В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области, утвержденным постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 (в редакции от 21.09.2022), Правительство Тамбовской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации области от 24.12.2012 N 1657 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области" (в редакции от 31.10.2022) (далее - постановление, государственная программа) следующие изменения:
преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области, утвержденным постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 (в редакции от 21.09.2022), администрация области постановляет:";
пункт 3 постановления признать утратившим силу;
государственную программу, утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
Глава Тамбовской области
М.Егоров
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 25.12.2012 N 1657
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Куратор государственной программы | И.о. министра экологии и природных ресурсов Тамбовской области Андреев А.В. |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области |
Направления (подпрограммы) государственной программы | "Регулирование качества окружающей среды"; "Обращение с твердыми коммунальными и промышленными отходами"; "Минерально-сырьевые ресурсы" "Развитие водохозяйственного комплекса" |
Структурные элементы государственной программы | Региональный проект "Чистая страна" <*>; региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" <*>; региональный проект "Минерально-сырьевые ресурсы". региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов" <*>; региональный проект "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений"; комплекс процессных мероприятий "Развитие и содержание особо охраняемых природных территорий регионального значения"; комплекс процессных мероприятий "Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания"; комплекс процессных мероприятий "Обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов на территории Тамбовской области"; комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности государственных органов и подведомственных организаций" |
Цели государственной программы | Воспроизводство запасов полезных ископаемых; обеспечение защищенности к 2030 году более 55,4% населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод; сохранение и восстановление водных объектов для улучшения экологических условий проживания вблизи водных объектов более 0,4055 млн. человек к 2024 году; создание к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза; ликвидация 3 несанкционированных свалок в границах городов к 2024 году; обеспечение эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе исполнения не менее 78% выданных предписаний |
Задачи государственной программы | Обеспечение потребностей экономики области в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования; обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, рационального использования животного мира, развитие природно-ресурсного потенциала; уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду; воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевой базы; обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса области |
Показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов 96,8%; доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов 3,2%; доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов 75%; увеличение количества населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов 0,4055 млн. человек; численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, нарастающим итогом - 1,31 тыс. чел.; протяженность расчищенных участков русел рек - 16,23 км.; увеличение запасов строительного сырья (песков строительных и суглинков кирпичных); качество окружающей среды - 108,33%; увеличение площади особо охраняемых природных территорий регионального значения 5% в общей структуре земель области; улучшение качества атмосферного воздуха. Прирост объектов регионального государственного экологического контроля (надзора), имеющих инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, в региональном реестре объектов негативного воздействия 25% к 2030 году; доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды 78%; численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах города 22,79 тыс. человек; количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов 3 шт. |
Сроки и этапы реализации государственной программы | Этап I: 2013 - 2022 годы; Этап II: 2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общие затраты на реализацию II этапа государственной программы за счет всех источников финансирования - 2060,7813 млн. рублей: 2023 год - 457,0229 млн. рублей; 2024 год - 586,8760 млн. рублей; 2025 год - 433,0749 млн. рублей; 2026 год - 116,7615 млн. рублей; 2027 год - 116,7615 млн. рублей; 2028 год - 116,7615 млн. рублей; 2029 год - 116,7615 млн. рублей; 2030 год - 116,7615 млн. рублей; в том числе: федеральный бюджет - 1181768,7 млн. рублей: 2023 год - 312,4103 млн. рублей; 2024 год - 455,6354 млн. рублей; 2025 год - 328,3210 млн. рублей; 2026 год - 17,0804 млн. рублей; 2027 год - 17,0804 млн. рублей; 2028 год - 17,0804 млн. рублей; 2029 год - 17,0804 млн. рублей; 2030 год - 17,0804 млн. рублей; бюджет области - 731,8822 млн. рублей: 2023 год - 124,4422 млн. рублей; 2024 год - 111,0506 млн. рублей; 2025 год - 86,9589 млн. рублей; 2026 год - 81,8861 млн. рублей; 2027 год - 81,8861 млн. рублей; 2028 год - 81,8861 млн. рублей; 2029 год - 81,8861 млн. рублей; 2030 год - 81,8861 млн. рублей; местные бюджеты - 13,7140 млн. рублей: 2023 год - 1,7570 млн. рублей; 2024 год - 1,7570 млн. рублей; 2025 год - 1,7000 млн. рублей; 2026 год - 1,7000 млн. рублей; 2027 год - 1,7000 млн. рублей; 2028 год - 1,7000 млн. рублей; 2029 год - 1,7000 млн. рублей; 2030 год - 1,7000 млн. рублей; внебюджетные средства - 133,4360 млн. рублей: 2023 год - 18,4330 млн. рублей; 2024 год - 18,4330 млн. рублей; 2025 год - 16,0950 млн. рублей; 2026 год - 16,0950 млн. рублей; 2027 год - 16,0950 млн. рублей; 2028 год - 16,0950 млн. рублей; 2029 год - 16,0950 млн. рублей; 2030 год - 16,0950 млн. рублей |
________________
* Региональные проекты обеспечивают достижение целей, показателей и результатов соответствующих федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Экология".
