Недействующий

О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 15.10.2012 N 031-06-2052/12 "О долгосрочной целевой программе "Иркутск - территория детства" на 2013 - 2017 годы

1.4. Формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса в муниципальных ОО


Потребность в безопасности - одна из ведущих потребностей человека, которая определяет полноценное функционирование и развитие личности на всех этапах развития. В своей структуре потребность в безопасности обеспечивается на нескольких уровнях - физическом, психологическом, социальном. Современный уровень развития цивилизации часто приводит к фрустрации безопасного состояния индивидуумов. Угрозу для полноценного развития подрастающего поколения представляют различные механизмы природного и социального характера (природные катаклизмы, широкий спектр техногенного воздействия, возрастающий уровень агрессивности социальной среды, информационное манипулирование сознанием, расширение спектра зависимого поведения, и пр.).

Процессы образования находятся в безусловной зависимости от механизмов развития современной цивилизации. Современная школа отмечает негативную динамику состояния физического и психологического здоровья подрастающего поколения. Растет количество детей с отклонениями в психоэмоциональных состояниях, с проявлениями различного вида зависимостей, неустойчивых личностей. На всех уровнях образования отмечается противоречие между широтой предоставляемых ребенку образовательных услуг и ограниченными возможностями усвоения большинством детей даже общеобразовательных программ.

В связи с этим возрастает роль образования в обеспечении безопасности развития личности ребенка. Комплекс мероприятий, направленных на формирование безопасного образовательного пространства для всех участников образовательного процесса в муниципальных ОО, призван обеспечить полноценное сопровождение безопасности развития ребенка на разных уровнях:

- на физическом уровне - за счет серии мероприятий, создающих необходимые условия безопасности и обеспечивающих формирование оптимального поведения детей в случаях техногенной опасности и терроризма, противоправного и агрессивного поведения против их личности и др.;

- на психологическом уровне - за счет серии мероприятий по формированию способов защиты от негативного информационного воздействия, профилактике учебных перегрузок за счет обучения детей эффективным способам работы с информацией, способам защиты от агрессивного поведения и пр.;

- формирование социальной безопасности - за счет мероприятий по обучению безопасности детей на улице, в общественных местах, в больших социальных группах (толпа, митинг и пр.), профилактика асоциального поведения - профилактика алкоголизма, курения, наркомании и пр.

Проделана большая работа по профилактике травматизма в образовательных организациях, однако необходимо продолжить деятельность в данном направлении. Комиссиями по расследованию несчастных случаев на производстве установлено, что основной причиной травматизма является неосторожность и невнимательность при передвижении в здании, на территории МОО, нарушение правил техники безопасности.

Основным критерием качества образовательного процесса в образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья детей.

Вместе с тем, анализ данных ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности воспитанников МДОО показывает снижение доли гармонично развитых детей и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием. Возросло число детей с дефицитом массы тела. Значительное число детей имеет низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств. Значительное число детей, посещающих МДОО, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и состоят на диспансерном учете (3, 4 группы здоровья).

Таким образом, проблема физического здоровья детей дошкольного и школьного возраста сохраняет свою актуальность и требует дальнейшего решения, в том числе через мероприятия настоящей Программы.

Остается проблемным вопрос организации качественного питания обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций. По данным социологического опроса, проведенного ДО в 2012 году, только 52,5% родителей от числа респондентов удовлетворены качеством питания школьников. Таким образом, модернизация пищеблоков МОО является насущной необходимостью.

Многие острые проблемы, порождающие стрессы, болезненное состояние, отрицательные эмоциональные реакции и душевную боль, личностные кризисы, трудности взаимодействия со взрослыми, высокий уровень тревожности в системе взаимоотношений "учитель - ученик", "ученик - ученик" во многом определяются наличием (отсутствием) психологической культуры взрослого, психологическими особенностями личной и профессиональной готовности педагогов к работе с современными детьми, в современных образовательных учреждениях, в безопасном образовательном пространстве, характеризующем наличие определенных условий, необходимых для жизни и полноценного развития личности.

Школа может как способствовать, так и ограничивать личностный рост участников образовательного процесса, поскольку задает определенные требования, создает особые условия. Таким условием для полноценного развития обучающегося является безопасная образовательная среда как один из важных факторов предоставления качественного образования.

Решению этих проблем будет способствовать реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса.