Недействующий

О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 15.10.2012 N 031-06-2052/12 "О долгосрочной целевой программе "Иркутск - территория детства" на 2013 - 2017 годы

1.3. Развитие в муниципальных ОО дополнительного образования детей, ориентированного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка


Последние социологические исследования свидетельствуют о том, что первое место у граждан России занимает вопрос выживания в меняющемся социуме, поэтому их практически не интересуют проблемы общественной жизни. Неразвитость структур гражданского общества означает в том числе отсутствие обеспечения гражданских аспектов социализации молодых людей. Не имея опыта самостоятельного решения проблем взаимодействия с различными социальными группами во время обучения в старшей школе, старшеклассники не могут эффективно социализироваться после окончания МОО.

Парадокс нынешнего положения молодежи (выпускников школ) в российском обществе состоит в том, что она выключена из всех форм общественной жизни. Ситуация такова, что фактически только школа может и должна предоставить молодежи возможность реального участия в современных общественных процессах, иначе говоря, - возможность приобретения навыков гражданского действия.

Очевидно, что такая ситуация может быть изменена только через активное встраивание в систему образования многообразных (по содержанию, методикам) компонентов гражданского образования. Такое образование должно способствовать преодолению и изживанию тенденции пассивного поведения молодых граждан в современных общественно-политических процессах на разных уровнях.

В условиях неразвитости общественных организаций назначение системы образования может и должно заключаться в том, чтобы стать центром развития гражданского общества в России. Система образования должна создать и обеспечить работу целого ряда механизмов воспитания и воспроизводства гражданских качеств в подрастающем поколении. Школа, находясь одновременно в тесном контакте с органами государственной власти и структурами гражданского общества, став полноправным участником общественно-политической жизни, может сыграть роль социального института, наиболее эффективно осуществляющего функцию гражданской социализации молодых граждан. Она способна воспитывать чувство гражданской ответственности, формировать в сознании подрастающего поколения понимание значения гражданского общества, важности его мобилизующего влияния на политическую систему, его роль в формировании массового доверия к демократии и свободной экономике. Эта роль не может быть передана в полном объеме каким-либо другим инстанциям, она самым естественным образом является прерогативой системы образования. Только система образования способна сыграть двойную роль: с одной стороны, осуществлять гражданское образование и воспитание, - с другой стороны, действовать в качестве полноправного субъекта общественной жизни на уровне местного самоуправления, а также на региональном и федеральном уровнях.

Педагогические коллективы муниципальных ОО осознают необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию ребенка в образовательной организации. Обновление и совершенствование воспитательной деятельности происходит посредством внесения в нее изменений, отвечающих требованию действительности. Но практика показывает, что существенные перемены в воспитании обучающихся возможны лишь при системном подходе.

Важным вопросом гражданского воспитания является формирование образовательного пространства образовательных организаций Иркутска как пространства действия и взаимодействия его участников: обучающихся, учителей, родителей, администрации образовательных организаций.

Ставится задача по формированию у обучающихся навыков гражданского самосознания посредством организации школьного соуправления и деятельности школьного парламента.

Социальные факторы остаются одними из основных причин и условий формирования противоправного поведения у подростков. К таким факторам относятся семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц. Проблемы преступности несовершеннолетних, социального сиротства и детской безнадзорности в городе Иркутске остаются актуальными и требуют дальнейшей активной деятельности всех структур, работающих с несовершеннолетними.

Комплексный подход позволит сконцентрировать усилия и одновременно решать вопросы профилактики семейного неблагополучия и улучшения положения семей, снизить уровень детской безнадзорности за счет внедрения новых современных технологий работы с семьями и детьми, развития системы дополнительного образования детей, социализации и реабилитации детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

Одновременно комплекс мероприятий, направленных на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности, а также на создание условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних, предусматривает реализацию дополнительных мер по формированию у несовершеннолетних приоритетов здорового образа жизни, что является одной из форм профилактики социально негативного поведения подростков.

Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать:

- воспитанию гражданина и патриота, осознающего свой долг перед отечеством и "малой родиной", свою российскую идентичность;

- формированию в человеке чувства чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизма, высокой духовности и нравственности;

- развитию межнациональной, межэтнической солидарности, уважения к национальным традициям и культуре, всемерно поощряя этнокультурные образовательные инициативы;

- формированию веротерпимости, миролюбия, толерантности в межконфессиональных отношениях;

- выстраиванию уклада каждой образовательной организации на принципах личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых как модели гражданского общества.