Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2012 года N 1657


Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области"

(с изменениями на 17 августа 2021 года)

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 24.05.2013 N 505, от 17.10.2013 N 1166, от 17.12.2013 N 1499, от 24.02.2014 N 204, от 11.07.2014 N 755, от 08.09.2014 N 1041, от 01.12.2014 N 1510, от 14.01.2015 N 21, от 06.04.2015 N 341, от 26.08.2015 N 963, от 11.11.2015 N 1275, от 16.11.2015 N 1314, от 31.12.2015 N 1620, от 28.04.2016 N 443, от 01.08.2016 N 873, от 23.08.2016 N 972, от 26.09.2016 N 1108, от 10.01.2017 N 7, от 22.05.2017 N 474, от 28.12.2017 N 1358, от 25.04.2018 N 413, от 12.07.2018 N 713, от 02.11.2018 N 1149, от 27.12.2018 N 1401, от 14.06.2019 N 677, от 11.11.2019 N 1248, от 18.03.2020 N 203, от 18.08.2020 N 656, от 26.12.2020 N 1111, от 31.12.2020 N 1153, от 26.04.2021 N 266, от 17.08.2021 N 616)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:


1. Утвердить государственную программу "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области" согласно приложению.


(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 02.11.2018 N 1149)


2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя главы администрации области С.П.Юхачева.


(п. 3 в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 18.08.2020 N 656)



Глава администрации области
О.И.Бетин



Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 24.12.2012 N 1657



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 24.05.2013 N 505, от 17.10.2013 N 1166, от 17.12.2013 N 1499, от 24.02.2014 N 204, от 11.07.2014 N 755, от 08.09.2014 N 1041, от 01.12.2014 N 1510, от 14.01.2015 N 21, от 06.04.2015 N 341, от 26.08.2015 N 963, от 11.11.2015 N 1275, от 16.11.2015 N 1314, от 31.12.2015 N 1620, от 28.04.2016 N 443, от 01.08.2016 N 873, от 23.08.2016 N 972, от 26.09.2016 N 1108, от 10.01.2017 N 7, от 22.05.2017 N 474, от 28.12.2017 N 1358, от 25.04.2018 N 413, от 12.07.2018 N 713, от 02.11.2018 N 1149, от 27.12.2018 N 1401, от 14.06.2019 N 677, от 11.11.2019 N 1248, от 18.03.2020 N 203, от 18.08.2020 N 656, от 26.12.2020 N 1111, от 31.12.2020 N 1153, от 26.04.2021 N 266, от 17.08.2021 N 616)




Паспорт государственной программы

Ответственный исполнитель госпрограммы

Управление по охране окружающей среды и природопользованию области

Соисполнители госпрограммы

Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области;

управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 14.06.2019 N 677)

Подпрограммы госпрограммы

"Регулирование качества окружающей среды" (приложение N 4);

"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами" (приложение N 5);

"Минерально-сырьевые ресурсы" (приложение N 6);

"Развитие водохозяйственного комплекса" (приложение N 7);

"Обращение с твердыми коммунальными и промышленными отходами" (приложение N 12)

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 22.05.2017 N 474)

Программно-целевые и проектные инструменты (ведомственные целевые программы, федеральные (региональные) проекты)

Ведомственная целевая программа "Развитие и содержание особо охраняемых природных территорий регионального значения";

ведомственная целевая программа "Обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов на территории Тамбовской области";

ведомственная целевая программа "Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания";

федеральный (региональный) проект "Сохранение уникальных водных объектов";

федеральный (региональный) проект "Чистая страна";

федеральный (региональный) проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами"

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 14.06.2019 N 677)

Цель госпрограммы

Повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем

Задачи госпрограммы

Обеспечение потребностей экономики области в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования;

обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, рационального использования животного мира, развитие природно-ресурсного потенциала; уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду;

воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевой базы;

обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса области

Целевые индикаторы и показатели госпрограммы (подпрограммы), их значения на последний год реализации

Сокращение сброса загрязняющих веществ на 12 процентов на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП) (в 2017 году);

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 71 процента отходов;

увеличение доли использованных, обезвреженных отходов I - IV класса в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов I - IV класса до 57 процентов отходов к 2018 году;

