ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2014 года N 177


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.11.2013 N 628 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"


В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 26.11.2013 N 628 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Социальная поддержка граждан в Калужской области" (далее - постановление) изменение, изложив приложение "Государственная программа Калужской области "Социальная поддержка граждан в Калужской области" к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов







Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 17 марта 2014 года N 177

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

ПАСПОРТ

1

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области

2

Соисполнители государственной программы

Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области

3

Цели государственной программы

- Создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;
- повышение доступности социального обслуживания населения

4

Задачи государственной программы

- Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
- обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов в социальном обслуживании;
- повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг;
- улучшение качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности, активизация участия пожилых людей в жизни общества

5

Подпрограммы государственной программы

"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";
"Модернизация и развитие системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации";
"Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций";
"Повышение качества жизни пожилых людей в Калужской области"

6

Индикаторы государственной программы

- Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Калужской области;
- доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения

7

Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 - 2020 годы, реализуется в один этап

8

Объемы финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования

Наименование показателя

Всего (тыс. руб.)

В том числе по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего средств областного и федерального бюджетов

36615688,91

5847613,90

5830550,85

5917853,95

4775917,55

4747917,55

4747917,55

4747917,55

В том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета <1>

32939268,21

4497358,00

4674322,455

4747917,552

4775917,55

4747917,55

4747917,55

4747917,55

средства федерального бюджета <2>

3676420,70

1350255,90

1156228,40

1169936,40

0,00

0,00

0,00

0,00

Справочно:

средства местных бюджетов <3>

140000,00

20000,00

20000,00

20000,00

20000,00

20000,00

20000,00

20000,00

средства государственных внебюджетных фондов (субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) <4>

56000,00

8000,00

8000,00

8000,00

8000,00

8000,00

8000,00

8000,00

привлеченные средства <5>

1084862,50

143104,10

156106,40

156406,40

156736,40

157036,40

157436,40

158036,40

<1> Объемы финансирования из областного бюджета уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
<2> Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета уточняются после принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и на основании решений Правительства Российской Федерации.
<3> Объемы финансирования за счет средств местных бюджетов ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год.
<4> Объемы финансирования за счет средств государственных внебюджетных фондов уточняются после принятия решения о выделении субсидии из бюджетов государственных внебюджетных фондов.
<5> Объемы привлеченных средств (средства физических и юридических лиц, направляемые на реализацию программных мероприятий) определены на основе прогнозных расчетов и ежегодно уточняются по фактическим данным

9

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

В количественном выражении:
- снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки при реализации программы (до уровня 7% к 2021 году) на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Калужской области;
- увеличение объемов и повышение качества социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.
В качественном выражении:
- удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;
- обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;
- повышение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций



  1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


 Вводная


На начало 2013 года на территории Калужской области проживало 1005,5 тыс. человек, каждый третий житель области являлся получателем мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств федерального или областного бюджетов.

Реализуя государственную политику в сфере социальной защиты населения, министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области (далее - министерство) организует работу по следующим основным направлениям:

социальная поддержка населения, которая осуществляется через систему мер социальной поддержки и иных социальных выплат;

социальное обслуживание населения, которое, в свою очередь, осуществляется через стационарную и нестационарную сеть учреждений.

В 2012 году мерами социальной поддержки воспользовалось 671,1 тыс. граждан, израсходовано из средств областного бюджета 1408,01 млн рублей. Всего в Российской Федерации число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме, в 2012 году составляло порядка 22 - 23 млн человек, или 15,7% населения страны.

В 2012 году меры социальной поддержки предоставляли 27 управлений (отделов) социальной защиты населения с утвержденной предельной штатной численностью 401 единица.

В Калужской области функционируют учреждения социального обслуживания населения. По условиям предоставления социальных услуг данные учреждения подразделяются на стационарные и нестационарные типы.

Стационарное социальное обслуживание в Калужской области пожилым гражданам и инвалидам предоставляется подведомственными министерству 15 домами-интернатами на 1900 мест, общее число проживающих на 1 июля 2013 года составило 1819 человек (в Центральном федеральном округе действовало 382 стационарных учреждения социального обслуживания для лиц пожилого возраста и инвалидов, в которых проживало 18462 взрослых человека).

В 2012 году нестационарным социальным обслуживанием, предоставляемым центрами и отделениями социального обслуживания, расположенными в городах и районах области, было охвачено 132,7 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.

Помимо государственных и муниципальных учреждений услуги по социальному обслуживанию могут предоставляться социально ориентированными некоммерческими организациями.