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы:
Внедрение ресурсосберегающих и природоохранных технологий позволяет поддерживать в области стабильную экологическую обстановку.
Основную часть всех выбросов - 58,3 тыс. тонн или 53,9% (2020 - 74,61 тыс. тонн или 51,9%) - по-прежнему составляют выбросы от передвижных источников загрязнения атмосферы (включая ж/д транспорт).
В 2021 году количество загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников составил 68,4 тыс. тонн (2020 - 69,0 тыс. тонн).
Общий объем выбросов от стационарных и передвижных (включая ж/д-транспорт) источников за 2021 год составляет 126,7 тыс. тонн (2020 - 143,6 тыс. тонн).
Таким образом, с учетом развивающейся экономики и достаточно стабильных годовых объемов выбрасываемых загрязняющих веществ, можно говорить об устойчивой тенденции снижения удельного показателя выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В 2021 году всего на территории Тамбовской области было образовано 1788,0 тыс. тонн отходов (2020 - 4001,8 тыс. тонн). Снижение общих объемов отходов связано с невключением рядом крупных аграрных предприятий данных по навозу в форму отчетности 2-тп (отходы), а также процессом модернизации и реконструкции производственных линий, вводом в строй новых ресурсосберегающих мощностей.
Несмотря на рост экономического потенциала региона опережающими среднероссийские показатели темпами, в 2021 году процент переработки отходов оставался высоким - 104,45% (2020 - 98,07%).
Процент переработки вырос более 100% за счет отходов, оставшихся на предприятиях с 2020 года.
Основную массу отходов I - IV классов опасности составляют отходы промышленных предприятий, в том числе многотоннажные отходы животноводческих, перерабатывающих, а также предприятий сахарной промышленности.
Территориально-структурные особенности минерально-сырьевого потенциала Тамбовской области отличаются небольшим разнообразием с преобладанием месторождений нерудного сырья (пески строительные и балластные, в том числе силикатные, пески формовочные, глины огнеупорные и тугоплавкие, фосфориты, мел и мелоподобные мергели, известняки), а также имеющие стратегическое значение месторождения металлов - титана и циркония.
На территории Тамбовской области, приуроченной к северо-восточному склону Воронежского кристаллического массива, в разные годы выполнен разнообразный комплекс региональных, мелко- и среднемасштабных и весьма незначительный объем крупномасштабных геолого-съемочных работ.
На данный момент вся территория Тамбовской области покрыта комплексной геолого-гидрологической съемкой масштаба 1:200000. В результате проведенных работ были составлены карты: геологическая (дочетвертичных и четвертичных отложений), гидрологическая, геоморфологическая.
На 17,77% площади (район городов Тамбова, Уварово, Мичуринска) проведена геологическая съемка масштаба 1:50000. На 6,37% территории области (юго-западная часть) проведено глубинное и геологоминерагеническое картирование масштаба 1:500000, где произведена комплексная прогнозная оценка перспектив территории на все виды полезных ископаемых.