предотвращенный экологический ущерб - 3915 млн. рублей;

снижение объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на 7 процентов на единицу ВРП (в 2017 году);

увеличение площади особо охраняемых природных территорий до 6 процентов в общей структуре земель области (в 2016 году);

охват 100% населения и предприятий организованным сбором твердых бытовых отходов (далее - ТБО);

создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест - 462 единицы;

снижение доли неиспользованных отходов на единицу ВРП к 2012 году на 15 процентов;

процент охвата населения регулярной системой очистки до 85 процентов к 2018 году;

увеличение площади особо охраняемых природных территорий регионального значения до 4,4 процента в общей структуре земель области;

прирост добычи общераспространенных полезных ископаемых (2012 год - 100%) до 169 процентов;

снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 1 млн.руб. ВРП до 418 кг/млн.руб.;

уменьшение сброса загрязняющих сточных вод в поверхностные водные объекты до 40,1 млн. м3;

доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов до 0,07 процента;

доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод до 4,8 процента;

процент охвата населения системой сбора твердых коммунальных отходов до 93,2 процента;

качество окружающей среды до 117,03 процента

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 11.11.2019 N 1248)

Сроки и этапы реализации госпрограммы (подпрограммы)

Срок реализации госпрограммы: 2013 - 2024 гг.

Госпрограмма реализуется в три этапа:

01.01.2013 - 31.12.2015;

01.01.2016 - 31.12.2018;

01.01.2019 - 31.12.2024

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 02.11.2018 N 1149)

Объемы и источники финансирования госпрограммы (подпрограммы)

Источники финансирования:

средства федерального бюджета - 1286,7635 млн. рублей (10,2 процента):

2013 год - 176,4001 млн. рублей;

2014 год - 118,3731 млн. рублей;

2015 год - 97,9751 млн. рублей;

2016 год - 19,2460 млн. рублей;

2017 год - 45,9127 млн. рублей;

2018 год - 64,2074 млн. рублей;

2019 год - 28,6145 млн. рублей;

2020 год - 169,2386 млн. рублей;

2021 год - 37,0735 млн. рублей;

2022 год - 104,5561 млн. рублей;

2023 год - 266,4846 млн. рублей;

2024 год - 158,6818 млн. рублей

средства бюджета Тамбовской области - 1119,3464 млн. рублей (8,8 процента), в том числе в лимитах областной адресной инвестиционной программы (далее - ОАИП) - 32,1693 млн. рублей,

2013 год - 86,2397 млн. рублей;

2014 год - 68,8873 млн. рублей;

2015 год - 97,6226 млн. рублей;

2016 год - 96,4158 млн. рублей;

2017 год - 93,1951 млн. рублей;

2018 год - 109,4012 млн. рублей;

2019 год - 141,0583 млн. рублей;

2020 год - 118,0276 млн. рублей;

2021 год - 71,8910 млн. рублей;

2022 год - 69,2730 млн. рублей;

2023 год - 74,3578 млн. рублей;

2024 год - 92,9770 млн. рублей;

средства муниципальных бюджетов - 536,7178 млн. рублей (4,2 процента):

2013 год - 24,6898 млн. рублей;

2014 год - 42,6000 млн. рублей;

2015 год - 46,5749 млн. рублей;

2016 год - 51,5150 млн. рублей;

2017 год - 40,9612 млн. рублей;

2018 год - 47,8536 млн. рублей;

2019 год - 46,9325 млн. рублей;

2020 год - 44,7829 млн. рублей;

2021 год - 42,5290 млн. рублей;

2022 год - 56,7277 млн. рублей;

2023 год - 45,8511 млн. рублей;

2024 год - 45,7000 млн. рублей;

внебюджетные источники - 9794,9825 млн. рублей (76,8 процента):

2013 год - 1135,0475 млн. рублей;

2014 год - 645,3295 млн. рублей;

2015 год - 848,5023 млн. рублей;

2016 год - 792,8632 млн. рублей;

2017 год - 823,5150 млн. рублей;

2018 год - 854,5650 млн. рублей;

2019 год - 715,5965 млн. рублей;

2020 год - 477,9545 млн. рублей;

2021 год - 561,9040 млн. рублей;

2022 год - 1344,1450 млн. рублей;

