АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2018 года N 1890


Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования на территории Волгограда"

(с изменениями на 25 января 2024 года)

(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.12.2019 N 1546, от 28.09.2020 N 945, от 25.12.2020 N 1271, от 30.12.2020 N 1294, от 31.03.2021 N 299, от 29.06.2021 N 580, от 30.09.2021 N 970, от 29.12.2021 N 1538, от 25.01.2022 N 70, от 27.07.2022 N 869, от 30.12.2022 N 1557, от 25.01.2023 N 61, от 18.10.2023 N 1117, от 25.01.2024 N 47)




В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 13 июля 2018 г. N 921 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга и контроля муниципальных программ", руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:


1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие образования на территории Волгограда".


2. Признать утратившими силу постановления администрации Волгограда:


2.1. От 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда" на 2016 - 2018 годы".


2.2. От 31 марта 2016 г. N 447 "О внесении изменения в постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда" на 2016 - 2018 годы".


2.3. От 23 ноября 2016 г. N 1782 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда" на 2016 - 2018 годы".


2.4. От 30 декабря 2016 г. N 2014 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда" на 2016 - 2018 годы".


2.5. От 31 марта 2017 г. N 467 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда" на 2016 - 2018 годы".


2.6. От 27 июня 2017 г. N 1020 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда" на 2016 - 2018 годы".


2.7. От 02 ноября 2017 г. N 1708 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда" на 2016 - 2018 годы".


2.8. От 29 декабря 2017 г. N 2007 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда" на 2016 - 2018 годы".


2.9. От 29 декабря 2018 г. N 1889 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 г. N 1886 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования на территории города-героя Волгограда".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2019 г. и подлежит опубликованию в установленном порядке.



Глава Волгограда
В.В.ЛИХАЧЕВ



Утверждена
постановлением
администрации Волгограда
от 29.12.2018 N 1890



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДА"

(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.12.2019 N 1546, от 28.09.2020 N 945, от 25.12.2020 N 1271, от 30.12.2020 N 1294, от 31.03.2021 N 299, от 29.06.2021 N 580, от 30.09.2021 N 970, от 29.12.2021 N 1538, от 25.01.2022 N 70, от 27.07.2022 N 869, от 30.12.2022 N 1557, от 25.01.2023 N 61, от 18.10.2023 N 1117, от 25.01.2024 N 47)




Паспорт муниципальной программы "Развитие образования на территории Волгограда"

Наименование Программы

- муниципальная программа "Развитие образования на территории Волгограда" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

- департамент по образованию администрации Волгограда

Соисполнитель Программы

- комитет по строительству администрации Волгограда

Участники Программы

- территориальные управления департамента по образованию администрации Волгограда;

муниципальные учреждения, подведомственные департаменту по образованию администрации Волгограда

Цель Программы

- обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами стратегического развития системы образования Волгограда

Задачи Программы

- организация предоставления общедоступного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Волгограда (далее - ДОУ);

организация предоставления общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Волгограда (далее - МОУ);

организация предоставления дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования Волгограда (далее - УДО);

развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку особо одаренных обучающихся;

развитие кадрового потенциала педагогов и руководителей учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования;

обеспечение стабильного функционирования муниципальных образовательных учреждений Волгограда;

создание дополнительных мест для предоставления общедоступного общего образования;

осуществление образовательного процесса частными дошкольными образовательными организациями и частными общеобразовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию;

создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности муниципальными образовательными организациями Волгограда, осуществляющими образовательную деятельность;

организация персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

реализация проектов местных инициатив в рамках детского инициативного бюджетирования;

реализация федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет";

реализация федерального проекта "Жилье";

реализация федерального проекта "Современная школа";

реализация федерального проекта "Успех каждого ребенка";

реализация федерального проекта "Цифровая образовательная среда";

реализация федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации"

(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.12.2019 N 1546, от 28.09.2020 N 945, от 31.03.2021 N 299, от 27.07.2022 N 869, от 30.12.2022 N 1557, от 25.01.2023 N 61)

Этапы и сроки реализации Программы

- Программа рассчитана на 2019 - 2027 годы:

1-й этап: 2019 - 2021 годы - осуществление мероприятий по развитию системы образования на территории Волгограда;

2-й этап: 2022 - 2027 годы - осуществление последовательных качественных изменений в системе образования на территории Волгограда

(в ред. постановления администрации Волгограда от 25.01.2024 N 47)

Объемы и источники финансирования Программы

- финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Волгограда, средств вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников:

всего на 2019 - 2027 годы - 113 млрд. 073 млн. 402 тыс. 194 рубля 71 копейка, в том числе:

в 2019 году всего - 10 млрд. 202 млн. 560 тыс. 466 рублей 79 копеек, в том числе:

местный бюджет - 2 млрд. 685 млн. 274 тыс. 770 рублей,

областной бюджет - 6 млрд. 386 млн. 313 тыс. 286 рублей 04 копейки,

федеральный бюджет - 231 млн. 114 тыс. 910 рублей 75 копеек,

внебюджетные источники - 899 млн. 837 тыс. 500 рублей,

прочие безвозмездные целевые средства - 20 тыс. рублей;

в 2020 году всего - 11 млрд. 092 млн.

