Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2011 года N 403-п

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ХАНТЫ–МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2012–2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 года N 396-п]

[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2012 года N 180-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 347-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.04.2013 года N 125-п]

Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781 и развития системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемую целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 – 2015 годы и на период до 2020 года" (далее – Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществить разработку и реализацию аналогичных программ, в том числе за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.

     Губернатор
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры Н.В.Комарова


Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 28 октября 2011 г. N 403-п

[Приложение изменено

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2012 года N 180-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 347-п]

Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года"

Наименование Программы

Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 апреля 2011 г. N 222–рг "О Плане мероприятий по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр–781"

Разработчик Программы

Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Дата утверждения Программы

постановление Правительства Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 28 октября 2011 г. N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре на 2012–2015 годы и на период до 2020 года"

Государственный
 заказчик - координатор Программы

Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Государственные
 заказчики  Программы

1) Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

 2) Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

 3) Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

 4) Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель Программы

снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления

Задачи Программы

развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами;

 информационно-аналитическое обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

 проведение научно-исследовательских работы и проектно–изыскательские работы в области обращения с отходами;

 формирование производственно-технологической базы по обращению с отходами;

 рекультивация земель, подвергшихся загрязнению отходами производства и потребления;

 экологическое воспитание и образование в области обращения с отходами

Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы

увеличение массы твёрдых бытовых отходов, размещаемых на объектах захоронения отходов, отвечающих нормативным требованиям до 0,94 млн. тонн/год;

 увеличение массы твердых бытовых отходов, подвергаемых переработке до 0,11 млн. тонн/год;

 увеличение площади ликвидированных и рекультивированных объектов захоронения твердых бытовых отходов, не отвечающих экологическим и санитарным требованиям до 65 га;

 увеличение массы обезвреженных и использованных отходов нефтегазодобычи (отходы бурения и нефтешламы) до 1,2 млн. тонн/год;

 увеличение количества ликвидированных и рекультивированных объектов размещения отходов нефтегазодобычи (шламовые амбары, шламонакопители и шламохранилища) 352 шт./год

Сроки (этапы) реализации Программы

2012 - 2020 годы
 1 этап: 2012-2015 годы;

 2 этап: 2016-2020 годы

Перечень подпрограмм

нет

Объемы и источники финансирования Программы, тысяч рублей

бюджет автономного округа

местный бюджет

внебюджетные источники

программа "Сотрудничество"

всего

2012

389 315

71 387

3 243 986

24 500

3 729 188

2013

330 933

139 907

2 347 921

185 000

3 003 761

2014

350 930

131 349

2 907 801

-

3 390 080

2015

440 250

114 847

1 734 020

2 289 117

2016 - 2020

1 502 600

408 979

7 163 252

-

9 074 831

Итого

3 014 028

866 469

17 396 980

209 500

21 486 977

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической эффективности)

снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления  (предотвращённый экологический ущерб) до 6 500 млн.руб./год;

 увеличение доли обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых бытовых и промышленных отходов до 100 %;

 увеличение доли твердых бытовых отходов, использованных в качестве вторичного сырья до 10 %;

 увеличение доли ликвидированных и рекультивированных объектов захоронения твердых бытовых отходов, не отвечающих экологическим и санитарным требованиям до 100 %;

 увеличение доли обезвреженных и использованных отходов, в том числе отходы бурения и нефтешламы до  90 %;

 увеличение доли ликвидированных и рекультивированных объектов размещения отходов нефтегазодобычи (шламовые амбары, шламонакопители и шламохранилища) до 70 %

Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Устойчивое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, качество его окружающей среды во многом зависят от обеспечения экологической безопасности, в первую очередь в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Образование отходов опережает их переработку, обезвреживание и использование. По данным регионального кадастра отходов в автономном округе ежегодно образовывается более 3 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 45 % - промышленные отходы, 30 % – коммунальные, 10 % – древесные, 15 % - прочие отходы.

Анализ ситуации с образованием, использованием и обезвреживанием вышеназванных групп отходов показывает следующее.

Промышленные отходы.

Основной объём образующихся промышленных отходов - это отходы бурения, которые подвергаются использованию и обезвреживанию (около 60 % от ежегодно образующихся).

Однако проблема заключается в очень низких темпах рекультивации отходов бурения (в среднем за год около 200 шламовых амбаров) при большом объёме их накопления, а так же недостаточном количестве объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.

Коммунальные, древесные и прочие отходы.

При значительных объемах образования данных видов отходов (более 1 млн. тонн в год) их использование и переработка в автономном округе практически отсутствует (около 5 % переработки и обезвреживания). В основном, отходы размещаются на полигонах и свалках. Так, из указанных групп отходов в объеме более 50 % используются и обезвреживаются только отходы металлов, полимерных материалов, органического и минерального происхождения, химические и медицинские отходы, которые составляют не более 5 % от общего количества образующихся отходов.