2023 год - 633,895 млн. рублей;

2024 год - 961,6650 млн. рублей;

общий объем финансирования - 12737,8102 млн. рублей, в том числе в лимитах ОАИП - 32,1693 млн. рублей,

2013 год - 1422,3771 млн. рублей;

2014 год - 875,1899 млн. рублей;

2015 год - 1090,6749 млн. рублей;

2016 год - 960,0400 млн. рублей;

2017 год - 1003,5840 млн. рублей;

2018 год - 1076,0272 млн. рублей;

2019 год - 932,2018 млн. рублей;

2020 год - 810,0036 млн. рублей;

2021 год - 713,3975 млн. рублей;

2022 год - 1574,7018 млн. рублей;

2023 год - 1020,5885 млн. рублей;

2024 год - 1259,0239 млн. рублей;

затраты по подпрограммам:

"Регулирование качества окружающей среды" - 7150,9411 млн. рублей (55,8 процента):

2013 год - 748,5749 млн. рублей;

2014 год - 334,4592 млн. рублей;

2015 год - 449,3129 млн. рублей;

2016 год - 665,7403 млн. рублей;

2017 год - 747,9868 млн. рублей;

2018 год - 736,9888 млн. рублей;

2019 год - 730,0228 млн. рублей;

2020 год - 468,2612 млн. рублей;

2021 год - 578,2509 млн. рублей;

2022 год - 527,3148 млн. рублей;

2023 год - 577,8413 млн. рублей;

2024 год - 586,1872 млн. рублей;

"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами" - 1362,4231 млн. рублей (10,8 процента):

2013 год - 408,1658 млн. рублей;

2014 год - 343,3102 млн. рублей;

2015 год - 438,6861 млн. рублей;

2016 год - 172,2610 млн. рублей;

"Обращение с твердыми коммунальными и промышленными отходами" - 2051,8927 млн. рублей (16,2 процента):

2017 год - 121,8020 млн. рублей;

2018 год - 218,5734 млн. рублей;

2019 год - 32,5539 млн. рублей;

2020 год - 203,7864 млн. рублей;

2021 год - 35,9950 млн. рублей;

2022 год - 875,7080 млн. рублей;

2023 год - 103,912 млн. рублей;

2024 год - 459,5620 млн. рублей;

"Минерально-сырьевые ресурсы" - 418,6173 млн. рублей (3,3 процента):

2013 год - 134,1810 млн. рублей;

2014 год - 94,0065 млн. рублей;

2015 год - 13,9092 млн. рублей;

2016 год - 24,4880 млн. рублей;

2017 год - 22,9119 млн. рублей;

2018 год - 11,9661 млн. рублей;

2019 год - 19,2974 млн. рублей;

2020 год - 19,7572 млн. рублей;

2021 год - 19,5000 млн. рублей;

2022 год - 19,4000 млн. рублей;

2023 год - 19,4000 млн. рублей;

2024 год - 19,8000 млн. рублей;

"Развитие водохозяйственного комплекса" - 1521,6383 млн. рублей (12,1 процента), в том числе в лимитах ОАИП - 32,1693 млн. рублей,

2013 год - 131,4554 млн. рублей;

2014 год - 103,4140 млн. рублей;

2015 год - 171,7731 млн. рублей;

2016 год - 74,9271 млн. рублей;

2017 год - 88,5891 млн. рублей;

2018 год - 86,0989 млн. рублей;

2019 год - 126,4942 млн. рублей;

2020 год - 92,8237 млн. рублей;

2021 год - 54,0311 млн. рублей;

2022 год - 126,7040 млн. рублей;

2023 год - 293,8602 млн. рублей;

2024 год - 171,4675 млн. рублей.

