Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2017 года N 442-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 3 ИЮНЯ 2011 ГОДА N 191-П "О КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях приведения правовых актов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствие с законодательством Российской Федерации Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 июня 2011 года N 191-п "О Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года" следующие изменения:

1.1. В заголовке цифры "2020" заменить цифрами "2030".

1.2. В преамбуле слова "распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 апреля 2011 года N 222-рг "О Плане мероприятий по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781" заменить словами "приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации".

1.3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить:

1.1. Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (далее - Концепция) (приложение 1).

1.2. План мероприятий по реализации Концепции (приложение 2).".

1.4. Пункт 2 признать утратившим силу.

1.5. Приложение изложить в следующей редакции:

"Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 3 июня 2011 года N 191-п

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


 I. Общие положения


Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой совокупность принципов деятельности и систему взглядов на перспективы развития в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) на указанный период.

Концепция основывается на:

Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176;

Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;

Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 298;

Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп;

Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп.

В Концепции представлен анализ современной ситуации в области обращения с отходами на территории автономного округа, определены основные направления, приоритетные меры, этапы, ожидаемые результаты и целевые показатели эффективности реализации Концепции.

Концепция разработана в отношении следующих видов отходов:

отходов потребления, в том числе твердых коммунальных отходов;

отходов производства, в том числе отходов добычи и переработки углеводородного сырья;

В Концепции используются понятия, установленные в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".


II. Современная ситуация в области обращения с отходами


В последние годы автономный округ уделяет пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая может привести не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствовать нарастанию социальной напряженности.

По данным Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (в части сведений об образовании, использовании и обезвреживании транспортировании и размещении отходов) на территории автономного округа в 2016 году было образовано почти 6,8 млн. тонн отходов, в том числе:

производственных - 6,50 млн. тонн;

коммунальных - 0,29 млн. тонн.

По данным регионального кадастра отходов в автономном округе по состоянию на 1 января 2017 года зарегистрировано 346 объектов размещения отходов (общая площадь 951,8 га), в том числе:

70 полигонов для размещения промышленных и твердых коммунальных (бытовых) отходов;

53 места складирования отходов (29 санкционированных и 24 несанкционированных свалки);

2 площадки временного складирования (накопления) отходов;

223 шламовых амбара.

Размещение отходов в автономном округе в основном осуществляется на полигонах и свалках, одна из основных проблем региона - недостаточная обеспеченность населенных пунктов объектами размещения отходов. Уровень обеспеченности населенных пунктов автономного округа объектами размещения отходов в 2016 году составил 56%.

На территории автономного округа ведется селективный сбор отходов через пункты приема, организованные предприятиями малого и среднего бизнеса.

В населенных пунктах автономного округа организовано 237 пунктов сбора вторичного сырья и опасных отходов (полимерных материалов, бумаги и картона, отработанных ртутьсодержащих отходов, металлолома, резинотехнических изделий и отработанных шин и т.д.), а также установлено 1047 специализированных контейнеров.

Размещение несортированных отходов на полигонах несет экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твердые коммунальные отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В коммунальных отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов.

По состоянию на 1 января 2017 года региональный банк данных по технологиям обработки, утилизации и обезвреживания отходов насчитывает 182 промышленных объекта, из них 5 объектов - по обработке отходов (сортировка, прессование, измельчение, гранулирование), 40 объектов - по утилизации (использование), 20 объектов - по обезвреживанию и утилизации и 117 объектов - по обезвреживанию отходов.

Из отходов в автономном округе утилизируются:

шлам буровой, обезвреженные и переработанные в грунтошламовые смеси с искусственными и натуральными наполнителями;

отработанные масла моторные, трансмиссионные в воздухонагревательных системах;

отработанные автомобильные шины, переработанные в резиновую крошку, резиновый скрап, обрезки резины, в пиролизное мазутное топливо;

шламы и парафины нефти и нефтепродукты, переработанные в битумные композиции, используемые в качестве битумизированных материалов для гидроизоляции сооружений.

В автономном округе преобладают технологии, основанные на термическом обезвреживании отходов: топочное сжигание отдельных видов отходов, сжиганием в специальных печах остатков дизельного топлива, нефтесодержащих отходов и нефтешламов. Также применяются комплексные технологии, в основе которых лежит отмывка шлама и нефтезагрязненного грунта.