891 тыс. 057 рублей 32 копейки, в том числе:

местный бюджет - 2 млрд. 649 млн. 178 тыс. 001 рубль 29 копеек,

областной бюджет - 6 млрд. 808 млн. 367 тыс. 919 рублей 61 копейка,

федеральный бюджет - 730 млн. 162 тыс. 636 рублей 42 копейки,

внебюджетные источники - 899 млн. 837 тыс. 500 рублей;

прочие безвозмездные целевые средства - 5 млн. 345 тыс. рублей;

в 2021 году всего - 11 млрд. 802 млн. 955 тыс. 769 рублей 48 копеек, в том числе:

местный бюджет - 1 млрд. 995 млн. 652 тыс. 639 рублей 53 копейки,

областной бюджет - 7 млрд. 210 млн. 288 тыс. 116 рублей 90 копеек,

федеральный бюджет - 1 млрд. 692 млн. 284 тыс. 736 рублей 05 копеек,

внебюджетные источники - 899 млн. 837 тыс. 500 рублей;

прочие безвозмездные целевые средства - 4 млн. 892 тыс. 777 рублей;

в 2022 году всего - 12 млрд. 753 млн. 005 тыс. 247 рублей 50 копеек, в том числе:

местный бюджет - 2 млрд. 256 млн. 995 тыс. 278 рублей 86 копеек,

областной бюджет - 7 млрд. 731 млн. 330 тыс. 816 рублей 70 копеек,

федеральный бюджет - 2 млрд. 466 тыс. 304 рубля 28 копеек,

внебюджетные источники - 764 млн. 212 тыс. 847 рублей 66 копеек;

в 2023 году всего - 15 млрд. 887 млн. 525 тыс. 338 рублей 97 копеек, в том числе:

местный бюджет - 2 млрд. 586 млн. 421 тыс. 668 рублей 22 копейки,

областной бюджет - 9 млрд. 524 млн. 813 тыс. 399 рублей 78 копеек,

федеральный бюджет - 2 млрд. 847 млн. 448 тыс. 770 рублей 97 копеек,

внебюджетные источники - 928 млн. 841 тыс. 500 рублей;

в 2024 году всего - 15 млрд. 539 млн. 749 тыс. 374 рубля 55 копеек, в том числе:

местный бюджет - 2 млрд. 544 млн. 581 тыс. 100 рублей,

областной бюджет - 10 млрд. 048 млн. 520 тыс. 700 рублей 94 копейки,

федеральный бюджет - 2 млрд. 017 млн. 806 тыс. 073 рубля 61 копейка,

внебюджетные источники - 928 млн. 841 тыс. 500 рублей;

в 2025 году всего - 11 млрд. 753 млн. 863 тыс. 794 рубля 55 копеек, в том числе:

местный бюджет - 2 млрд. 525 млн. 196 тыс. 500 рублей,

областной бюджет - 7 млрд. 459 млн. 348 тыс. 525 рублей 58 копеек,

федеральный бюджет - 840 млн. 477 тыс. 268 рублей 97 копеек,

внебюджетные источники - 928 млн. 841 тыс. 500 рублей;

в 2026 году всего - 11 млрд. 942 млн. 172 тыс. 859 рублей 83 копейки, в том числе:

местный бюджет - 2 млрд. 686 млн. 246 тыс. 900 рублей,

областной бюджет - 7 млрд. 539 млн. 525 тыс. 056 рублей 32 копейки,

федеральный бюджет - 787 млн. 559 тыс. 403 рубля 51 копейка,

внебюджетные источники - 928 млн. 841 тыс. 500 рублей;

в 2027 году всего - 12 млрд. 098 млн. 678 тыс. 285 рублей 72 копейки, в том числе:

местный бюджет - 2 млрд. 842 млн. 752 тыс. 325 рублей 89 копеек,

областной бюджет - 7 млрд. 539 млн. 525 тыс. 056 рублей 32 копейки,

федеральный бюджет - 787 млн. 559 тыс. 403 рубля 51 копейка,

внебюджетные источники - 928 млн. 841 тыс. 500 рублей

(в ред. постановления администрации Волгограда от 25.01.2024 N 47)

Конечные результаты

Программы

- доля детей 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда, находящихся в ведомственной подчиненности департамента по образованию администрации Волгограда, в общей численности обучающихся данного возраста муниципальных общеобразовательных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда увеличится до 38,2%;

