ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2011 года N 923/35
Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012-2014 годах"
(с изменениями на 31 августа 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2013 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 29 августа 2012 года N 1071/32
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 11 марта 2012 года N 263/8 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 44, 17.03.2012);
постановлением Правительства Московской области от 31 августа 2012 года N 1074/23 (Ежедневные новости. Подмосковье, N 164, 12.09.2012).
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Московской области от 28.04.2011 N 382/15 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012-2014 годах", в целях развития дошкольного образования в Московской области Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012-2014 годах" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступит в силу с 1 января 2012 года.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012-2014 годах"
(с изменениями на 31 августа 2012 года)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012-2014 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации; |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования Московской области |
Разработчик Программы | Министерство образования Московской области |
Цель Программы | Обеспечение государственных гарантий прав каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование |
Задачи Программы | Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества дошкольного образования; |
Сроки реализации Программы | 2012-2014 годы |
Исполнители Программы | Министерство образования Московской области; |
Объемы и источники финансирования | Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий настоящей Программы в 2012-2014 годах, составляет 12537,140 млн.рублей, млн.рублей, |
(Позиция в редакции постановления Правительства Московской области от 11 марта 2012 года N 263/8; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 31 августа 2012 года N 1074/23. - См. предыдущую редакцию) | |
Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы) | Увеличение охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 7 лет; |
Система образования Московской области является одной из наиболее масштабных и динамично развивающихся региональных образовательных систем в современной России.
Перед системой образования Московской области стоит задача соответствовать не только современному уровню социально-экономического развития Московской области и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития региона.
Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных учреждений и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг. Наблюдается диспропорция между состоянием сети образовательных учреждений, темпами и тенденциями территориального развития. Сохраняется дефицит мест в учреждениях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения Московской области в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения Московской области.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
Пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" дошкольное образовательное учреждение определено как самостоятельный тип образовательных учреждений, которое тем не менее, выступает носителем общих прав и обязанностей образовательного учреждения, закрепленных в законодательстве Российской Федерации, в том числе на него распространяются общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения.
При этом, образовательные программы дошкольного образования и начального общего образования выступают преемственными по отношению друг к другу.
То есть качество дошкольного образования, выступающего самой первой ступенью образования в целом, предопределяет возможности и способности обучающегося к освоению программ на последующих уровнях образования.
Из этого следует, что образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, что требует улучшения кадрового обеспечения системы дошкольного образования и повышения профессионального уровня работников дошкольного образования.
Возраст воспитанников дошкольных образовательных учреждений предопределяет особую роль вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья последних. Представляется наименее затратным выявление и минимизация проблем, связанных со здоровьем воспитанников, способных затруднить для них освоение образовательных программ следующих ступеней образования, именно на стадии дошкольного образования.
Система дошкольного образования играет важную роль в социально-экономической жизни, прежде всего в силу того, что право на беспрепятственное устройство детей в детские сады выступает необходимым условием обеспечения возможности участия в трудовой деятельности родителей воспитанников, которые, как правило, находятся в наиболее продуктивном для такого рода деятельности возрасте. Возможность свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение выступает важным фактором при планировании рождения женщинами репродуктивного возраста.
Однако с начала 90-годов в силу ряда причин шел процесс сокращения количества дошкольных образовательных учреждений, в результате которого в настоящее время остро ощущается нехватка мест в указанных учреждениях. В Московской области данная проблема усугубилась высокими объемами строительства многоэтажного и индивидуального жилья, при значительном отставании темпов и объемов строительства объектов социального назначения.
В настоящее время в Московской области проживает свыше 500 тысяч детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет, из них 270 тысяч от 3 до 7 лет. Функционируют 1920 дошкольных образовательных учреждений с контингентом более 251 тысячи воспитанников. Таким образом, охват детей дошкольным образованием от 0 до 7 лет составил 50,3 процента, а от 3 до7 лет - 68,3 процента, что явно недостаточно для такого динамично развивающегося региона как Московская область.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 31 августа 2012 года N 1074/23. - См. предыдущую редакцию)
Очевидно, что достижение обозначенных целей и решение задач, стоящих перед системой дошкольного образования в Московской области, требуют использования программно-целевого метода, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования долгосрочных целевых программ Московской области, а их решение позволяет обеспечить государственные гарантии прав каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование;
не могут быть решены в пределах одного финансового года;
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества на территории Московской области.
При реализации Программы должны быть достигнуты следующие результаты:
увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;
увеличение охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 7 лет;
увеличение охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет;
увеличение охвата детей программами предшкольного образования;
повышение качества услуг дошкольного образования;
улучшение кадрового обеспечения системы дошкольного образования и повышения профессионального уровня работников дошкольного образования;
повышение активности и компетенции родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста;
повышение открытости дошкольных образовательных учреждений;
повышение эффективности использования бюджетных средств в дошкольном образовании;
улучшение условий содержания и образования детей, повышение эффективности использования материально-технической базы системы дошкольного образования.
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Московской области.
Исполнителями Программы являются Министерство образования Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области на основании заключенных соглашений (договоров) и организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области".
Государственный заказчик осуществляет управление реализацией Программы в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации".
Целью Программы является обеспечение государственных гарантий прав каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование.