Прочие основные мероприятия, не вошедшие в подпрограммы:

расходы на обеспечение функционирования управления по охране окружающей среды и природопользованию области - 195,8647 млн. рублей (1,5 процента):

2013 год - 0,0000 млн. рублей;

2014 год - 0,0000 млн. рублей;

2015 год - 16,9936 млн. рублей;

2016 год - 18,9662 млн. рублей;

2017 год - 18,7491 млн. рублей;

2018 год - 18,8159 млн. рублей;

2019 год - 19,9581 млн. рублей;

2020 год - 20,6106 млн. рублей;

2021 год - 21,0553 млн. рублей;

2022 год - 20,9793 млн. рублей;

2023 год - 20,9793 млн. рублей;

2024 год - 18,7573 млн. рублей;

расходы на обеспечение функционирования управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области - 36,4330 млн. рублей (0,3 процента):

2013 год - 0,0000 млн. рублей;

2014 год - 0,0000 млн. рублей;

2015 год - 0,0000 млн. рублей;

2016 год - 3,6574 млн. рублей;

2017 год - 3,5451 млн. рублей;

2018 год - 3,5841 млн. рублей;

2019 год - 3,8754 млн. рублей;

2020 год - 4,7645 млн. рублей

2021 год - 4,5651 млн. рублей;

2022 год - 4,5957 млн. рублей;

2023 год - 4,5957 млн. рублей;

2024 год - 3,2500 млн. рублей

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 17.08.2021 N 616)



1. Общая характеристика сферы реализации госпрограммы


Анализ состояния окружающей среды области позволяет выделить следующие основные проблемы в сфере окружающей среды, обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом, так и текущим негативным воздействием на окружающую среду.



Низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду


Одной из ключевых проблем, обуславливающих ухудшение качества окружающей среды и снижения уровня экологической безопасности России, является неэффективная система нормирования негативного воздействия на окружающую среду. За последние 20 лет в Российской Федерации ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не индексировались. Административные штрафы за нарушение природоохранного законодательства не сопоставимы с уровнем затрат на устранение нарушений. Существующая система нормирования воздействия на окружающую среду основана на соблюдении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на внешней границе санитарно-защитной зоны (для атмосферного воздуха) и в контрольных створах (для водных объектов). Ее основные недостатки в том, что она, с одной стороны, предъявляет избыточно жесткие требования (нормируются более 2000 загрязняющих веществ), с другой стороны - не исключает субъективизма при принятии решений об установлении временных нормативов (лимитов) природоохранными органами. Такая ситуация приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду и не имеют никаких стимулов к модернизации. Таким образом, существующая система нормирования не способствует решению проблем снижения загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв.



Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах, связанный с ростом транспортных выбросов и недостаточной эффективностью очистных сооружений в промышленности


По данным Управления Росприроднадзора по Тамбовской области и Тамбовстата суммарный выброс в атмосферу от всех источников загрязнения в 2011 году составил 146,3 тыс. тонн. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составили 47,6 тыс.т/год (2010 г. - 46,2 тыс.т/год). Незначительное увеличение объема выбросов произошло вследствие значительного роста производственных объемов перерабатывающей отрасли (предприятия сахарной промышленности). Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха в 2011 году составили - 98,7 тыс.т/год (2010 г. - 94,8 тыс.т/год), что составило 68% от общего объема выбросов. Изменение абсолютных величин выбросов от передвижных источников загрязнения обусловлено использованием новой методики расчета, разработанной открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Научно-исследовательский институт "Атмосфера" и внедренной в 2011 году.


По данным Управления государственной инспекции дорожного движения управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области количество автотранспорта в 2011 году увеличилось на 6,7% (2,9% в 2010 г.) в ближайшее время тенденция к увеличению будет сохранена, хотя темпы роста, по мнению специалистов, будут снижаться.


Практически половину - 47% всех выбросов от стационарных источников по-прежнему составляет метан (2010 г. - 50%). В 2011 году выбросы метана во время проведения плановых ремонтных работ на линейных газопроводах выросли на 1,5%, к уровню 2010 года.


Уровень улова вредных веществ от поступающих на очистку составляет около 90%, а по отношению к количеству веществ, отходящих от всех стационарных источников - 11%. Низкий процент улова обусловлен все еще значительными выбросами метана при эксплуатации и ремонте систем газоснабжения. В 2011 году из общего объема уловленных веществ было утилизировано 36%.


Общий объем выбросов в регионе от всех стационарных источников, без учета выбросов метана при проведении ремонтных работ на магистральных газопроводах, остался на уровне значений прошлых лет.


Среднее количество выбросов за последние десять лет составляет 23,91 тыс. тонн/год.


Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.


