ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2016 года N 1


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 225


В соответствии со статьями 78, 78.1, 139, пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295, статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях повышения качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 9 июля 2015 года N 331).

Исполняющий обязанности
Губернатора Забайкальского края
Г.П.ЧУПИН



Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 12 января 2016 года N 1

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 225


Государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы" изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 24 апреля 2014 года N 225
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 12 января 2016 года N 1)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования Забайкальского края).

Соисполнители программы

Министерство экономического развития Забайкальского края;

Министерство территориального развития Забайкальского края;

Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

Министерство здравоохранения Забайкальского края.

Подпрограммы программы

Подпрограмма "Развитие дошкольного образования";

подпрограмма "Развитие общего образования";

подпрограмма "Развитие систем воспитания и дополнительного образования детей";

подпрограмма "Развитие профессионального, дополнительного профессионального образования и науки";

подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования";

подпрограмма "Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив";

подпрограмма "Развитие кадрового потенциала системы образования";

подпрограмма "Развитие системы профилактики и комплексного сопровождения воспитанников и обучающихся";

обеспечивающая подпрограмма.

Цели программы

Повышение доступности, качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона.

Задачи программы

1. Обеспечение государственных гарантий прав всех детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное дошкольное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и потребностям заказчиков образовательных услуг.

2. Создание условий для обеспечения государственных гарантий прав граждан, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное общее образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, социокультурным и экономическим требованиям инновационного развития региона, потребностям заказчиков образовательных услуг.

3. Создание условий для развития региональной системы воспитания, доступного и соответствующего современным требованиям дополнительного образования, обеспечивающих выявление и поддержку социально значимых инициатив детей, их творческую самореализацию и успешную социализацию, проявление детьми социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения.

4. Существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Забайкальского края, в повышение конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося и выпускника.

5. Обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование системы оценки качества образования.

6. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Забайкальского края.

7. Развитие педагогического потенциала системы образования Забайкальского края.

8. Совершенствование системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, развитие в Забайкальском крае комплексной, многоуровневой системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников и обучающихся, направленной на сохранение психического и психологического здоровья детей и молодежи, оказание оперативной помощи в выходе из кризисных состояний.

9. Создание организационных условий для реализации государственной программы.

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2020 годы.
Этапы реализации программы не выделяются.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Всего - 86452713,2 тыс. рублей,

в том числе:

за счет средств бюджета Забайкальского края 86260004,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 13745344,2 тыс. рублей;

2015 год - 12708846,7 тыс. рублей;

2016 год - 9278917,9 тыс. рублей;

2017 год - 11902178,4 тыс. рублей;

2018 год - 12368731,7 тыс. рублей;

2019 год - 12864693,9 тыс. рублей;

2020 год - 13391291,9 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета - 192708,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 100474,9 тыс. рублей;

2015 год - 12402,9 тыс. рублей;

2016 год - 14495,5 тыс. рублей;

2017 год - 15282,7 тыс. рублей;

2018 год - 15960,1 тыс. рублей;

2019 год - 16672,1 тыс. рублей;

2020 год - 17420,4 тыс. рублей.

В том числе общий объем средств по подпрограммам составит:

подпрограмма "Развитие дошкольного образования" - 16565165,7 тыс. рублей;

подпрограмма "Развитие общего образования" - за счет средств краевого бюджета 53810540,8 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета 76735,0 тыс. рублей;

подпрограмма "Развитие систем воспитания и дополнительного образования детей" - за счет средств краевого бюджета 2835186,2 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 10250,0 тыс. рублей;

подпрограмма "Развитие профессионального, дополнительного профессионального образования и науки" - за счет средств краевого бюджета 9270269,5 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета 1824,0 тыс. рублей;

подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" - за счет средств краевого бюджета 604338,1 тыс. рублей;

подпрограмма "Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив" - за счет средств бюджета Забайкальского края 1132385,9 тыс. рублей;

подпрограмма "Развитие кадрового потенциала системы образования" - за счет средств бюджета Забайкальского края 687993,5 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета 10000,0 тыс. рублей;

подпрограмма "Развитие системы профилактики и комплексного сопровождения воспитанников и обучающихся" - за счет средств краевого бюджета 370812,7 тыс. рублей;

обеспечивающая подпрограмма - за счет средств бюджета Забайкальского края 983312,3 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета 93899,6 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

 Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) увеличится до 100%.

 Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет) составит 50%.

 Удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях общего образования в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов) в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования составит 100%.

 Охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет) составит 75%.

 Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения до 55%.

 Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы) увеличится до 50%.

 Удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих представление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций составит 100%.

 Доля муниципальных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве муниципальных систем общего образования составит 100%.

 Среднее значение количества баллов по ЕГЭ, полученных выпускниками, освоившими образовательные программы среднего общего образования: по математике, по русскому языку, достигнет 50%.

 Среднее значение количества баллов по государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), полученных выпускниками, освоившими образовательные программы основного общего образования: по математике, по русскому языку, достигнет 20,5%.

 Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти Забайкальского края проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составит 24%.

 Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общего образования составит 30%.

 Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, от общей численности педагогических работников края составит 39,3%.

 Доля образовательных организаций, имеющих службу комплексного сопровождения обучающихся и воспитанников, от общего количества образовательных организаций составит 42%.

 Исполнение годовых бюджетных ассигнований будет составлять 100%.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


Основой долгосрочной социально-экономической политики Забайкальского края на период до 2020 года являются интересы человека, улучшение качества жизни и создание условий для развития личности. Формирование инновационной экономики Забайкальского края невозможно без модернизации системы образования - базиса динамичного экономического роста и социального развития общества.

В 2014 году 46808 детей в возрасте от 3 до 7 лет получали дошкольное образование. Показатель доступности дошкольного образования в Забайкальском крае в 2014 году составил 90,77%. В 2014 году в Забайкальском крае функционировало 488 дошкольных образовательных организаций (234 в городской местности, 254 - в сельской).

Инфраструктура общего образования включает 604 образовательные организации, больше половины из которых составляют малокомплектные школы (318) и школы, находящиеся в труднодоступной местности (37), не всегда обладающие необходимым ресурсом для предоставления услуг в соответствии с современными требованиями. Потребность в строительстве общеобразовательных школ в Забайкальском крае составляет 54 единицы (21331 место). В 2014 году образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования осваивало 141,4 тысячи учащихся. Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием составил 91,39% от численности детей в возрасте 7 - 17 лет.

Подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена осуществляют 38 государственных образовательных организаций профессионального образования по 42 профессиям и 89 специальностям. В образовательных организациях профессионального образования обучается 59119 человек. Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального образования - программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих) составил 11,8%, программами подготовки специалистов среднего звена - 22,46%. В Забайкальском крае функционирует 10 образовательных организаций высшего образования: 2 самостоятельных государственных вуза, 5 филиалов государственных образовательных организаций высшего образования, 2 филиала негосударственных и 1 духовная образовательная организация.

В системе образования Забайкальского края осуществляют деятельность 88 учреждений дополнительного образования, из них 17 центров, 2 дворца, 25 домов творчества, 7 станций, 36 спортивных школ, 1 спортивная школа олимпийского резерва. В них работают 3346 детских творческих объединений. Охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительными общеобразовательными программами составил 56,25%.

В сфере образования занято 54 тысячи человек (8,4% трудоспособного населения региона). На протяжении нескольких лет наблюдается снижение численности занятости по этому виду экономической деятельности, что связано с оптимизационными процессами в отрасли.

В сфере образования продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на системные изменения и обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными запросами потребителей образовательных услуг, состоянием и тенденциями социально-экономического развития региона и рынка труда, требованиями государственной политики в области образования.

Государственная программа "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа) как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Цели и задачи развития образовательного комплекса Забайкальского края обозначены государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года.

В последние годы в сфере образования приняты важные стратегические и программные документы, определившие приоритеты в деятельности региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления, в соответствии с которыми внесены серьезные коррективы в региональные программы и проекты в сфере образования. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с 1 января 2014 года в Забайкальском крае реализуется Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года N 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования". Минобразования Забайкальского края и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, реализуют мероприятия по приведению соответствующих нормативных правовых актов в соответствие с принятыми документами.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 февраля 2013 года N 93-р утвержден региональный план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования", являющийся инструментом координации деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Минобразования Забайкальского края по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников образовательных организаций. На уровне Правительства Забайкальского края принят ряд нормативных документов по новой системе оплаты труда. Совершенствование механизмов оплаты труда в настоящее время осуществляется в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, предусматривающей разработку и введение показателей эффективности и результативности труда как на уровне организации, так и на уровне руководителя, каждого работника. Принят закон об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края, предусматривающий введение новой системы оплаты труда работников. Одновременно с этим разрабатываются показатели эффективности и результативности деятельности организаций, руководителя, работников (включая педагогов). С 2014 года началось поэтапное внедрение эффективного контракта в образовательных организациях.

