ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2017 года N 458-п


Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области"

(с изменениями на 13 ноября 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 16.07.2018 N 204-п, от 09.04.2019 N 130-п, от 24.06.2019 N 231-п, от 29.07.2019 N 292-п, от 31.07.2019 N 293-п, от 21.10.2019 N 410-п, от 17.02.2020 N 42-п, от 03.08.2020 N 352-п, от 05.10.2020 N 466-п, от 07.12.2020 N 595-п, от 14.12.2020 N 622-п, от 03.02.2021 N 37-п, от 11.03.2021 N 108-п, от 23.04.2021 N 193-п, от 15.12.2021 N 635-п, от 29.12.2021 N 713-п, от 27.01.2022 N 32-п, от 14.04.2022 N 158-п, от 01.07.2022 N 309-п, от 15.08.2022 N 421-п, от 01.09.2022 N 473-п, от 02.09.2022 N 479-п, от 21.09.2022 N 505-п, от 06.10.2022 N 554-п, от 19.10.2022 N 565-п, от 17.11.2022 N 641-п, от 17.11.2022 N 642-п, от 19.12.2022 N 739-п, от 30.12.2022 N 833-п, от 19.04.2023 N 178-п, от 09.06.2023 N 252-п, от 18.08.2023 N 379-п, от 02.11.2023 N 521-п, от 15.11.2023 N 569-п, от 22.12.2023 N 645-п, от 03.06.2024 N 229-п, от 24.06.2024 N 269-п, от 01.07.2024 N 280-п, от 30.08.2024 N 387-п, от 13.11.2024 N 545-п)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки реализации государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 30.12.2022 N 833-п)


1. Утвердить государственную программу Ивановской области "Обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" (прилагается).


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2018.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 06.12.2017 N 458-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 22.12.2023 N 645-п, от 03.06.2024 N 229-п, от 01.07.2024 N 280-п, от 30.08.2024 N 387-п, от 13.11.2024 N 545-п)




Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы



I. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы


(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 30.08.2024 N 387-п)



Деятельность жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области характеризуется недостаточно высоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием топливных и энергетических ресурсов.


Проблема кризисного состояния объектов и сетей Ивановской области, неэффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством (далее - ЖКХ) требует безотлагательных преобразований и новых решений. Кризисное состояние ЖКХ обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет порядка 73%. Сохраняющийся высокий уровень износа основных фондов на предприятиях ЖКХ Ивановской области обуславливает стабильное число возникающих аварийных ситуаций. В 2020 - 2021 годах количество аварийных ситуаций на муниципальных объектах ЖКХ, для ликвидации которых были предоставлены материально-технические ресурсы, составило в 2020 году 30 единиц, в 2021 году - 23 единицы.


Причинами наличия нерешенных проблем в ЖКХ Ивановской области являются:


высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость;


существующие системы водоснабжения и водоотведения не обеспечивают надлежащего качества очистки и обеззараживания подаваемой питьевой воды и отводимых сточных вод;


низкая эффективность использования бюджетных средств;


недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального хозяйства;


отсутствие привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.


Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.


При этом экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги ежегодно увеличиваются под воздействием объективных факторов: роста цен на топливно-энергетические ресурсы, инфляционных процессов, снижения объемов выработки и реализации коммунальных ресурсов. Рост тарифов на коммунальные услуги для населения Ивановской области ограничен индексом роста платы граждан, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации. В целях соблюдения установленного индекса роста платы граждан в Ивановской области возмещение недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета.


Законодательное регулирование льготной тарификации коммунальных ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации установлено законами Ивановской области от 05.06.2015 N 52-ОЗ "О льготных тарифах на водоснабжение и водоотведение на территории Ивановской области", от 09.12.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области", принятыми в соответствии с федеральными законами от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".


В целях обеспечения бесперебойного снабжения населения коммунальными услугами в Ивановской области введена практика формирования запасов материально-технических ресурсов.


С 2018 года на территории Ивановской области реализуется региональный проект "Чистая вода", в рамках которого на конец 2023 года завершено строительство следующих объектов:


станция обезжелезивания в г. Приволжск;


две нитки водопровода D = 300 мм от микрорайона ТЭЦ-3 до камеры на водопроводе D = 150 мм, расположенной у здания Дворца культуры г. Кохма;


водопроводный дюкер от г. Кинешма до г. Заволжск.


Строительство указанных объектов позволило обеспечить качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения городское население Ивановской области в количестве 40000 человек.


Согласно сведениям федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по итогам 2023 года доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составила 88,59%; доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 94,99%; доля населения Ивановской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 87,90%; доля городского населения Ивановской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 97,30%.


В рамках регионального проекта "Оздоровление Волги" запланированы мероприятия по строительству, реконструкции (модернизации) систем очистки сточных вод.


По состоянию на 01.01.2024 в Территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, включено более 888 населенных пунктов Ивановской области, в которых числятся 914725 человек. Во всех муниципальных образованиях Ивановской области созданы и утверждены реестры мест сбора мусора.


С начала реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области установлено 6 мусороперегрузочных станций, осуществляющих прессовку отходов, в результате чего существенно уменьшается экологическая нагрузка на полигоны твердых коммунальных отходов.


С 2017 года в Ивановской области работает мусоросортировочный завод. Его мощность составляет 250 тысяч тонн обрабатываемых отходов в год. На обработку на мусоросортировочный завод за 12 месяцев 2023 года было направлено 208,98 тыс. тонн твердых коммунальных отходов.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере ЖКХ определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", постановлением Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года" (далее - постановление Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п).


(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 01.07.2024 N 280-п)


Приоритеты и цели Государственной программы соответствуют приоритетам и целям государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.


Основными приоритетами государственной политики в сфере ЖКХ являются:


обеспечение устойчивого функционирования объектов инженерной инфраструктуры;


обеспечение комфортных условий проживания для населения Ивановской области, в том числе повышение качества питьевой воды для населения Ивановской области;


создание условий для минимизации образования отходов потребления.


Реализация государственной политики в сфере ЖКХ будет способствовать достижению следующих целей Государственной программы:


улучшение качества и доступности услуг коммунального хозяйства для населения Ивановской области;


создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами.


Указанные цели Государственной программы соответствуют целевым показателям национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Комфортная и безопасная среда для жизни", включающей следующие целевые показатели:


улучшение качества городской среды в полтора раза;


создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;


улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год;


ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»