслей промышленности в Свердловской области построен целый ряд прудов и водохранилищ, а также производятся внутрибассейновые и межбассейновые перекачки стока.
Внутрибассейновые перекачки стока рек: Ревдинское водохранилище на реке Ревда - Волчихинское водохранилище на реке Чусовой; Нижне-Сысертское водохранилище на реке Сысерть - город Каменск-Уральский (дефицит питьевой воды по городу Каменску-Уральскому покрывается за счет водоотдачи Нижне-Сысертского водохранилища).
Межбассейновые перекачки стока рек: Нязепетровское водохранилище на реке Уфе - река Западная Чусовая; Волчихинское водохранилище на реке Чусовой - река Решетка (приток реки Исети) - Верх-Исетское водохранилище на реке Исеть; Аятское водохранилище на реке Аять - Верх-Нейвинское водохранилище на реке Нейве.
В Свердловской области эксплуатируются 129 водохранилищ объемом более 1 млн. куб. м с суммарным объемом 2,26 куб. км, в том числе 39 водохранилищ объемом более 10 млн. куб. м, из них 7 водохранилищ объемом более 100 млн. куб. м, 19 водохранилищ, расположенных на разных реках Свердловской области, осуществляют многолетнее регулирование стока, 317 водоемов (прудов и водохранилищ) имеют объем менее 1 млн. куб. м.
В Свердловской области имеются два крупных промышленных узла, питьевое водоснабжение которых осуществляется в основном из поверхностных водных объектов: Екатеринбургский и Нижнетагильский.
Екатеринбургский промышленный узел: питьевое водоснабжение муниципального образования "город Екатеринбург", Полевского городского округа, городского округа Дегтярск, городского округа Ревда, городского округа Первоуральск обеспечивается за счет полезной отдачи водохранилищ, расположенных на реке Чусовой - Верхне-Макаровского и Волчихинского, на реке Ревда - Ново-Мариинского и на реке Уфе - Нязепетровского.
Для покрытия дефицита в питьевой воде муниципального образования "город Екатеринбург" привлекаются водные ресурсы реки Уфы, которые путем перекачки поступают в реку Западная Чусовая из Нязепетровского водохранилища, расположенного в Челябинской области. Переброска стока на сегодняшний день является единственным вариантом покрытия дефицита воды по Екатеринбургскому промышленному узлу.
Перекачка воды из другого бассейна - это дорогостоящее мероприятие, которое в конечном итоге приводит к повышению тарифов на воду для водопотребителей.
Качество вод большинства поверхностных водных объектов на территории Свердловской области не отвечает нормативным требованиям. Наиболее распространенными загрязняющими веществами в водных объектах Свердловской области являются соединения меди, марганца, цинка, железа, легкоокисляемые и трудноокисляемые органические вещества, азот аммония и азот нитритов, фенолы. В ряде случаев наблюдается дефицит растворенного в воде кислорода, повышенное содержание никеля, сульфатов и фосфора, фосфатов. В отдельных створах наблюдается повышенное содержание фторидов (свыше 0,75 мг/куб. дм).
Основными причинами неудовлетворительного качества воды в поверхностных источниках являются:
1) хозяйственная деятельность на водосборе;
2) антропогенное и техногенное воздействие непосредственно на водоем (ливневые стоки, сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий и сельскохозяйственных комплексов);
3) отсутствие зон санитарной охраны на водозаборах и (или) несоблюдение регламентирующего режима хозяйственной деятельности в этих зонах;
4) несоблюдение регламента хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов.
Кроме загрязнителей антропогенного характера в воде присутствуют естественные (природные) загрязнители.
Подземные питьевые и технические воды являются уникальным полезным ископаемым с динамичными возобновляемыми запасами. Приоритетность использования подземных вод для хозяйственно-питьевых целей как наиболее защищенных от атмосферного и наземного загрязнения в сравнении с поверхностными водами закреплена в нормативных документах и подтверждена отечественной и зарубежной практикой. Данное утверждение особенно актуально на период чрезвычайных ситуаций, поскольку резервированию в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подлежат исключительно подземные водные объекты с утвержденными запасами подземных вод. В долгосрочной перспективе на фоне увеличения численности населения и ухудшения экологической ситуации потребность в подземных водах в целом на территории Российской Федерации и во всем мире будет возрастать. На 01 января 2016 года, согласно статистической форме 2-ТП (водхоз), доля использования подземных вод в системе водоснабжения Свердловской области небольшая и составляет всего 35 процентов от общего объема всей забранной природной воды, что сопоставимо с показателями Челябинской и Курганской областей. В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах доля использования подземных вод выше - от 47 до 98 процентов.
Ресурсная обеспеченность подземными водами территории Свердловской области в целом высокая - 19604 тыс. куб. м/сутки (около 4,6 куб. м/сутки на 1 человека, что сопоставимо с обеспеченностью на территориях смежных Курганской, Тюменской и Челябинской областей, но на порядок ниже обеспеченности территорий Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - 65 - 66 куб. м/сутки на 1 человека). При этом распределение прогнозных ресурсов на территории Свердловской области весьма неравномерное, основная их часть сосредоточена в восточных малонаселенных районах.