III. Анализ результатов деятельности в области обращения с отходами (2011 - 2016 годы)


Для достижения целей и решения задач Концепции в автономном округе развивалась и совершенствовалась нормативная правовая база в области обращения с отходами.

В 2011 году утверждена Схема обращения с отходами производства и потребления на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2011 года N 625-рп), утратившая силу в 2016 году в связи с утверждением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (распоряжение Правительства автономного округа от 21 октября 2016 года N 559-рп), разработанной с учетом новых требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами.

В целях совершенствования системы учета при обращении с отходами и реализации полномочий субъекта Российской Федерации по ведению регионального кадастра отходов осуществляется реализация постановления Правительства автономного округа от 29 ноября 2007 года N 294-п "О Порядке ведения регионального кадастра отходов". Данные регионального кадастра отходов позволяют проводить анализ состояния дел по обращению с отходами на территории автономного округа, принимать оперативные меры по совершенствованию системы учета при обращении с отходами.

Количество шламовых амбаров с 2011 по 2016 год сократилось в 3,5 раза. С целью уменьшения загрязнения окружающей среды нефтяными компаниями внедряются новые природосберегающие технологии, одной из которых является безамбарное бурение, позволяющее значительно снизить объемы производственных отходов.

В Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2010 года N 102-оз "Об административных правонарушениях" в 2012 году внесены изменения в части установления ответственности предприятий (организаций), осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории автономного округа, за непредставление в уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа в установленный срок данных для ведения регионального кадастра отходов.

Основу обращения с отходами составляет их утилизация и обезвреживание. По итогам 2016 года в автономном округе доля утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления составила 62% (4, 22 млн. тонн) (в Российской Федерации - 60%).

Положительная тенденция достигнута за счет активной работы предприятий нефтегазодобывающей отрасли по переработке буровых отходов в техногенный грунт с его последующим использованием при строительстве и ремонте кустовых оснований и других технологических площадок, автомобильных дорог, рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных земель, полигонов твердых коммунальных отходов, ликвидации шламовых амбаров, гидроизоляции и укрепления поверхностей для предотвращения опасных экзогенных процессов.

Финансирование мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду от отходов с 2012 года осуществлялось за счет средств целевой программы автономного округа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года" (постановление Правительства автономного округа от 28 октября 2011 года N 403-п).

С 2014 года мероприятия целевой программы вошли в состав государственной программы автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" (постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 426-п), которая отвечает требованиям к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, установленным статьей 13.2 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

С 2011 по 2016 годы построено 10 полигонов для муниципальных образований: Советский район (2 полигона - пгт. Пионерский, пгт. Малиновский, п. Алябьевский; г. Советский), Нефтеюганский район (п. Салым), Ханты-Мансийский район (п. Горноправдинск), Сургутский район (г. Лянтор), г. Сургут, Нижневартовский район (с. Покур), Кондинский район (пгт. Мортка) и Белоярский район (2 полигона - с. Полноват, с. Сорум). В результате чего обеспеченность населенных пунктов полигонами увеличилась с 31% до 56%.

Кроме того, в целях развития в автономном округе технологий по сортировке и переработке отходов на условиях государственно-частного партнерства предусмотрена реализация мероприятий по строительству 5 комплексных межмуниципальных полигонов для размещения, сортировки и переработки отходов в городах Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Нягани.


IV. Цели и задачи Концепции


Цели и задачи Концепции соответствуют целям, задачам, основным приоритетам социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определенным Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года.

Основными целями Концепции являются:

совершенствование системы управления отходами;

минимизация воздействия отходов на окружающую среду и максимальное их вовлечение в хозяйственный оборот;

привлечение инвестиций в развитие отрасли обращения с отходами в автономном округе.

Для достижения поставленных целей необходимо комплексное и системное решение следующих задач:

развитие системы обращения с отходами, с учетом территориального размещения населенных пунктов и наличия транспортного сообщения и его сезонности;

развитие системы обращения с отходами для малых населенных пунктов, в том числе для поселений коренных малочисленных народов Севера;

развитие системы централизованного сбора отходов, охват всех основных источников образования отходов;

снижение объема потоков отходов, направляемых на захоронение, путем организации селективного сбора отходов;

развитие технологий переработки вторичного сырья;

совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и организаций в области обращения с отходами;

повышение экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с отходами.


V. Основные направления, приоритетные меры и ресурсы реализации Концепции