Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в рамках Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп.
Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - центральное звено в подготовке кадров для новой экономики. По данным исследований, осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Выпускник, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе и в наиболее сложных ситуациях, требующих от него организации самозанятости. Таким образом, развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи будет способствовать повышению качества трудовых ресурсов Иркутской области и ее экономическому росту.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с действующим законодательством, приоритетами государственной и региональной политики, а также с учетом социально-экономических особенностей Иркутской области, определяются цели, принципы, направления и механизмы, обеспечивающие развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи региона на период до 2020 года.
Концепция является стратегическим документом по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в Иркутской области, обеспечивающей оптимальное использование образовательно-производственных ресурсов региона на основе механизмов межведомственного взаимодействия, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия. Органы исполнительной власти Иркутской области, органы местного самоуправления и организации руководствуются настоящей Концепцией при организации и проведении работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи.
Концепция разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:
1) Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
4) государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295, в части поддержки региональных программ модернизации профессионального образования;
5) комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 349-р, в рамках мероприятия 13 - "Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии";
6) плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 366-р;
7) Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 92;
8) федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденного приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 года N 380н;
9) Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 2783;
10) Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 N ПК-5вн);
11) Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп;
12) Инвестиционной стратегии Иркутской области до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 28 августа 2014 года N 701-рп;
13) государственной программы Иркутской области "Молодежная политика" на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 447-пп;
14) ведомственной целевой программы Иркутской области "Модернизация профессионального образования" на 2014 - 2018 годы, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 96-мпр;
15) Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области N 85-мпр и приказом министерства сельского хозяйства Иркутской области N 61-мпр от 18 июля 2014 года.
Научно-методическую основу настоящей Концепции составляют:
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования", протокол от 14 декабря 2015 года N 9);
Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015 - 2020 годы (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования", протокол от 14 декабря 2015 года N 9).
Основные понятия и термины:
Человеческий потенциал - накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой и гражданской активности, реализуемый в производственной, социальной, культурной и других сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей. Будучи включенным в систему общественного производства, человеческий потенциал становится трудовым потенциалом.
Человеческий капитал - накопленные человеком в процессе образования и трудовой деятельности знания, навыки, компетенции, которые способны приносить отдачу в трудовом процессе в виде высоких результатов труда, успешной карьеры и высоких заработков.
Профессиональное самоопределение - процесс и результат формирования у человека готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального профессионально-образовательного маршрута и последующей профессионально-карьерной траектории, осуществляя последовательную серию профессионально-образовательных и профессионально-карьерных выборов.
Профессионально-карьерная траектория - профессиональный путь человека, на котором он самостоятельно, осознанно и ответственно осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности и освоение соответствующих социальных и трудовых ролей, что обеспечивает его адекватную самореализацию.