ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2011 года N 403-п
[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 года N 396-п]
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2012 года N 180-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 347-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.04.2013 года N 125-п]
Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781 и развития системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 – 2015 годы и на период до 2020 года" (далее – Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществить разработку и реализацию аналогичных программ, в том числе за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Н.В.Комарова
[Приложение изменено
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2012 года N 180-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 347-п]
Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года"
Наименование Программы | Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа) | |||||
Дата принятия решения о разработке Программы | распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 апреля 2011 г. N 222–рг "О Плане мероприятий по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр–781" | |||||
Разработчик Программы | Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | |||||
Дата утверждения Программы | постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 октября 2011 г. N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года" | |||||
Государственный | Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | |||||
Государственные | 1) Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; | |||||
Цель Программы | снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления | |||||
Задачи Программы | развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами; | |||||
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы | увеличение массы твёрдых бытовых отходов, размещаемых на объектах захоронения отходов, отвечающих нормативным требованиям до 0,94 млн. тонн/год; | |||||
Сроки (этапы) реализации Программы | 2012 - 2020 годы | |||||
Перечень подпрограмм | нет | |||||
Объемы и источники финансирования Программы, тысяч рублей | бюджет автономного округа | местный бюджет | внебюджетные источники | программа "Сотрудничество" | всего | |
2012 | 389 315 | 71 387 | 3 243 986 | 24 500 | 3 729 188 | |
2013 | 330 933 | 139 907 | 2 347 921 | 185 000 | 3 003 761 | |
2014 | 350 930 | 131 349 | 2 907 801 | - | 3 390 080 | |
2015 | 440 250 | 114 847 | 1 734 020 | 2 289 117 | ||
2016 - 2020 | 1 502 600 | 408 979 | 7 163 252 | - | 9 074 831 | |
Итого | 3 014 028 | 866 469 | 17 396 980 | 209 500 | 21 486 977 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической эффективности) | снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления (предотвращённый экологический ущерб) до 6 500 млн.руб./год; |
Устойчивое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, качество его окружающей среды во многом зависят от обеспечения экологической безопасности, в первую очередь в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Образование отходов опережает их переработку, обезвреживание и использование. По данным регионального кадастра отходов в автономном округе ежегодно образовывается более 3 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 45 % - промышленные отходы, 30 % – коммунальные, 10 % – древесные, 15 % - прочие отходы.
Анализ ситуации с образованием, использованием и обезвреживанием вышеназванных групп отходов показывает следующее.
Промышленные отходы.
Основной объём образующихся промышленных отходов - это отходы бурения, которые подвергаются использованию и обезвреживанию (около 60 % от ежегодно образующихся).
Однако проблема заключается в очень низких темпах рекультивации отходов бурения (в среднем за год около 200 шламовых амбаров) при большом объёме их накопления, а так же недостаточном количестве объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.
Коммунальные, древесные и прочие отходы.
При значительных объемах образования данных видов отходов (более 1 млн. тонн в год) их использование и переработка в автономном округе практически отсутствует (около 5 % переработки и обезвреживания). В основном, отходы размещаются на полигонах и свалках. Так, из указанных групп отходов в объеме более 50 % используются и обезвреживаются только отходы металлов, полимерных материалов, органического и минерального происхождения, химические и медицинские отходы, которые составляют не более 5 % от общего количества образующихся отходов.
Размещение отходов в округе, в основном, осуществляется на полигонах и свалках. В настоящее время на территории автономного округа эксплуатируются 106 санкционированных объектов твердых бытовых отходов (далее - также ТБО) и промышленных отходов (ПО) общей площадью 756 га, из них:
36 полигонов ТБО,
18 полигонов ПО и ТБО,
5 полигонов ПО,
47 санкционированных свалок, подлежащих реконструкции и (или) закрытию.
