Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СХЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК"


      4.2. Анализ текущих показателей и оценка требуемых мероприятий по их улучшению


1. Показатели качества питьевой воды.

Доля нестандартных проб по данным собственного контроля Водоканала составляет порядка 13%, преимущественно по органолептическим показателям (мутность, цветность, запах, содержание железа и марганца). По системам, эксплуатируемым СКК, доля нестандартных проб составляет 15%. В крупных городах РФ данный показатель изменяется от 2 до 12%. Распределение нестандартных проб неравномерно, наибольшее количество привязано к сетям, запитанным от водозаборов Рогатка, Еланька, Северо-Западный, Луговое. Наиболее обычно преимущественное превышение нормативов по железу и марганцу для подземных, по мутности или цветности для поверхностных водозаборов. Второй причиной является вторичное загрязнение, связанное с плохим состоянием труб (микробиологическое загрязнение, мутность). Для СКК наиболее проблемным является система водоснабжения г. Санаторное. Улучшение показателя и снижение доли нестандартных проб до 2% требует внедрения очистки на ряде водозаборов, в первую очередь в пос. Санаторное и на водозаборах Рогатка и Северо-Западный. Дополнительно рекомендуется реконструкция станции обезжелезивания на водозаборе Луговое для повышения эффективности удаления марганца.

2. Качество очистки стоков.

a. Доля проб, очищенных до нормативного уровня. В настоящее время большая часть сточных вод не соответствует нормативным требованиям очистки по фосфору и азоту аммонийному. При этом уровень очистки по взвешенным веществам и БПК достаточно высокий и практически соответствует нормативам. Принимается значение текущего показателя на уровне 30%, так как требуется повысить эффективность очистки по фосфору и азоту и именно по ним порядка 70% проб не соответствуют установленным нормативам. По очистным сооружениям СКК информация отсутствует в связи с высоким физическим износом локальных сельских ОСК вероятно качество очистки ниже нормативного на 100%. Такие показатели характерны для большинства городов РФ, так как требования по содержанию фосфора не обеспечиваются принятыми в семидесятые - восьмидесятые годы стандартными технологиями биологической очистки. Только единичные системы обеспечивают требуемый уровень очистки в соответствии с НДС. Для улучшения показателя и повышения доли нормативно-очищенных стоков требуется выполнить реконструкцию ОСК 7 с внедрением методов денитрификации и удаления фосфора, а также выполнить реконструкцию существующих локальных ОСК в сельских поселениях. Для повышения очистки стоков районов Новоалександровск и Луговое оптимально построить новые общие ОСК с перенаправлением стоков данных планировочных районов на них.

b. Объем стоков, пропущенный через ОСК. Для города данный показатель составляет 80%. Порядка 20% стоков сбрасываются неочищенными в реку Сусуя через пограничный коллектор. По населенным пунктам, входящим в сферу ответственности СКК, данный показатель составляет 96%. Для областных центров центральной части РФ данный показатель обычно составляет 96 - 99%. Следует учитывать, что часть сельских поселений вообще не имеет канализации, водоотведение осуществляется в выгреба и высока вероятность незаконного тайного сброса отходов из выгребов в окружающую среду. Улучшение показателя требует ликвидации сброса неочищенных стоков через коллектор Пограничный со строительством второй очереди очистных сооружений канализации на площадке ОСК 7, а также строительство локальных ОСК и канализационных сетей в неканализованных поселках.

