(с изменениями на 15 августа 2024 года)
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 26.09.2019 N 1121, от 30.12.2019 N 1559, от 30.12.2020 N 1303, от 30.06.2021 N 592, от 30.12.2021 N 1547, от 27.12.2022 N 1525, от 17.04.2023 N 359, от 20.10.2023 N 1131, от 25.01.2024 N 48, от 15.08.2024 N 906)
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 13 июля 2018 г. N 921 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга и контроля муниципальных программ", руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Волгоград - город равных возможностей".
2. Признать утратившими силу постановления администрации Волгограда:
2.1. От 31 октября 2016 г. N 1664 "Об утверждении муниципальной программы "Волгоград - город равных возможностей" на 2017 - 2020 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2019 г. и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Глава Волгограда
В.В.ЛИХАЧЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВОЛГОГРАД - ГОРОД РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ"
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 26.09.2019 N 1121, от 30.12.2019 N 1559, от 30.12.2020 N 1303, от 30.06.2021 N 592, от 30.12.2021 N 1547, от 27.12.2022 N 1525, от 17.04.2023 N 359, от 20.10.2023 N 1131, от 25.01.2024 N 48, от 15.08.2024 N 906)
Наименование Программы | - муниципальная программа "Волгоград - город равных возможностей" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - департамент по жилищным и социальным вопросам администрации Волгограда (далее - ДЖСВ) |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 25.01.2024 N 48) | |
Соисполнители Программы | - департамент по образованию администрации Волгограда (далее - департамент по образованию); департамент городского хозяйства администрации Волгограда (далее - ДГХ); администрация Кировского района Волгограда; администрация Красноармейского района Волгограда; администрация Краснооктябрьского района Волгограда; администрация Советского района Волгограда; администрация Тракторозаводского района Волгограда; администрация Дзержинского района Волгограда; администрация Центрального района Волгограда; администрация Ворошиловского района Волгограда; департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда; комитет молодежной политики и туризма администрации Волгограда; комитет по культуре администрации Волгограда; комитет по физической культуре и спорту администрации Волгограда; департамент муниципального имущества администрации Волгограда; департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 26.09.2019 N 1121, от 30.12.2020 N 1303) | |
Участники Программы | - Муниципальное учреждение коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания; муниципальное учреждение "Клуб пожилых людей" (далее - МУ "Клуб пожилых людей"); территориальные управления департамента по образованию; муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 38 Центрального района Волгограда", абзацы пятый - шестой утратили силу с 26 сентября 2019 года. - Постановление администрации Волгограда от 26.09.2019 N 1121; муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 375 Краснооктябрьского района Волгограда", исключено с 30.12.2019. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2019 N 1559, исключено с 30.06.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.06.2021 N 592, исключено с 30.12.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2021 N 1547, департамент экономического развития и инвестиций администрации Волгограда; муниципальное казенное учреждение "Материально-хозяйственная служба", исключено с 30.12.2019. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2019 N 1559, исключено с 30.12.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2021 N 1547, исключено с 30.12.2020. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2020 N 1303, исключено с 30.12.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2021 N 1547, муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка N 6 Дзержинского района Волгограда, муниципальное бюджетное учреждение "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", муниципальное бюджетное учреждение "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", муниципальное бюджетное учреждение "ЖКХ Ворошиловского района Волгограда", муниципальное бюджетное учреждение "Волгоградзеленхоз" исключено с 20.10.2023. - Постановление администрации Волгограда от 20.10.2023 N 1131; исключено с 30.12.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2021 N 1547 |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 26.09.2019 N 1121, от 30.12.2019 N 1559, от 30.12.2020 N 1303, от 30.06.2021 N 592, от 30.12.2021 N 1547, от 17.04.2023 N 359, от 20.10.2023 N 1131, от 25.01.2024 N 48) | |
Цель Программы | - формирование базового (начального) комплекса условий для обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) в Волгограде |
Задачи Программы | - повышение уровня доступности для инвалидов и других МГН приоритетных зданий и объектов городской инфраструктуры Волгограда; формирование позитивного отношения населения к обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН; формирование сети базовых муниципальных образовательных учреждений, в которых созданы условия для получения образования детьми-инвалидами; обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда Волгограда, а также частного жилищного фонда |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 26.09.2019 N 1121, от 30.12.2020 N 1303) | |
Этапы и сроки реализации Программы | - 2019 - 2024 годы, Программа реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы | - объем бюджетных ассигнований на 2019 - 2024 годы составит 4 млн. 591 тыс. 182 рубля, в том числе: в 2019 году: за счет средств местного бюджета - 5 тыс. 616 рублей, за счет средств областного бюджета - 156 тыс. 450 рублей, за счет средств федерального бюджета - 961 тыс. 100 рублей; в 2020 году: за счет средств местного бюджета - 145 тыс. 866 рублей, за счет средств областного бюджета - 316 тыс. 900 рублей, за счет средств федерального бюджета - 1 млн. 946 тыс. 650 рублей; в 2021 году за счет средств местного бюджета - 166 тыс. 400 рублей; в 2022 году - 0 тыс. рублей; в 2023 году за счет средств местного бюджета - 515 тыс. рублей; в 2024 году за счет средств местного бюджета - 377 тыс. 200 рублей |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 15.08.2024 N 906) | |