По коммунальным отходам проблемы в основном связаны с объектами для их размещения и переработки. В настоящее время численность данных объектов в 2 раза меньше необходимой, а из действующих 34 муниципальных полигонов ТБО большая часть не соответствует природоохранным и санитарным требованиям. Кроме того, 20% муниципальных полигонов ТБО требуют расширения либо строительства новых в связи с их заполненностью более чем на 70 %.
На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведёт к безвозвратной потере полезной продукции - вторичного сырья.
Необходимо отметить, что в связи с ненадлежащей организацией сбора и вывоза отходов в муниципальных образованиях в автономном округе имеет место практика создания мест несанкционированного размещения (более 50 таких свалок бытовых отходов).
Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несёт значительный экологический, экономический и социальный ущерб.
Захороненные твёрдые и пищевые отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В бытовых отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на полигонах. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов.
По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия полигона, так как разложение отходов и вынос веществ из тела полигона не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.
Чрезвычайно разнородные по составу отходы при контакте с природной средой претерпевают сложные химические и биохимические изменения. В результате выделяются многочисленные соединения в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Наблюдается также значительное выделение тепла, газа, часто имеют место поверхностные и подземные пожары.
Химическое воздействие возможно за счёт выделения вредных веществ с эмиссиями фильтрата газовых выбросов и при разносе твёрдых отходов. При растекании фильтрата происходит загрязнение почв, растительности, подземных вод. Выделение газа в процессе разложения отходов и дыма при горении вызывает загрязнение атмосферного воздуха.
Биогенное действие выражается в привлечении и размножении птиц, насекомых, млекопитающих.
Не менее опасным может оказаться и вторичное загрязнение природных компонентов вследствие разложения органических составляющих тех или иных отходов, в результате чего могут образовываться высокотоксичные соединения.
Решение указанных проблем в области обращения с отходами в рамках Программы запланировано в 2 этапа.
На первом этапе (2012 - 2015 годы) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование организационного, нормативно–правового, информационного и технического обеспечения в области обращения с отходами, в том числе:
разработать нормативные правовые акты и иные акты в области обращения с отходами;
провести научно-технические работы в области обращения с отходами, а так же внедрить систему мониторинга обращения отходов;
построить новые межмуниципальные, межпоселенческие и локальные полигоны твердых бытовых и промышленных отходов;
рекультивировать шламовые амбары.
На втором этапе (2016 - 2020 годы) предполагается реализовать меры, обеспечивающие переход на более современные технологии обращения с отходами, в том числе:
продолжить строительство новых межмуниципальных, межпоселенческих и локальных полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, а также реконструировать и модернизировать существующие полигоны твердых бытовых и промышленных отходов;
продолжить рекультивацию санкционированных и несанкционированных свалок, а так же шламовых амбаров.
Создать мощности по сортировке отходов в качестве вторичного сырья;
обеспечить внедрение новейших технологий переработки вторичного сырья;
организовать селективный сбор отходов с выделением их потоков с повышенным содержанием вторичного сырья;
развить систему централизованного сбора отходов, с охватом всех источников их образования.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении Программой;
с несвоевременным нормативным обеспечением выполнения мероприятий Программы;
с недостаточным и несвоевременным финансовым обеспечением мероприятий Программы.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут привести к неполному учету результатов мониторинговых исследований хода ее реализации, что в свою очередь может повлиять на объективность принятия решений, а также к отсутствию связи с реальной ситуацией. Помимо этого, к недостаткам в управлении Программой можно отнести ошибки, связанные с недостаточной коррекцией деятельности заказчиков и исполнителей, что, в свою очередь, может снизить эффективность использования бюджетных средств.
Риски, связанные с несвоевременным нормативным обеспечением Программы, могут привести к снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточное и (или) несвоевременное финансовое обеспечение выполнения мероприятий Программы может привести к нарушению ее сбалансированности Программы и невозможности достижения планируемых результатов и соответствующих показателей.
Цели и задачи Программы указаны в Паспорте Программы.