Недействующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года

8.3. Финансово-бюджетные механизмы


Основными финансовыми механизмами реализации Стратегии будут федеральные целевые программы, Федеральная адресная инвестиционная программа, приоритетные национальные проекты, а также программы, реализуемые совместно с институтами развития, обозначенными Министерством экономического развития России (Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО "Особые экономические зоны" и др.). Участие края в федеральных целевых программах реализуется по нескольким направлениям: транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура, административная инфраструктура и программы общегосударственного характера, реальный сектор экономики.

Наиболее капиталоемкими являются программы, связанные с развитием инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищным строительством, реального сектора экономики, социальной сферой. Реализация данных мероприятий Стратегии будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства, федеральных целевых программ: "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", "Жилище" до 2015 года, "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы", "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011-2016 годы)", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", "Информационное общество (2011-2020 годы)".

В среднесрочной перспективе на территории края в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" (2010-2015 годы) предусмотрена реконструкция аэропортового комплекса г.Бийска, что будет способствовать развитию агропромышленного, биофармацевтического, топливно-энергетического, туристско-рекреационного кластеров, в основу которых положена реализация проектов "Комплексное развитие Алтайского Приобья", развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорной зоны "Сибирская монета", а также программы модернизации курорта Белокурихи и ФГУП "Федеральный научно-производственный центр "Алтай".

Успешной реализации проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья" на 2011-2015 годы и на период до 2025 года будет способствовать принятие и полноценное финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2017 годы, а также включение проектных мероприятий в другие федеральные целевые программы. Модернизация агропромышленного комплекса края и его развитие на инновационной основе во многом зависят от принятия федерального закона "Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации", предусматривающего приоритетную и комплексную федеральную государственную поддержку аграрных регионов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.

Реализацию основных мероприятий долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы, направленных на улучшение качества жизни сельского населения региона, предполагается осуществлять до 2013 года в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", с учетом ее пролонгации до 2013 года, а с 2014 года - с привлечением средств федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2012-2020 годы.

В рамках работы по снижению негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов Российской Федерации продолжится выделение средств краевого и федерального бюджетов, а также привлечение внебюджетных источников для финансирования программ и проектов в рамках комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов края: Алейска, Заринска и Новоалтайска.

Работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через федеральные целевые программы, Федеральную адресную инвестиционную программу, приоритетные национальные проекты, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон будет проводиться весь период действия Стратегии социально-экономического развития Алтайского края.

Необходимо осуществление системы организационных и информационных мероприятий по привлечению инвестиций из всех источников и их последующему сосредоточению на определенных федеральными приоритетами векторах развития. Первым направлением этой работы должно стать повышение степени реализации потенциала использования федеральных целевых программ и других федеральных инвестиционных механизмов.

Нужно активизировать деятельность по внесению заявок на финансирование запланированных инвестиционных проектов капитального строительства во все действующие и разрабатываемые федеральные целевые программы, добиваясь включения этих проектов в документы. Помимо федеральных целевых программ необходимо более широкое использование средств федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных бюджетных субсидий, дотаций и трансфертов. Параллельно должна вестись активная работа по включению инвестпроектов Алтайского края в проекты федеральных долгосрочных отраслевых стратегий, концепций, программ, в том числе приоритетных национальных проектов, что создаст логические основания для участия федерального бюджета в софинансировании этих проектов. При этом необходимо укреплять финансовую дисциплину и обеспечивать строгое соблюдение взятых обязательств по целевому использованию привлекаемых бюджетных средств.

Следующей составляющей данной системы мероприятий является разработка и реализация Алтайским краем собственных региональных целевых программ и проектов, синхронизированных с федеральными приоритетами. Следует стремиться к тому, чтобы большинство расходных обязательств регионального бюджета реализовывалось через механизм целевых программ. Это позволит достичь требуемой концентрации финансовых ресурсов на конкретных направлениях и проектах и затем объективно и всесторонне оценить эффективность сделанных расходов.

В качестве самостоятельного направления деятельности по привлечению инвестиций выделяется взаимодействие Алтайского края с российскими и иностранными финансовыми организациями. Сложность устройства современной финансовой системы диктует необходимость выработки отдельных подходов к работе с различными группами банковских и иных финансовых институтов - региональными и общероссийскими банками, международными финансовыми организациями, национальными и международными рынками капитала. При наличии соответствующих правовых условий перспективным инвестиционным ресурсом станет выпуск долговых финансовых инструментов, ориентированных на прямое привлечение средств населения. Дополнительным источником финансовых ресурсов для реализации стратегических инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости может выступить территориальный пенсионный фонд.

Развитие сотрудничества со специализированными институтами развития и вхождение в проекты международного регионального развития является еще одним базовым направлением. Необходима выработка стратегии сотрудничества с федеральными и международными институтами развития. К настоящему времени создано большое количество таких организаций. В Российской Федерации это, прежде всего, государственная корпорация "Внешэкономбанк", Инвестиционный фонд Российской Федерации, Российская венчурная компания, Фонд содействия реформированию ЖКХ. На международном уровне ведущими институтами являются Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, институты развития системы ООН, набирают вес новые международные организации Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для обеспечения координации мероприятий по привлечению инвестиций в Алтайском крае предлагается создать собственный региональный институт развития - корпорацию развития Алтайского края. Корпорация развития будет призвана выполнить роль связующего звена и площадки согласования интересов инвесторов, с одной стороны, и стратегических приоритетов развития края, с другой. И, таким образом, содействовать их взаимоувязанной реализации. По своему статусу корпорация развития должна быть коммерческой организацией.

Основная цель деятельности корпорации может быть сформулирована как реализация приоритетов развития Алтайского края с целью извлечения прибыли за счет привлечения инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы и проекты. Для реализации данной цели корпорация развития может осуществлять следующие функции: формирование и опубликование информационного ресурса об инвестиционном предложении Алтайского края; поиск источников финансовых ресурсов и инвесторов; сопровождение инвестиционных проектов, отвечающих определенным критериям значимости, с помощью оказания всего необходимого спектра консультационных услуг по инвестиционной оценке и выбору строительных площадок, менеджменту, правовому сопровождению, подготовке предпроектной документации и др. Важной частью работы корпорации развития Алтайского края должна стать аналитическая работа по выявлению перспективных инвестиционных проектов и рыночных ниш, а также выдвижение предложений по изменению регионального законодательства в целях улучшения общего инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики. Корпорация должна выступать в роли исполнителя проводимой региональной политики и обладать собственной стратегией деятельности, согласованной со Стратегией развития Алтайского края, чтобы снизить риски превращения данного института в один из инструментов реализации частных интересов инвесторов вне связи с интересами региона.