3. Показатели надежности и бесперебойности.

a. Аварийность на системе водоснабжения. Учитывается число повреждений на сетях водопровода всех типов, включая как утечки из земли, так и утечки из колодцев. Текущий показатель по Водоканалу составляет 1,94 на км, что может считаться достаточно высоким значением, средний показатель составляет 1,3 - 1,4, для ряда городов Южного Федерального округа до 2. По СКК уровень аварийности значительно ниже, по официальным данным составляет 0,72 на км в год. Данный показатель может считаться удовлетворительным для систем водоснабжения в РФ, возможно, не все аварии и утечки фиксируются и отражаются в отчетности. К первоочередным мероприятиям по снижению аварийности на сетях Водоканала можно отнести внедрение частотного регулирования напоров на всех ВНС, срочную замену наиболее аварийных участков сетей (по результатам текущих показателей аварийности), ликвидацию избыточных напоров. Сокращение неучтенных расходов в части физических утечек позволит снизить объемы подачи, что, в свою очередь, позволит снизить напоры в магистральных водоводах и снизить аварийность.

b. Аварийность системы канализации. Учитывается общее число как аварий (провалы, аварии на напорных коллекторах), так и засоры в сети. Основная доля приходится на засоры. По Водоканалу показатель составляет 10,7 на км в год, по СКК - 5,9 на км. В целом показатель достаточно высокий, особенно по Водоканалу, и свидетельствует или о недостаточной пропускной способности труб или об отсутствии нормативного уклона на коллекторах. В городах РФ он обычно колеблется в пределах 4 - 7 на км. Снижение данного показателя требует увеличения плановых работ по промывке сетей и закупки дополнительной каналопромывочной машины. Дополнительно оптимально выполнить работы по телеинспекционному обследованию наиболее проблемных коллекторов. При выявлении контруклонов, обрушений, корневых прорастаний и иных факторов замедления скорости потока и накопления отложений требуется разработать программу первоочередной перекладки (ремонта) сетей.

c. Допустимая длительность отключения не более 36 часов (общепринятый показатель). Улучшение данного показателя требует повышения эффективности АВР, что возможно за счет оснащения дополнительной бригады полным набором спецтехники и инструментов для ремонта труб. Другие направления - замена неработающих задвижек с целью уменьшения зон перекрытия, обеспечение аварийного запаса ремкомплектов на складе и внедрение системы автоматического дистанционного согласования работ, которая должна включать качественные электронные планшеты.

4. Показатели эффективности.

a. Энергоэффективность водоснабжения. Данный показатель по объектам Водоканала составляет по поданной в сеть воде 0,60 кВт на куб. м и по реализованной воде 1,3 кВт на куб. м. На взгляд консультанта, более правильно использовать показатель по реализованной воде, так как он отражает именно эффективную работу системы. По СКК показатель составляет 1,65 и 2,56 кВт на куб. м. Для систем водоснабжения с аналогичным рельефом обычно удельное энергопотребление составляет от 0,6 (поверхностные источники) до 0,9 - 1,0 (подземные источники с глубинами более 40 м). Улучшение показателя требует сокращения неучтенных расходов воды, внедрения частотного регулирования и установки более эффективных насосов как на водозаборах, так и на насосных станциях.

b. Энергоэффективность канализации. Водоканал - 0,54, СКК - 0,90 (по объему реализованных стоков). В целом соответствует средним по РФ значениям. Снижение данного показателя проблематично, так как необходимо увеличивать мощность очистных сооружений. Реконструкция КНС с установкой более оптимально подобранных насосов позволит компенсировать потенциальный рост энергопотребления, неизбежный при реконструкции ОСК-7 и строительстве новых сооружений.

c. Неучтенные расходы воды в системе водоснабжения. Текущий показатель составляет 56% по системе водоснабжения Водоканала и 36% по объектам СКК. Данный показатель намного выше средних по РФ показателей (22 - 30%). Сокращение неучтенных расходов требует внедрения на предприятии методов активной борьбы с потерями, включая организацию измерений расхода в отдельных зонах, ликвидацию избыточных напоров в сети и у потребителей, ликвидацию всех вновь выявляемых утечек в течение суток, организацию работ по выявлению и ликвидации скрытых утечек, переливов из РЧВ, нелегальных присоединений, вмешательства в работу счетчиков и т.д. Существенное сокращение НРВ требует увеличения работ по замене аварийных изношенных сетей и проверки резервуаров на возможные утечки с восстановлением герметичности.

d. Эффективность трудозатрат. По Водоканалу показатель составляет 3,2, по СКК 9,2 человека на одну тысячу обслуживаемого населения. В городах РФ данный показатель составляет порядка 4 - 5 человек на тысячу населения. Снижение данного показателя требует автоматизации, в первую очередь, на насосных станциях водопровода и канализации.