Размещение отходов в округе, в основном, осуществляется на полигонах и свалках. В настоящее время на территории автономного округа эксплуатируются 106 санкционированных объектов твердых бытовых отходов (далее - также ТБО) и промышленных отходов (ПО) общей площадью 756 га, из них:

36 полигонов ТБО,

18 полигонов ПО и ТБО,

5 полигонов ПО,

47 санкционированных свалок, подлежащих реконструкции и (или) закрытию.

По коммунальным отходам проблемы в основном связаны с объектами для их размещения и переработки. В настоящее время численность данных объектов в 2 раза меньше необходимой, а из действующих 34 муниципальных полигонов ТБО большая часть не соответствует природоохранным и санитарным требованиям. Кроме того, 20% муниципальных полигонов ТБО требуют расширения либо строительства новых в связи с их заполненностью более чем на 70 %.

На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведёт к безвозвратной потере полезной продукции - вторичного сырья.

Необходимо отметить, что в связи с ненадлежащей организацией сбора и вывоза отходов в муниципальных образованиях в автономном округе имеет место практика создания мест несанкционированного размещения (более 50 таких свалок бытовых отходов).

Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несёт значительный экологический, экономический и социальный ущерб.

Захороненные твёрдые и пищевые отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В бытовых отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на полигонах. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов.

По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия полигона, так как разложение отходов и вынос веществ из тела полигона не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.

Чрезвычайно разнородные по составу отходы при контакте с природной средой претерпевают сложные химические и биохимические изменения. В результате выделяются многочисленные соединения в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Наблюдается также значительное выделение тепла, газа, часто имеют место поверхностные и подземные пожары.

Химическое воздействие возможно за счёт выделения вредных веществ с эмиссиями фильтрата газовых выбросов и при разносе твёрдых отходов. При растекании фильтрата происходит загрязнение почв, растительности, подземных вод. Выделение газа в процессе разложения отходов и дыма при горении вызывает загрязнение атмосферного воздуха.

Биогенное действие выражается в привлечении и размножении птиц, насекомых, млекопитающих.

Не менее опасным может оказаться и вторичное загрязнение природных компонентов вследствие разложения органических составляющих тех или иных отходов, в результате чего могут образовываться высокотоксичные соединения.

Решение указанных проблем в области обращения с отходами в рамках Программы запланировано в 2 этапа.

На первом этапе (2012 - 2015 годы) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование организационного, нормативно–правового, информационного и технического обеспечения в области обращения с отходами, в том числе:

разработать нормативные правовые акты и иные акты в области обращения с отходами;

провести научно-технические работы в области обращения с отходами, а так же внедрить систему мониторинга обращения отходов;

построить новые межмуниципальные, межпоселенческие и локальные полигоны твердых бытовых и промышленных отходов;

рекультивировать шламовые амбары.

На втором этапе (2016 - 2020 годы) предполагается реализовать меры, обеспечивающие переход на более современные технологии обращения с отходами, в том числе:

продолжить строительство новых межмуниципальных, межпоселенческих и локальных полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, а также реконструировать и модернизировать существующие полигоны твердых бытовых и промышленных отходов;

продолжить рекультивацию санкционированных и несанкционированных свалок, а так же шламовых амбаров.

Создать мощности по сортировке отходов в качестве вторичного сырья;

обеспечить внедрение новейших технологий переработки вторичного сырья;

организовать селективный сбор отходов с выделением их потоков с повышенным содержанием вторичного сырья;

развить систему централизованного сбора отходов, с охватом всех источников их образования.

1.2. Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

с недостатками в управлении Программой;

с несвоевременным нормативным обеспечением выполнения мероприятий Программы;

с недостаточным и несвоевременным финансовым обеспечением мероприятий Программы.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут привести к неполному учету результатов мониторинговых исследований хода ее реализации, что в свою очередь может повлиять на объективность принятия решений, а также к отсутствию связи с реальной ситуацией. Помимо этого, к недостаткам в управлении Программой можно отнести ошибки, связанные с недостаточной коррекцией деятельности заказчиков и исполнителей, что, в свою очередь, может снизить эффективность использования бюджетных средств.

Риски, связанные с несвоевременным нормативным обеспечением Программы, могут привести к снижению эффективности использования бюджетных средств.

Недостаточное и (или) несвоевременное финансовое обеспечение выполнения мероприятий Программы может привести к нарушению ее сбалансированности Программы и невозможности достижения планируемых результатов и соответствующих показателей.

Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, целевые показатели, показатели экономической, бюджетной и социальной эффективности


Цели и задачи Программы указаны в Паспорте Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»