В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 458-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" следующие изменения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки реализации государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:".
2. Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 06.12.2017 N 458-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Деятельность жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области характеризуется недостаточно высоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием топливных и энергетических ресурсов.
Проблема кризисного состояния объектов и сетей Ивановской области, неэффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством (далее - ЖКХ) требует безотлагательных преобразований и новых решений. Кризисное состояние ЖКХ обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет порядка 73%. Сохраняющийся высокий уровень износа основных фондов на предприятиях ЖКХ Ивановской области обуславливает стабильное число возникающих аварийных ситуаций. В 2020 - 2021 годах количество аварийных ситуаций на муниципальных объектах ЖКХ, для ликвидации которых были предоставлены материально-технические ресурсы, составило: в 2020 году - 30 единиц, в 2021 году - 23 единицы.
Причинами наличия нерешенных проблем в ЖКХ Ивановской области являются:
высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость;
низкая эффективность использования бюджетных средств;
недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального хозяйства;
отсутствие привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
При этом экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги ежегодно увеличиваются под воздействием объективных факторов: рост цен на топливно-энергетические ресурсы, инфляционные процессы, снижение объемов выработки и реализации коммунальных ресурсов. Рост тарифов на коммунальные услуги для населения Ивановской области ограничен индексом роста платы граждан, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации. В целях соблюдения установленного индекса роста платы граждан в Ивановской области возмещение недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Законодательное регулирование льготной тарификации коммунальных ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации установлено законами Ивановской области от 05.06.2015 N 52-ОЗ "О льготных тарифах на водоснабжение и водоотведение на территории Ивановской области", от 09.12.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области", принятыми в соответствии с федеральными законами от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В целях обеспечения бесперебойного снабжения населения коммунальными услугами в Ивановской области введена практика формирования запасов материально-технических ресурсов.
С 2018 года на территории Ивановской области реализуется региональный проект "Чистая вода Ивановской области", в рамках которого на конец 2022 года завершено строительство следующих объектов:
станция обезжелезивания в г. Приволжск;
две нитки водопровода D = 300 мм от микрорайона ТЭЦ-3 до камеры на водопроводе D = 150 мм, расположенной у здания Дворца культуры г. Кохма.
Строительство указанных объектов позволило обеспечить качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения городское население Ивановской области в количестве 33000 человек.
Согласно сведениям федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по итогам 2021 года доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составила 87,35%, доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 94%, доля населения Ивановской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 86,3%, доля городского населения Ивановской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 96,4%.
По состоянию на 01.01.2022 в Территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, включено более 800 населенных пунктов Ивановской области, в которых числятся 987032 человека. Во всех муниципальных образованиях Ивановской области созданы и утверждены реестры мест сбора мусора.
С начала реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области установлено 6 мусороперегрузочных станций, осуществляющих прессовку отходов, в результате чего существенно уменьшается экологическая нагрузка на полигоны твердых коммунальных отходов.
С 2017 года в Ивановской области работает мусоросортировочный завод. Его мощность составляет 250 тысяч тонн обрабатываемых отходов в год. На обработку на мусоросортировочный завод за 12 месяцев 2021 года было направлено 157,2 тыс. тонн твердых коммунальных отходов.
Приоритеты государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве определены Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", постановлением Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года" (далее - постановление Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п).
Основными приоритетами государственной политики в ЖКХ являются:
обеспечение устойчивого функционирования объектов инженерной инфраструктуры;
обеспечение комфортных условий проживания для населения Ивановской области, в том числе повышение качества питьевой воды для населения Ивановской области;
создание условий для минимизации образования отходов потребления.
Реализация государственной политики в ЖКХ будет способствовать достижению следующих целей Государственной программы:
улучшение качества и доступности услуг коммунального хозяйства для населения Ивановской области;
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указанные цели Государственной программы соответствуют целевым показателям национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Комфортная и безопасная среда для жизни", включающей следующие целевые показатели:
улучшение качества городской среды в полтора раза;
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;
улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год.
Основными задачами Государственной программы являются:
повышение качества питьевой воды путем строительства, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства питьевого водоснабжения;
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
предоставление материально-технических ресурсов для оперативного устранения неисправностей на муниципальных объектах ЖКХ;
снижение экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку).
Решение указанных задач предусматривается путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.
Реализация указанных задач позволит достигнуть показателей Государственной программы, а также окажет положительное влияние на показатели национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Мероприятия Государственной программы, реализуемые совместно с муниципальными образованиями Ивановской области, предполагается осуществить путем предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации муниципальных программ муниципальных образований Ивановской области по развитию ЖКХ.