Сеть общеобразовательных организаций города Иркутска в 2011/2012 учебном году представлена 74 муниципальными общеобразовательными организациями, в том числе:
- МОО для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2;
- МОО общеобразовательная школа-интернат - 2;
- МОО средняя общеобразовательная школа - 54;
- МОО лицей - 4;
- МОО гимназия - 4;
- МОО средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - 6;
- МОО вечерняя (сменная) общеобразовательная школа - 2.
В 74 общеобразовательных организациях обучается 61051 человек.
За три последних года произошло увеличение численности обучающихся почти на 3 тыс. человек.
2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 | |
Численность обучающихся (в дневных и вечерних МОО) | 58058 | 59117 | 61051 |
За последние три года произошло увеличение количества первоклассников в среднем на тысячу человек. Если в 2009/2010 учебном году первоклассников было 6427, то в 2012 - 2013 учебном году их количество составило 7329 человек. По прогнозу в следующем учебном году ожидается увеличение первоклассников на 1600 человек по сравнению с текущим учебным годом.
Увеличение количества обучающихся при сохранении сети общеобразовательных организаций автоматически влечет за собой проблему многосменности обучения. Только в 6 (8,1%) школах города обучение осуществляется в одну смену, в две смены - в 65 (87,8%) школах и в три смены - в 3(4,1%), хотя вступившие в силу с 1 сентября 2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, не допускают обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях.
В зданиях школ, построенных в разное время, в соответствии с современными требованиями должны быть кабинеты, которые ранее не были предусмотрены проектами: кабинеты информатики, логопеда, психолога, медицинские кабинеты, кабинеты для внеучебной деятельности и т.д. Предоставление помещений для этих кабинетов, организация гардеробных для начальной школы (по требованию Госпожнадзора), дополнительных мини-спортзалов в связи с введением 3-го часа физкультуры влечет за собой сокращение количества классных комнат, что неизбежно приводит к увеличению количества обучающихся во 2-ю и 3-ю смены, а также к превышению предельной наполняемости классов.
В подобных условиях крайне необходимо сосредоточиться на качестве предоставляемого общего образования, ориентированного на выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.
Действительно, значительная часть креативной молодежи уезжает за пределы города и области, в результате город теряет человеческий потенциал для развития. Одним из основных способов преодоления этого социального явления может стать предоставление качественного образования, соответствующего личностным дарованиям ребенка. Отказ от продолжения поддержки одаренных детей реально снизит конкурентные преимущества города Иркутска в регионе.