АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2015 года N 1253


Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2015 - 2030 годы

(с изменениями на 16 августа 2024 года)

(в ред. постановлений администрации Волгограда от 31.05.2016 N 801, от 23.12.2016 N 1961, от 03.10.2017 N 1565, от 25.12.2017 N 1962, от 13.06.2018 N 732, от 21.12.2018 N 1823, от 24.12.2019 N 1502, от 30.03.2022 N 310, от 23.05.2023 N 496, от 19.01.2024 N 20, от 16.08.2024 N 914)




В целях реализации положений Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N ОГ-П12-571, постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности", руководствуясь статьей 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:


1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2015 - 2030 годы.


(в ред. постановления администрации Волгограда от 31.05.2016 N 801)


2. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Волгограда Тепшинова Ш.Г.


(в ред. постановлений администрации Волгограда от 24.12.2019 N 1502, от 16.08.2024 N 914)



Глава администрации
А.И.ЧУНАКОВ



Утвержден
постановлением
администрации Волгограда
от 31.08.2015 N 1253



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ПРИОРИТЕТНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД" НА 2015 - 2030 ГОДЫ

(в ред. постановлений администрации Волгограда от 31.05.2016 N 801, от 03.10.2017 N 1565, от 25.12.2017 N 1962, от 13.06.2018 N 732, от 21.12.2018 N 1823, от 24.12.2019 N 1502, от 30.03.2022 N 310, от 23.05.2023 N 496, от 19.01.2024 N 20, от 16.08.2024 N 914)




1. Общие положения


План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2015 - 2030 годы (далее - дорожная карта Волгограда) является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Волгограда, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности.


(в ред. постановления администрации Волгограда от 31.05.2016 N 801)


Разработка "дорожной карты" предусмотрена пунктом 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ).


Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации строится на принципе обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Права лиц с ограниченными возможностями на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов.


В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет 8,8% населения страны.


В городском округе город-герой Волгоград в настоящее время насчитывается около 85,8 тыс. инвалидов, что составляет около 8,4% населения Волгограда.


В 2008 году Российская Федерация подписала, а в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.


Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.


Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидам наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, информационные, коммуникационные, электронные и экстренные службы.


С учетом требований Конвенции, положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - Международная классификация) доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.


Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 04 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.


Основные требования к функционально-планировочным элементам зданий и сооружений, обеспечивающим доступность объекта инвалидам, сформулированы в Своде правил СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр "Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".


(в ред. постановления администрации Волгограда от 03.10.2017 N 1565)


По мнению инвалидов, выявленному в ходе социологических опросов "Анализ состояния доступности объектов социальной инфраструктуры", проведенных в ряде субъектов Российской Федерации, формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, в большинстве муниципальных образований Российской Федерации находится на низком уровне.


В процессе мониторинга, проведенного министерством социальной защиты населения Волгоградской области в 2013 году, дана оценка существующей доступности объектов и услуг по приоритетным сферам жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита населения, информация и связь, физкультура и спорт, культура и т.д.). В результате наиболее доступными были определены следующие сферы жизнедеятельности в Волгоградской области: информация и связь - 60%, социальная защита населения - 4%, физкультура и спорт - 3%, занятость населения - 25%, здравоохранение - 24%, образование - 13%.


Проблема доступа инвалидов и маломобильных групп населения (далее - МГН) к объектам инфраструктуры и получения необходимых услуг порождает ряд серьезных социально-экономических последствий:


диссимуляцию трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающуюся на занятости, образовательном и культурном уровнях инвалидов, уровне и качестве их жизни;


вынужденную самоизоляцию инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;


негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;


дискомфорт, ограничение жизнедеятельности иных МГН - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.


Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и международного опыта новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других МГН, что соответствует основным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция долгосрочного социально-экономического развития).


В соответствии с положениями Конвенции, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", предусматривается реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.


(в ред. постановления администрации Волгограда от 24.12.2019 N 1502)


Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.


Еще одной целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Деятельность образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии, в том числе нарушения слуха (глухих и слабослышащих), нарушения зрения (слепых и слабовидящих), нарушения опорно-двигательного аппарата и др.), сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в общеобразовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.


На региональном уровне для обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов принята государственная программа Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области".


(в ред. постановления администрации Волгограда от 24.12.2019 N 1502)


В связи с необходимостью реализации мероприятий комплексного характера, обеспечивающих доступность для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Волгоград - город равных возможностей" утверждена муниципальная программа "Волгоград - город равных возможностей", постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 г. N 1890 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования на территории Волгограда" утверждена муниципальная программа "Развитие образования на территории Волгограда".


(в ред. постановления администрации Волгограда от 24.12.2019 N 1502)



2. Цели и задачи дорожной карты Волгограда


2.1. Целью формирования дорожной карты Волгограда является поэтапное обеспечение для инвалидов условий доступности объектов и услуг в рамках установленных сроков, с учетом закрепленных ответственных исполнителей.


2.2. Основными задачами дорожной карты Волгограда являются:


2.2.1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Волгограде.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»