Одной из острых проблем, связанных с негативным воздействием вод, являются паводки, наводнения, подтопление и затопление земель населенных пунктов и объектов экономики. На территории области в зонах негативного воздействия вод проживают 10 тыс. человек. В целом по области площадь периодически затапливаемых зон в населенных пунктах ежегодно составляет 257,7 га, в том числе площадь жилой зоны - 230,5 и производственной - 27,2 га. Количество подтапливаемых домовладений составляет 1271. Периодичность затопления 1 раз в 5 лет, отдельные территории - ежегодно. Средний объем экономического ущерба порядка 540 млн. рублей в год.


Пропускная способность русел рек на многих участках снижена за счет отложения наносов, что приводит к затоплению и подтоплению прилегающих территорий уже при паводковых расходах, значительно меньших критических для этих участков при свободном от наносов русле.


Паводкоопасными являются Бондарский, Гавриловский, Кирсановский, Уваровский, Староюрьевский, Тамбовский, Моршанский, Мичуринский районы. За последние пять лет на данных территориях проводятся превентивные противопаводковые мероприятия.


Большое количество объектов прошлой хозяйственной деятельности, являющихся источниками загрязнения компонентов природной среды и высокого экологического риска.


В области в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности образовались объекты, характеризующиеся высокой степенью опасности для окружающей среды и здоровья населения и территорий.


Наиболее проблемными субъектами являются пруды-накопители ОАО "Пигмент", отвалы фосфогипса, пиритного огарка, строительные отходы бывшего Уваровского химического завода, пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность.


Территория полигона по закачке промстоков ОАО "Пигмент" имеет площадь 43 га, примыкает к территории промплощадки ОАО "Пигмент" и расположена в пойме реки Цна - главной водной артерии области. Пруды-накопители задействованы с 1954 года. Проектный объем прудов - 436 тыс.куб.м, количество накопленных шламов в прудах - 316 тыс.куб.м. За период эксплуатации полигона захоронения (с 1968 г.) в подземных горизонтах размещено свыше 54 млн.куб.м жидких токсичных отходов, из сферы жизнедеятельности удалено свыше 1300 тыс. тонн минеральных и около 140 тыс. тонн органических загрязнений, не поддающихся очистке или переработке во вторичное сырье. По результатам отчета оценки степени загрязнения поверхностных и подземных вод на территории, прилегающей к ОАО "Пигмент", выявлены обширные очаги загрязнения не только поверхностных, но и подземных вод (фенол, анилин, бензол, толуол, ксилол), установлено наличие зоны разгрузки (фильтрации) из прудов-накопителей.


Мероприятия по ликвидации загрязнений включают в себя рекультивацию прудов-накопителей, шламонакопителей, а также внедрение инновационных экологически чистых технологий, с использованием оборотных вод, уменьшением количества отходов за счет их переработки.


Конечная цель ликвидации загрязнения - обеспечение экологической безопасности в районе размещения полигона закачки ОАО "Пигмент" и снижение негативного воздействия на окружающую среду.


Предполагаемое целевое использование земель после проведения восстановительных работ - земли водного фонда, земли промышленности.


Накопленные отвалы пиритного огарка и фосфогипса в количестве 16830 тыс. тонн на площади 67 га бывшего Уваровского химического завода. Пиритные огарки - продукт обжига пиритных концентратов для производства серной кислоты и химических удобрений. Под влиянием атмосферных осадков и климатических условий в накопленных огарках происходят изменения химического и фазового составов минеральных составляющих и образование растворимых в водных средах соединений многих тяжелых, в том числе и высокотоксичных, металлов, которые оказывают пагубное влияние на окружающую среду. С одной стороны, накопленные пиритные огарки создают реальную угрозу загрязнения водной и воздушной среды, с другой стороны являются ценным источником получения черных, цветных, благородных и редких металлов.


Мероприятия по ликвидации загрязнений включают в себя рекультивацию нарушенных земель.


Конечная цель ликвидации загрязнения - обеспечение утилизации токсичных отходов, улучшение экологической обстановки, восстановление продуктивности и хозяйственной ценности земельных ресурсов.


Предполагаемое целевое использование земель после проведения восстановительных работ - земли промышленности.


На территории всей области накоплено около 200 тонн, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, загрязняющих атмосферу, поверхностные и подземные горизонты.