На территории Калужской области действует постановление Правительства Калужской области от 9 февраля 2012 года N 59 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 06.02.2013 N 43, от 07.10.2013 N 523, 20.02.2014 N 120).

Субсидии на реализацию программ некоммерческих организаций предоставляются по следующим приоритетным направлениям деятельности:

- профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;

- повышение качества жизни людей пожилого возраста;

- социальная адаптация инвалидов и их семей.

В областном бюджете на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в 2012 году было предусмотрено 5096,6 тыс. рублей. Аналогичная сумма предусмотрена и в областном бюджете на 2013 год. В 2012 - 2013 годах поддержку получили 14 социально ориентированных некоммерческих организаций.

Также на территории Калужской области действует постановление Правительства Калужской области от 31.03.2011 N 177 "Об утверждении Положения о порядке оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 05.12.2013 N 658, от 28.01.2014 N 43). В рамках данного постановления оказывается финансовая поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным на территории Калужской области, осуществляющим в соответствии с учредительными документами социальную поддержку и защиту ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, имеющим более 100 тыс. членов из числа лиц, проживающих на территории Калужской области, а также деятельность в области здравоохранения (оказание медико-социальной помощи на дому не менее 500 гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в населенных пунктах Калужской области). В 2011, 2012 и 2013 годах финансовую поддержку получало Калужское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, соответственно - 350000 рублей, 500000 рублей и 500 000 рублей.


1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы


В настоящее время в сфере социального обслуживания населения сохраняется ряд проблем.

1. Наблюдается устойчивый рост численности пожилых людей в структуре общей численности населения. Уровень и качество жизни пожилых людей значительно ниже, чем у трудоспособной части населения, что связано с ограниченными возможностями здоровья и утратой способности к получению дополнительных доходов к пенсии в виде заработной платы.

Поэтому, безусловно, необходима дополнительная государственная социальная поддержка, так как проблемы пожилых людей требуют от государственных органов многопрофильной целевой социальной защиты населения.

2. Единообразный подход к предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан без учета определения критерия нуждаемости ведет к незначительному снижению уровня бедности населения.

Развитие мер социальной поддержки должно осуществляться путем изменения приоритетов в определении категорий получателей мер социальной поддержки, условий их предоставления, в том числе путем активизации адресной социальной поддержки бедного населения, иных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Серьезной проблемой социального обслуживания остается организация предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях.

Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Калужской области увеличивается и составляет на начало 2013 года 261,6 тыс. человек.

4. Масштабный характер приобрели негативные изменения психического здоровья людей старшего возраста, ухудшается показатель физического состояния здоровья.

При этом число граждан, признанных инвалидами вследствие психического заболевания, за период с 2008 по 2012 год составило более 10,8 тыс. человек, из них около 2,0 тыс. человек признано впервые.

5. Действующая сеть учреждений социального обслуживания не закрывает существующей потребности в стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе страдающих психическими заболеваниями.

В стационарных учреждениях социального обслуживания сохраняется очередность на обслуживание в учреждениях психоневрологического типа и в специальных домах-интернатах. В стационарных учреждениях социального обслуживания общего вида возросло число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постельном режиме.

6. Неразвитость социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги населению.

Отсутствие у сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций определенного уровня знаний не позволяет принимать участие в конкурсах на получение грантов и субсидий для финансирования программ социальной направленности. В связи с этим необходимо поддерживать должный уровень квалификации сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций, организовывать обучение волонтеров.

Существующие проблемы требуют совершенствования всей системы социальной поддержки и социального обслуживания населения.


1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы


Развитие мер социальной поддержки прогнозируется в следующих направлениях:

- развитие сети учреждений социального обслуживания населения Калужской области, оптимизация структуры действующих учреждений, внедрение современных технологий, передовых методов в предоставлении социальных услуг, создание необходимых условий для адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, обеспечение уровня безопасности жизни и здоровья пожилых людей;

- обеспечение равного доступа к социальным услугам как городского, так и сельского населения, создание благоприятных условий жизнедеятельности гражданам старшего поколения, повышение охвата граждан пожилого возраста и инвалидов всеми формами социального обслуживания при прогнозируемом росте общего числа пенсионеров;

- дальнейшее развитие адресного подхода при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям с использованием единой базы данных, создание условий для проведения мониторинга и анализа потребностей граждан, нуждающихся в получении социальной помощи и социальном обслуживании населения;

- создание благоприятных условий для развития социально ориентированных некоммерческих организаций.


2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы


 2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения определены в:

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 1121-р);

- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537;

- государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2553-р;

- плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области", утвержденном постановлением Правительства Калужской области от 29.03.2013 N 158 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 24.06.2013 N 321).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»