Минерально-сырьевые ресурсы Тамбовской области представлены 15 видами полезных ископаемых (13 видов - твердые полезные ископаемые, 2 - подземные воды). В разработку вовлечено 8 видов минерального сырья.
В области разведаны месторождения титан-циркониевых песков, желваковых фосфоритов, трепелов и опок, песков формовочных и строительных, карбонатных пород строительных, минеральных красок, глин и суглинков для изготовления кирпича, дренажных труб, керамзитовых изделий, торфа, сапропеля, пресных и минеральных подземных вод.
При детальном геологическом изучении территории области возможно открытие месторождений новых видов минерального сырья: марганцевых руд, применяемых в черной металлургии, бентонитов, применяемых для приготовления буровых растворов, очистки масел и нефтепродуктов, изготовления комбикормов и керамических изделий; мергелей, используемых в основном в производстве цемента. К настоящему времени уже выявлены перспективные площади распространения марганцевых конкреций, бентонитовых глин и карбонатного сырья (мергелей).
В 2021 году исполнилось десять лет, на протяжении которых область признается лидером рейтинга экологического развития регионов Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль". При составлении рейтинга его организаторы учитывают как объективные данные замеров состояния окружающей среды, так и проводимую в регионах природоохранную работу, мнения населения и оценки СМИ. В Тамбовской области не фиксируется значительных превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, отсутствуют города с высоким и предельно высоким уровнем загрязненности воздуха, общий объем переработки отходов производства и потребления превышает 90%.
По оценкам специалистов более 600 километров нуждаются в расчистке и экологической реабилитации. На территории, прилегающей к этим водным объектам проживает более 10 тысяч человек, которые во время весенних паводков подвергаются негативному воздействию вод.
Одним из инструментов решения проблемы является расчистка водных объектов.
С 2007 года в Тамбовской области прошли расчистку более 50 условных километров водотоков и водоемов. В результате проведенных мероприятий улучшено их экологическое состояние, сохранена значимость для экономики региона, расширены рекреационные возможности. В проводимой работе область опирается на продуктивное и многолетнее сотрудничество с Федеральным агентством водных ресурсов.
Принимаемые меры находят поддержку и активный положительный отклик у населения региона. В органы власти постоянно поступают обращения от граждан с предложениями и даже требованиями провести расчистку конкретных участков рек и озер.
На рассмотрении в органах власти находятся обращения о необходимости расчистки конкретных участков рек Цна, Ворона, р. Лесной Воронеж, Пурсовка, Мошляйка, Сосновочка, Мучкап, Большая Липовица.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" планируется к 2024 году расчистить 16,23 километров водных объектов.
В 2020 - 2021 годах разработаны проектная документация "Расчистка участков русла реки Цны в городе Тамбове Тамбовской области", протяженностью 13,966 км и проектная документация "Расчистка участка реки Пичаевка (Таракса) ниже по течению от подпорной плотины в с. Пичаево Пичаевского района Тамбовской области" протяженностью 1,49 км.
В Росводресурсы направлены дополнительные предложения о включении в проект расчистки ряда иных водных объектов, в частности, участка реки Ворона у г. Кирсанова.
В 2021 году проводилась расчистка реки Лесной Тамбов в Рассказовском районе области. Расчистка осуществляется в рамках реализации государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области" и финансируются за счет субвенций из федерального бюджета.
Рабочим и специальной технике подрядной организации предстоит пройти участок реки длиной порядка 27 километров от села Нижнеспасское до Тамбовского (Котовского) водохранилища. В 2021 году расчищено 2 километра. В ходе работ проводится расчистка и углубление заиленного русла реки, удаляется препятствующая току древесно-кустарниковая растительность, камышовые заросли. Полностью работы планируется завершить в 2029 году.
В 2021 году в ответ на многочисленные обращения граждан в органы власти о подтоплениях прибрежных территорий в период прохождения весенних паводков разработан и прошел государственную экспертизу проект расчистки участка реки Студенец.
В соответствии с Водным кодексом и в целях исполнения переданных полномочий управление организует мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. В сфере обеспечения устойчивого и безопасного функционирования гидротехнических сооружений обеспечивает согласованность действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций.