Прогноз реализации услуг водоснабжения по коммунальным предприятиям ГО Южно-Сахалинск определяется прогнозными показателями потребления воды непосредственно в пределах городского поселения и показателями потребности сельских поселений. Как Водоканал, так и СКК обеспечивают оказание услуг и потребителям города, и потребителям сельских поселений.
Для прогноза использовались данные по фактическому потреблению и производству воды основных поставщиков услуг водоснабжения - ООО "Сахалинский водоканал" и ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания". Следует отметить, что данные поставщики обеспечивают услугами по официальным данным порядка 150 тыс. человек, что составляет около 80% от общей численности населения округа. Фактически данные потребители обеспечивают не менее 94% населения, что соответствует официальному уровню обеспеченности населения подключениями жилых домов к водопроводным сетям.
При разработке прогноза реализации использованы три основных сценария развития систем водоснабжения и водоотведения и в целом городского округа: оптимистический, базовый и пессимистический. Для всех трех сценариев использован единый сценарий динамики численности населения, основанный на третьем (базовом) сценарии Генплана с корректировкой по итогам переписи населения 2010 года. К основным показателям, учитываемым при прогнозировании спроса и производства воды, относятся:
- изменение удельного водопотребления в округе (городе), которое определяется как доступностью услуг и тарифной политикой администрации, так и темпами социально-экономического развития территории;
- изменение размера неучтенных расходов воды, которые зависят от эффективности инвестиционной политики и эффективности текущего управления эксплуатирующих организаций.
Основные предположения: Оптимистический сценарий.
Данный сценарий предполагает, что темпы нового жилищного строительства выдерживаются, население из домов с частичными удобствами переселяется в дома повышенного благоустройства. Вводятся новые социальные и общественные здания (больницы, школы с бассейнами, спорткомплексы, гостиницы и т.д.). Тарифы остаются доступными для потребителей. За счет этого удельное потребление растет на 1% в год. Водоканал начинает и успешно реализует программу сокращения неучтенных расходов. За счет эффективного управления и инвестиционной деятельности будет обеспечено сокращение размера неучтенных расходов на 4% в год до 2017 и на 2% в год после 2018 года с выходом к 2027 году на 15%.
Основные предположения: Базовый сценарий.
Удельное суммарное водопотребление будет сохраняться на существующем уровне. Рост тарифов вынудит население снижать потребление за счет установки водомеров, к 2020 году уровень измеряемого потребления составит не менее 60%. Снижение потребления за счет водомеров будет компенсироваться повышением доли жилья с максимальным благоустройством и ростом потребления коммерческими и бюджетными предприятиями. Последний будет определяться вводом новых социальных, торговых и иных общественных объектов, предприятий общепита, иных коммерческих потребителей. Кроме того, часть организаций будет вынуждена отказаться от собственных водозаборов и начать использование муниципальной системы.
Политика по сокращению неучтенных расходов будет менее успешной и темп снижения потерь не превысит 2% в год с уменьшением до 1% в год после 2018 года.
Основные предположения: Пессимистический сценарий.
По данному прогнозу удельное водопотребление сокращается на 1% в год. Это обусловлено высокими темпами роста тарифов, сокращением потребления населением за счет установки водомеров и обеспечения к 2020 году 90% инструментального учета. При этом темп развития города (ввод новых жилых благоустроенных домов, социальных и общественных сооружений, новых школ и больниц и т.д.) ниже ожидаемого. Предприятие не обеспечивает эффективных инвестиционных и управленческих решений по сокращению потерь, темп перекладки аварийных трубопроводов недостаточен для преломления тенденции и размер потерь растет в среднем на 1% в год.
Для всех сценариев принимаем потребность в воде на собственные нужды и на технологические расходы на уровне 8% от объема реализации.
Разнесение потребления и подачи воды по районам осуществлялось с учетом прогнозируемой численности населения. Для прогноза потребления по сельским поселениям использовался аналогичный подход.