Задачами Программы являются:
обеспечение доступности, повышение эффективности и качества дошкольного образования;
создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Московской области с учетом нормативной и фактической обеспеченности муниципальных образований Московской области дошкольными образовательными учреждениями;
оптимизация образовательного пространства в системе дошкольного образования;
обеспечение условий безопасности жизнедеятельности, условий формирования здоровьесберегающей среды дошкольных образовательных учреждений;
внедрение новой организационно-правовой формы дошкольного образовательного учреждения (автономного дошкольного образовательного учреждения);
развитие альтернативных форм дошкольного образования;
укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
совершенствование системы психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста;
стимулирование и обеспечение условий для профессионального развития работников системы дошкольного образования.
Данные цель и задачи Программы достигаются в течение 2012-2014 годов (путем выполнения мероприятий, предусмотренных в приложении к Программе).
N п/п | Задачи Программы | Планируемый объем финансирования на решение данной задачи, млн.руб. | Показатели, характеризующие достижение цели | Единица измерения | Базовое значение | Планируемое значение показателя по годам реализации | ||||
бюджет | бюджеты муници- | другие источ- | (на начало реализации Программы) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | 1.1. Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества дошкольного образования | 11159,250 | 1443,264 | 0 | Доля детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет, получающих услуги системы дошкольного образования | процент | 50,3 | 53,3 | 55,5 | 56,5 |
образовательных учреждениях Московской области с учетом нормативной и фактической обеспеченности муниципальных | Доля детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, получающих услуги системы дошкольного образования | процент | 68,3 | 73,6 | 77,9 | 79,5 | ||||
образований Московской области дошкольными образовательными учреждениями | Количество созданных дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в Московской области за счет бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области | место | 0 | 7439 | 10710 | 4480 | ||||
Количество созданных дополнительных мест в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в Московской области за счет бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области | место | 0 | 1250 | 0 | 0 | |||||
1.4. Совершенствование системы психолого- | Количество муниципальных образований Московской области, в которых созданы службы ранней помощи семьям, имеющим детей раннего возраста | единиц | 0 | 0 | 2 | 4 | ||||
Количество муниципальных образований Московской области, в которых созданы консультативные пункты для родителей | единиц | 0 | 3 | 10 | 25 | |||||
Количество дошкольных образовательных учреждений, внедряющих программы инклюзивного образования | единиц | 8 | 16 | 25 | 30 | |||||
(Пункт 1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 31 августа 2012 года N 1074/23. - См. предыдущую редакцию) | ||||||||||
2. | 2.1. Развитие альтернативных форм дошкольного образования | 0 | 0 | 0 | Доля дошкольных образовательных учреждений, имеющих Программу развития | процент | 97,76 | 94 | 97 | 100 |
2.2. Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности, условий формирования | Доля дошкольных образовательных учреждений, внедряющих эффективные здоровьесберегающие программы и технологии | процент | 0 | 3 | 15 | 35 | ||||
здоровьесберегающей среды дошкольных образовательных учреждений | Доля дошкольных образовательных учреждений, использующих в своей деятельности методические рекомендации и пособия по духовно-нравственному воспитанию детей | процент | 0 | 50 | 75 | 100 | ||||
Доля дошкольных образовательных учреждений, реализующих в своей деятельности программы по формированию навыков безопасного поведения детей | процент | 0 | 25 | 65 | 100 | |||||
Доля дошкольных образовательных учреждений, реализующих в своей деятельности программы и рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях | процент | 0 | 8 | 15 | 25 | |||||
Доля дошкольных образовательных учреждений, использующих в своей деятельности рекомендации, материалы областных семинаров и конференций по вопросам развития дошкольного образования | процент | 45 | 65 | 80 | 100 | |||||
Доля дошкольных образовательных учреждений, посещающих Интернет-сайт методического и консультативного сопровождения дошкольного образования и использующих в своей деятельности их материалы | процент | 0 | 25 | 45 | 65 | |||||
3. | 3.1. Оптимизация образовательного пространства в системе дошкольного образования | 0 | 0 | 0 | Доля дошкольных образовательных учреждений, охваченных мониторингом областной системы оценки качества дошкольного образования | процент | 0 | 10 | 50 | 100 |
Доля дошкольных образовательных учреждений, внедряющих стандарт качества услуг дошкольного образования | процент | 0 | 35 | 70 | 100 | |||||
Доля дошкольных образовательных учреждений, имеющих свои сайты и публикующих открытые публичные отчеты | процент | 15 | 35 | 65 | 100 | |||||
Доля дошкольных образовательных учреждений, участвующих в областном мониторинге состояния и тенденций развития дошкольного образования | процент | 0 | 70 | 100 | 100 | |||||
4. | 4.1. Внедрение новой организационно-правовой формы дошкольного образовательного учреждения (автономного дошкольного образовательного учреждения) | 0 | 0 | 0 | Доля педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации по актуальным вопросам организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования | процент | 54,26 | 64,26 | 74,26 | 84,26 |
4.2. Стимулирование и обеспечение условий для профессионального развития работников системы дошкольного образования | Доля руководителей дошкольных образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации в сфере менеджмента в образовании и управлении автономными учреждениями | процент | 28 | 40 | 55 | 70 | ||||
Доля дошкольных образовательных учреждений, перешедших в статус автономных | процент | 35 | 50 | 80 | 95 | |||||
Количество муниципальных образований, проводивших конкурс "Педагог года" и принявших участие в областном этапе | единиц | 43 | 55 | 65 | 74 |