доля обучающихся по образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования в общей численности обучающихся по соответствующим программам увеличится до 100%;

доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет увеличится до 74,4%;

доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет достигнет 100%;

доля выпускников МОУ, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников МОУ составит 3%;

доля детей, получающих услуги по дополнительному образованию в УДО, в общей численности обучающихся МОУ составит 26%;

доля обучающихся, принявших участие в международных, всероссийских и региональных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах и т.д.), в общей численности обучающихся увеличится до 36,2%;

доля педагогов и руководящих работников, охваченных системой непрерывного профессионального развития, увеличится до 98%;

доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления по оплате труда) в общем объеме расходов на оплату труда (включая начисления по оплате труда) составит 0%;

доля обучающихся в МОУ, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в МОУ уменьшится до 18%;

доля детей 1 - 6 лет, состоящих на учете для приема в ДОУ, в общей численности детей данной категории уменьшится до 20%;

доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы дошкольного образования, достигнет 1,6%;

доля выпускников частных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников частных общеобразовательных организаций составит 3%;

доля муниципальных образовательных организаций Волгограда, прошедших независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности, в общем количестве образовательных организаций Волгограда составит 100%;

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, составит 100%;

доля детей от двух месяцев до трех лет, состоящих на учете для приема в ДОУ, в общей численности детей данной категории достигнет 46,4%;

доля муниципальных образовательных учреждений, развивших инфраструктуру посредством реализации проектов, составит 8,3%;

количество МОУ, введенных в эксплуатацию в рамках реализации федерального проекта "Жилье", составит 1 единицу;

количество МОУ, введенных в эксплуатацию в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", составит 6 единиц;

доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, составит 69,6%;

доля детей, охваченных дополнительным образованием с использованием сертификата дополнительного образования, в том числе сертификата персонифицированного финансирования, составит 79,77%;

количество образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, составит 121 единицу;

доля МОУ, в которых введена ставка советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, к общему количеству МОУ составит 100%

(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.12.2019 N 1546, от 28.09.2020 N 945, от 31.03.2021 N 299, от 29.12.2021 N 1538, от 27.07.2022 N 869, от 30.12.2022 N 1557, от 25.01.2023 N 61, от 18.10.2023 N 1117, от 25.01.2024 N 47)

Наименование национального проекта, и (или) федерального проекта, и (или) регионального проекта Волгоградской области, цели и задачи которого учтены при разработке Программы

- национальный проект "Образование", федеральный проект "Современная школа", региональный проект "Современная школа";

национальный проект "Образование", федеральный проект "Успех каждого ребенка", региональный проект "Успех каждого ребенка";

национальный проект "Жилье и городская среда", федеральный проект "Жилье", региональный проект "Жилье";

национальный проект "Демография", федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

национальный проект "Образование", федеральный проект "Цифровая образовательная среда", региональный проект "Цифровая образовательная среда";

национальный проект "Образование", федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", региональный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (Волгоградская область)

(раздел введен постановлением администрации Волгограда от 30.12.2020 N 1294; в ред. постановлений администрации Волгограда от 29.06.2021 N 580, от 30.12.2022 N 1557)



1. Общая характеристика сферы реализации Программы


Отрасль "Образование" является одним из ведущих направлений социально-экономического развития Волгограда, поскольку в сфере образования формируется образ будущего жителя Волгограда с набором качеств и компетенций гражданина, профессионала, потребителя, предпринимателя и др., осуществляется передача знаний и опыта предыдущих поколений. Развитие данной сферы повышает конкурентоспособность в борьбе за человеческий, интеллектуальный, материальный, финансовый капиталы.


На 01 сентября 2018 г. в муниципальной системе образования функционировала 361 муниципальная образовательная организация, в том числе: 206 дошкольных образовательных учреждений, 135 общеобразовательных учреждений, 19 учреждений дополнительного образования, одно учреждение дополнительного профессионального образования.


Дошкольное образование получали 47664 ребенка дошкольного возраста в 206 дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных группах в 23 общеобразовательных учреждениях. Благодаря реализации мероприятий программ регионального и муниципального уровней с участием федерального, областного и местных бюджетов с 2015 года было открыто 8 новых дошкольных образовательных учреждений, в которых создано 1772 дополнительных места, что позволило с 2016 года стабильно обеспечивать 100% охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет. На уровне дошкольного образования реализуется широкий спектр основных общеобразовательных программ, а также адаптированных образовательных программ в 187 группах компенсирующей и комбинированной направленности, которые посещали 2454 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Увеличилась численность детей-инвалидов до 537 детей, обучающихся в группах компенсирующей и общеразвивающей направленности.


По программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 135 общеобразовательных организациях обучались 94744 человека. Учащимся Волгограда предоставлена возможность получения образования с учетом способностей, потребностей и состояния здоровья. По программам повышенного уровня (углубленного изучения предметов, профильного обучения) обучались 25 тыс. учащихся (26,4% от общей численности). С этой целью организована деятельность ресурсных центров и базовых школ, осуществлялось сетевое взаимодействие школ, а также реализация совместных проектов с вузами и предприятиями. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам организовано в 79 классах для 879 обучающихся, центре дистанционного обучения, а также совместно с другими обучающимися - для 157 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В муниципальной системе образования для продвижения инклюзивного образования работают 12 опорных школ, открываются ресурсные классы, в которых сконцентрированы кадровые, информационные и материально-технические ресурсы.


В 2016 - 2018 годах принимались меры для повышения качества общего образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования, создания условий для получения образования, соответствующих современным требованиям.


Информационная открытость системы образования обеспечивается наличием у каждого муниципального образовательного учреждения Волгограда сайта с регулярно обновляемой, в том числе централизованно, информацией, использованием муниципальными общеобразовательными организациями Волгограда электронных дневников и журналов, введением в отдельных общеобразовательных организациях системы электронного доступа.


В целях обеспечения равных условий для поставщиков образовательных услуг разных форм собственности осуществлялась поддержка частного сегмента в системе общего образования: в 2018 году субсидия на реализацию основных общеобразовательных программ в рамках переданных государственных полномочий предоставлялась девяти частным общеобразовательным организациям, имеющим государственную аккредитацию, и шести частным дошкольным образовательным организациям на 2022 обучающихся.


Сеть муниципальных организаций дополнительного образования представлена 19 организациями дополнительного образования детей. Кроме того, общеразвивающие программы дополнительного образования различной направленности реализуются в дошкольных и общеобразовательных организациях. Кружками и творческими объединениями в системе дополнительного образования охвачены 31202 ребенка. В 2018 году после масштабной реконструкции начало функционировать здание муниципального учреждения дополнительного образования "Детско-юношеский центр Волгограда", отвечающее самым современным требованиям к условиям реализации образовательных программ дополнительного образования.


В системе общего и дополнительного образования осуществлялась целенаправленная работа по созданию условий для развития детей с высокой мотивацией к обучению, проявляющих выдающиеся способности (ежегодные персональные стипендии Волгоградской городской Думы, новогодний праздник для одаренных детей и др.).


Развитие системы образования невозможно без развития кадрового потенциала, повышения квалификации педагогических работников.


В муниципальной системе образования Волгограда на 01 сентября 2018 г. работало 11329 педагогических и руководящих работников. Доля педагогов в возрасте до 30 лет в общеобразовательных организациях составляет 16,4%, что значительно меньше доли педагогов пенсионного возраста, продолжающих свою профессиональную деятельность (24%). С принятием мер по сокращению разрыва между оплатой труда педагогических работников и средней заработной платой по региону привлекательность работы в образовательных организациях, в том числе для молодых специалистов, повышается. Для решения вопросов привлечения молодых педагогов используется муниципальная система поддержки.


Повышение квалификации педагогических работников, методическое сопровождение муниципальных образовательных учреждений осуществляется муниципальным учреждением дополнительного профессионального образования "Центр развития образования Волгограда", реализующим дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки, организующим различные мероприятия по повышению уровня профессионального мастерства, привлечению и адаптации молодых педагогов, обмену профессиональным опытом.


Признанным и эффективным средством развития отрасли "Образование" является инновационная деятельность образовательных учреждений и педагогов. В Волгограде сформирована сеть из 76 региональных инновационных площадок на базе муниципальных образовательных учреждений, педагогических лабораторий и ресурсных центров, инновационные муниципальные образовательные учреждения и педагоги Волгограда активно распространяют свой опыт.


Для широкого представления проводимой муниципальными образовательными учреждениями и педагогами инновационной деятельности, их достижений в Волгограде ежегодно проводится городской образовательный форум педагогических и руководящих работников, конкурсы профессионального мастерства, другие значимые мероприятия.


Таким образом, в целом в Волгограде обеспечен достаточно высокий уровень доступности получения качественного дошкольного, начального образования, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования.


Стабильное функционирование муниципальной системы образования требует обеспечения необходимых условий для организации деятельности муниципальных образовательных организаций, предоставляющих детскому населению Волгограда образовательные услуги, решения комплекса проблем, связанных с ее функционированием и развитием.


В соответствии с анализом текущего состояния муниципальной системы образования Волгограда следует выделить следующие ключевые проблемы:


на уровне дошкольного образования - недостаточная обеспеченность местами в учреждениях дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет, прежде всего, в связи с реализацией масштабных проектов нового жилищного строительства при недостаточном вводе в строй новых зданий детских садов в микрорайонах активной жилой застройки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»