Начало третьего тысячелетия для системы образования города Иркутска как части российского образования стало импульсом к инновационным изменениям, диктуемым временем. Однако данные изменения остаются недостаточно эффективными. Для муниципальной системы образования являются характерными недостатки и проблемы, отмеченные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р, такие как: недостаточное количество образовательных организаций, использующих инновационные подходы в своей деятельности; отсутствие механизмов конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ; медленное распространение новых образовательных инициатив; нехватка качественных педагогических кадров, старение педагогического корпуса.
Для преодоления негативных тенденций в муниципальной системе образования и обеспечения ее дальнейшего развития в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа") в муниципальную программу "Иркутск - территория детства на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) включены комплексы мероприятий, направленные на:
1) развитие дошкольного образования в МДОО;
2) развитие в МОО общего образования, ориентированного на выявление и поддержку талантливых и мотивированных детей;
3) развитие в муниципальных ОО дополнительного образования детей, ориентированного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка;
4) формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса в муниципальных ОО;
5) развитие кадрового потенциала в муниципальных ОО;
6) совершенствование механизмов использования финансовых и материально-технических средств для обеспечения деятельности муниципальных ОО.
Для решения имеющихся проблем требуется программно-целевой, комплексный подход к решению задач, направленный на развитие муниципальной системы образования в целом. Именно такой подход соответствует принципам Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, неотъемлемой составляющей частью которой является данная Программа.