На основе выполненного технического и экологического аудита, гидравлического моделирования систем водоснабжения и водоотведения, оценки Целевых показателей г. Южно-Сахалинска, с учетом разработанных прогнозных показателей производства и подачи воды можно сформулировать следующие общие выводы.
В отношении системы водоснабжения:
- Город Южно-Сахалинск и сельские поселения, входящие в состав городского округа, обеспечены запасами пресных подземных и поверхностных вод на период до 2022 - 2027 годов, на более позднюю перспективу требуется переоценка запасов и дополнительная разведка, и освоение новых месторождений либо увеличение производительности существующих.
- Большая часть источников как поверхностных, так и подземных имеет 1 класс качества и может подаваться либо без очистки, либо требовать минимальной очистки в виде фильтрации и аэрации без использования дополнительных методов очистки.
- Предварительная оценка геологических данных свидетельствует о повсеместном распространении в пределах территории округа водоносных горизонтов на глубинах от 10 до 80 метров. Это позволяет предполагать возможность организации централизованного водоснабжения всех потребителей города из подземных источников. Однако, высокое качество воды в поверхностном источнике "Рогатка" и его расположение (максимальные абсолютные отметки, Восточная окраина города) делает его закрытие нецелесообразным. При организации подачи воды из подземных источников в зону питания водозабора Рогатка потребуется организация дополнительного подъема всего объема воды на 30 - 40 метров. Оптимально сконцентрировать добычу из подземных источников на 3 - 4 участках (на Севере, Юге и Западе) с сохранением водозабора Рогатка. Для обеспечения гарантированного качества в весенний период достаточно установить современные напорные фильтры для удаления механических примесей.
- Одним из условий для такого развития является выполнение полномасштабных разведочных работ на всех перспективных участках и в долгосрочной перспективе запрет (закрытие) большей части децентрализованных скважин и ведомственных водозаборов. Это позволит организовать эффективный контроль за балансом подземных вод, обеспечить защиту водоносных горизонтов от загрязнения и возможность их долгосрочной эффективной эксплуатации. Дальнейшая ориентация на децентрализацию с выдачей разрешений на бурение и эксплуатацию скважин всем желающим может привести к нарушению гидрогеологических условий восстановления запасов, ухудшению качества воды в источниках и существенному снижению надежности и качества услуг.
- Высокий уровень децентрализации ведет также к общему удорожанию услуг для всех потребителей муниципальной системы водоснабжения. В настоящее время лицензии на водопользование имеют более 100 организаций различных форм собственности, на территории города пробурено почти 240 скважин, суммарный установленный лимит водозабора составляет 94 тысячи куб. м в сутки, что выше лимита водозабора Водоканала и СКК вместе взятых. Ликвидация лицензий и закрытие таких скважин с переходом на подачу воды из централизованного водопровода позволит существенно увеличить объем реализации услуг и повысить финансовую эффективность Водоканала, снизив общие издержки и, соответственно, тарифы. Обеспечение такого перехода требует увеличения производительности действующих водозаборов либо строительства дополнительного водозабора, производительностью порядка 30 тыс. куб. м в сутки.
- На всех водозаборах, независимо от исходного качества воды, требуется обеспечение дезинфекции, при этом для крупнейших водозаборов необходимо обеспечение пролонгированного бактерицидного действия. Это обусловлено гидравлической связью водоносных горизонтов и недостаточным уровнем защищенности от загрязнения. Пролонгированное действие необходимо в связи с плохим состоянием разводящих сетей и высоким риском загрязнения питьевой воды при ее транспортировке.
- Практически все действующее механическое и электрическое оборудование, трубопроводы, здания и сооружения полностью амортизированы. Остаточная стоимость составляет 25% по зданиям, 30% по сооружениям, 4% по оборудованию и 18% по трубопроводам (по объектам ВиВ, эксплуатируемым Водоканалом). Большая часть насосного оборудования, электрического оборудования, запорной арматуры имеет 100% износ и находится в плохом физическом состоянии. Требуют ремонта многие здания и сооружения. Магистральные трубопроводы из-за коррозионного разрушения не способны выдерживать проектное давление, что ведет к необходимости строительства множества дополнительных насосных станций. Объемы работ по восстановлению основных средств недостаточны для поддержания системы хотя бы в равновесном состоянии. Без существенного увеличения работ по восстановлению основных средств невозможно прогнозировать сохранение хотя бы текущего уровня услуг в ближайшие 15 лет.
- Показатели качества, эффективности и надежности по системам водоснабжения г. Южно-Сахалинска в части обслуживания Водоканалом несколько хуже, чем в городах центральной России с аналогичной численностью населения. Наиболее проблемным является показатель неучтенных расходов воды, который превышает 50%. Показатели по объектам СКК в целом аналогичны и лучше, чем показатели в малых городах и поселках РФ.