Актуальное состояние системы образования характеризуется наличием неэффективных расходов, которые обусловлены несоответствием существующих нормативов наполняемости классов, непропорциональным соотношением педагогических и прочих работников образовательных организаций в рамках штатного расписания, наличием в системе образования края неэффективных образовательных организаций, школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях. Одной из ключевых задач в настоящее время является повышение эффективности бюджетных расходов путем реструктуризации сети образовательных организаций, снижения удельного веса численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций.

Основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия государственной программы, являются:

несоответствие материально-технических условий образовательных организаций для поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования;

наличие неэффективных управленческих и организационно-экономических механизмов в региональной системе образования;

недостаточный уровень готовности кадрового состава для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в целях повышения качества образования;

недостаточное участие организаций различных организационно-правовых форм в ликвидации очередности на устройство детей в дошкольные образовательные организации;

несовершенство инфраструктуры, технологий, ресурсного обеспечения практики воспитания, дополнительного образования детей, организации отдыха и оздоровления детей;

несовершенство механизмов формирования регионального государственного заказа на подготовку специалистов, основанное на объективном прогнозе потребности отраслей экономики региона в кадрах и требованиях работодателей;

недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;

недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций, низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса;

отсутствие условий, способствующих развитию в Забайкальском крае научных исследований, как базы для практической реализации инновационного развития региона, пропаганды инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;

недостаточный уровень развития многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения успешной социализации обучающихся.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, которое обеспечит решение вопросов социально-экономического развития.

Основные приоритеты и цели государственной программы развития образования Забайкальского края определены на основе демографических прогнозов о количестве детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, прогнозов развития экономики Забайкальского края, рынка труда, производственных технологий, стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, решений Правительства Забайкальского края.

Повышение уровня и качества жизни человека на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы с учетом интересов всех слоев населения Забайкальского края является главной целью Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года. В стратегической перспективе приоритетами развития образования определены повышение удовлетворенности населения качеством дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, формирование нового образованного и социализированного поколения жителей Забайкальского края.

Стратегическими векторами реализации госпрограммы являются:

обеспечение права на качественное и доступное дошкольное, общее и профессиональное образование для всех обучающихся посредством создания в Забайкальском крае правовых, экономических и организационных условий;

обеспечение подготовки достаточного кадрового ресурса для всех сфер жизни общества в соответствии с динамикой социально-экономического развития региона;

содействие повышению социальной активности и включенности молодежи в процессы социально-экономического развития региона, закреплению молодых кадров в социальной сфере и производственной инфраструктуре края;

формирование точек роста в системе образования и науки Забайкальского края посредством поддержки лидеров образования, позиционирования лучших образовательных практик и научных достижений на региональном, всероссийском, международном уровнях.

Ведущей задачей перспективного развития системы образования Забайкальского края является достижение значимых социальных эффектов, функционирование региональной системы образования как механизма эффективного развития человеческого потенциала края и социально-экономической сферы региона.

Для каждого уровня образования определены ключевые задачи и направления развития. Общим направлением деятельности является совершенствование структуры и сети образовательных организаций.

По результатам анализа актуального состояния и тенденций развития системы образования в Забайкальском крае приоритетами государственной политики на данном этапе являются:

достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех организациях, реализующих программы дошкольного образования;

повышение качества общего образования, включая достижение эффективных результатов, создание современных условий, высококвалифицированное и достаточное кадровое обеспечение, оптимизация организационно-экономических механизмов управления;

обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

обеспечение равного доступа обучающихся к качественным образовательным услугам;

повышение социально-экономической эффективности профессионального образования с учетом актуальных тенденций и перспектив развития сферы производства и рынка труда в Забайкальском крае и особенностей трансграничного положения региона;

реализация целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур оценки квалификации и аттестации педагогов, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога;

развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;

развитие оценки качества профессионального образования и профессионального обучения на основе внедрения системы сертификации профессиональных квалификаций;

определение структуры контрольных цифр приема по отдельным направлениям подготовки и специальностям на основании прогнозной отраслевой и региональной потребности в кадрах;

расширение вариантов организации социальных практик и социально-культурной занятости молодежи, обеспечение государственной поддержки молодежных инициатив;

развитие сетевых моделей реализации программ дополнительного образования образовательными организациями общего и дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;

развитие служб медико-социального и психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательных организациях общего и профессионального образования, направленного на сохранение психического и психологического здоровья детей и молодежи, оказание оперативной помощи в выходе из кризисных состояний;

повышение заработной платы педагогических работников с учетом показателей эффективности и качества услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»