Конечные результаты реализации Программы | - исключено с 30.12.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2021 N 1547; адаптация для инвалидов и других МГН 6 приоритетных объектов социальной инфраструктуры Волгограда; исключено с 30.12.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2021 N 1547; абзац утратил силу с 30.06.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.06.2021 N 592; исключено с 30.12.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2021 N 1547; проведение 24 мероприятий для детей-инвалидов; субтитрирование 93 новостных, информационных, тематических программ о деятельности органов местного самоуправления Волгограда, жизнедеятельности Волгограда; создание и транслирование в средствах массовой информации (далее - СМИ) 2 видеороликов (видеосюжетов) по формированию толерантного отношения к инвалидам; размещение 36 публикаций в СМИ (в том числе на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) о необходимости соблюдения требований законодательства по обеспечению доступности предприятий и организаций для инвалидов; информирование 120 негосударственных организаций о необходимости соблюдения требований законодательства по обеспечению доступности предприятий и организаций для инвалидов; проведение обучения 60 инвалидов и других МГН на курсах компьютерной грамотности на бесплатной основе; проведение 30000 культурных, досуговых, кружковых мероприятий с участием инвалидов и других МГН; ежегодное проведение встречи руководителей (должностных лиц) органов местного самоуправления Волгограда с представителями общественных организаций инвалидов в рамках проведения Международного дня инвалидов; создание в 3 муниципальных образовательных учреждениях Волгограда условий для получения образования детьми-инвалидами; проведение 408 обследований жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда Волгограда, а также частного жилищного фонда; исключено с 30.12.2021. - Постановление администрации Волгограда от 30.12.2021 N 1547 |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.12.2019 N 1559, от 30.12.2020 N 1303, от 30.06.2021 N 592, от 30.12.2021 N 1547, от 17.04.2023 N 359, от 20.10.2023 N 1131, от 25.01.2024 N 48, от 15.08.2024 N 906) |
Актуальность проблемы по формированию доступной среды для инвалидов определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 12,1 млн. инвалидов, что составляет около 8,2% населения страны.
В городском округе город-герой Волгоград в настоящее время насчитывается около 67,5 тыс. инвалидов, что составляет около 6,72% населения Волгограда.
(в ред. постановления администрации Волгограда от 30.06.2021 N 592)
В 2008 году Российская Федерация подписала, а в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства - участники Конвенции должны принимать надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидам наравне с другими гражданами к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности инвалидам, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, информационные, коммуникационные, электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 04 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", Градостроительным кодексом Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по обеспечению условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Доступность объектов социальной инфраструктуры в ряде субъектов Российской Федерации, формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, в большинстве муниципальных образований Российской Федерации находится на низком уровне.
В Программе под объектами социальной инфраструктуры понимаются объекты капитального строительства; иные объекты, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления Волгограда полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Волгоградской области, муниципальными правовыми актами Волгограда, а также для осуществления деятельности подведомственных органам местного самоуправления Волгограда учреждений, иные здания и помещения, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда.
По результатам паспортизации объектов социальной инфраструктуры выявлено их несоответствие в полной мере требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и их особым потребностям. Под особыми потребностями инвалидов понимаются потребности инвалидов по зрению, слуху, инвалидов, которым требуется помощь при передвижении, постоянный посторонний уход, сопровождение.
Проблема доступа инвалидов и других МГН к объектам инфраструктуры и получения необходимых услуг порождает ряд серьезных социально-экономических последствий:
снижение трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающееся на занятости, образовательном и культурном уровнях инвалидов, уровне и качестве их жизни;
вынужденную самоизоляцию инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
дискомфорт, ограничение жизнедеятельности иных МГН - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других МГН является обеспечение условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и международного опыта новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других МГН, что соответствует основным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
В соответствии с положениями Конвенции предусматривается реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Обеспечение доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Еще одной целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в образовательных и других образовательных организациях. Деятельность образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии, в том числе нарушения слуха (глухих и слабослышащих), нарушения зрения (слепых и слабовидящих), нарушения опорно-двигательного аппарата и др.), сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в образовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в образовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
На региональном и муниципальном уровнях для обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН реализуются:
государственная программа Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области", утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 08 февраля 2016 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области";
государственная программа Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" (подпрограмма "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения"), утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области";