- Существующие водоводы работают со сверхнормативными потерями напора. Общая протяженность трубопроводов, требующих увеличения диаметра даже при существующих объемах водоснабжения, составляет 49 км.
- В целом, система водоснабжения г. Южно-Сахалинска и поселков достаточно хорошо развита и имеет необходимые резервные мощности.
- Разделение основных средств систем водоснабжения и водоотведения округа между двумя эксплуатационными организациями неизбежно снижает общую эффективность управления и обслуживания систем при равном уровне квалификации операторов. Оптимально, сосредоточить управление всеми объектами муниципальных систем ВиВ под единым централизованным управлением, это может быть как муниципальное предприятие, так и частный оператор.
В отношении системы водоотведения:
- Основной текущей проблемой по водоотведению является сброс порядка 8 тыс. куб. м в сутки неочищенных сточных вод в реку Сусуя через Пограничный коллектор. Сброс такого объема неочищенных стоков в реку с незначительным расходом (0,5 - 0,6 куб. м в сек. во время межени) может приводить к существенному ухудшению качеств воды с угрозой ее гидробионтам.
- Существующие сооружения (ОСК-7) рассчитаны на стандартную биологическую очистку и не могут обеспечить нормативы очистки по фосфору и азоту. Река Сусуя относится к рыбохозяйственным водоемам высшей категории и требования по приему сточных вод в нее достаточно жесткие. Требуется внедрение дополнительных ступеней очистки для удаления фосфора и азота. Следует отметить, что высокое содержание азота и фосфора не оказывает токсического воздействия на гидробионты, а является предпосылкой для эвтрофирования водоема и развития процессов "цветения" воды - массового размножения сине-зеленых водорослей. Так как река Сусуя имеет горный характер, и температура в ней редко превышает 16 град., массовое развитие фитопланктона в летние месяцы и цветение воды не отмечается. Т.е. проблема удаления фосфора и азота менее остра с экологической точки зрения, чем проблема ликвидации сброса неочищенных сточных вод.
- Недостаточная мощность центральных очистных сооружений канализации ограничивает потенциальную возможность развития города, так как ограничивает возможность новых подключений. Для решения проблемы застройщики вынуждены строить локальные сети и очистные сооружения в зонах компактной многоквартирной застройки. Такое развитие системы водоотведения не может быть признано целесообразным. Размещение ОСК требует выдерживания санитарно-защитных зон, что ведет к необходимости вывода больших площадей земель из хозяйственного использования. Удельные затраты на строительство и на эксплуатацию сооружений с производительностью 500 - 1000 куб. м в сутки, как правило, в два и более раз выше, чем для сооружений с мощностью 30 - 50 тыс. куб. м в сутки. На взгляд консультанта, самой приоритетной задачей общей инвестиционной политики по г. Южно-Сахалинску на ближайшие пять лет должна стать задача ликвидации сброса неочищенных стоков через Пограничный коллектор.
- Так как существующая сеть водоотведения почти всего города привязана к ОСК (по сути, вся канализационная сеть в пределах города, за исключением планировочных районов Новоалександровск, Луговое, Хомутово, является водосборным бассейном ОСК-7), оптимальным вариантом размещения новых сооружений является площадка действующей ОСК-7.
- Существующий проект реконструкции ОСК-7 и строительства второй очереди, производительностью 30 тыс. куб. м в сутки, может быть принят за основу для задачи ликвидации сброса неочищенных сточных вод. При этом первоочередной задачей, на наш взгляд, является строительство второй очереди ОСК.
- Выполненный гидравлический анализ сети канализации с использованием разработанной модели сети водоотведения показал наличие контруклонов на коллекторах и участков с переполнением трубопроводов. Требуется выполнить телеинспекцию основных коллекторов и программу замеров фактических расходов сточных вод в проблемных участках. На основании полученных данных скорректировать предложенный план перекладки сети.
- Как и по системе водоснабжения, отмечается высокий физический и амортизационный износ оборудования, недостаточный объем работ по восстановлению основных средств.
- Наличие раздельных мелких систем водоотведения с локальными сооружениями по очистке стоков в планировочных районах Луговое и Новоалександровск ведет к увеличению эксплуатационных расходов, снижает надежность системы и эффективность ее эксплуатации. Оптимальным направлением развития является строительство новых объединенных очистных сооружений канализации с последующим переводом всех стоков от данных районов на данные ОСК. Для этого требуется построить напорные сети, самотечные коллекторы и построить КНС. Более подробно предложения рассмотрены в отчете по гидравлическому моделированию сетей водоотведения.