5. Показатели качества обслуживания потребителей.

a. Доля потребителей с гарантированным предоставлением услуг в течение 24 часов в сутки. В настоящее время данный показатель составляет 100% потребителей как по Водоканалу, так и по СКК. Сохранение показателя на текущем уровне требует в первую очередь предотвращения роста аварийности и НРВ и увеличения объемов работ по перекладке изношенных сетей водопровода и канализации. С учетом перспективного развития требуется перекладка ряда водоводов, имеющих сверхнормативные линейные потери напора.

b. Обеспечение вводов в жилые дома инструментальным контролем. В настоящее время рабочие водомеры имеются преимущественно у домов, относимых к группе ТСЖ. Общее количество таких домов не превышает 7%. При этом практически во всех домах имеются водомерные узлы от установленных ранее водомеров. Оптимально выполнить аудит водомерных узлов и на основании него подготовить целевую программу по установке водомеров на все вводы в многоквартирные дома. По частным домам из 2800 подключенных строений водомеры имеются только у 765 или 27%. Установка водомеров в частных домах обычно выполняется населением при достижении определенного уровня тарифа, когда возникает экономическая выгода в экономии воды. Нежелание установить счетчик может быть связано с тем, что фактическое потребление намного выше нормативного. На взгляд консультанта, Водоканалу следует активизировать работу по установке водомеров в частном секторе, в том числе предоставляя возможность для оплаты водомеров в рассрочку либо принимая на себя расходы по монтажу водомеров. Особое внимание следует уделить созданию службы контроля (поверки) водомеров.

c. Доля населения, проживающего в домах, подключенных к муниципальной централизованной системе водоснабжения. Принимается численность населения, учитываемого абонентной службой Водоканала (143 тыс. человек) и СКК (14500 человек). Общая численность населения городского округа составляет 189 тыс. человек по данным переписи 2010 года. Текущий показатель составляет 83,5%. При этом порядка 13% используют либо децентрализованные источники, либо ведомственные изолированные водопроводы. Порядка 4% используют централизованные муниципальные водопроводы через уличные колонки (т.е. дома не подключены). Для улучшения показателя требуется увеличение производительности водозаборов и строительство новых сетей с подключением зон ведомственного водоснабжения и частного сектора. Проблема нехватки мощностей частично может быть решена за счет снижения размера физических потерь, но полностью покрыть потенциальный дефицит возможно только при условии перекладки в ближайшие 10 лет не менее 40% сетей водопровода. Затраты на такие объемы работ по перекладке сетей значительно выше затрат на расширение мощностей действующих водозаборов или строительство новых водозаборов.

d. Обеспеченность услугами централизованного водоотведения составляет порядка 80%. Для увеличения показателя требуется строительство канализационных сетей с подключением частного сектора и строительство второй очереди ОСК-7, а также строительство новых и реконструкция существующих ОСК в сельских поселениях.

6. Доступность услуг для населения.

Предельный уровень оплаты услуг ВиВ как доля от среднедушевого дохода. Средний уровень зарплаты по ГО Южно-Сахалинск составил в 2011 году 38 тыс. рублей. Приняв среднюю численность семьи 3 человека при 2-х работающих, получим среднедушевой доход на уровне 25 тыс. рублей. При максимальном наборе благоустройства и максимальном нормативе потребления ресурса 8,8 куб. м в сутки суммарный размер платы с одного человека составит 304 рубля, что составляет 1,2% от среднедушевого дохода. По общей статистике, распределение платежей за коммунальные услуги обычно выглядит следующим образом: