ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 года N 331
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 225 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295, статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях повышения качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы".
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.ШЕМЕТОВ
Утверждены
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 9 июля 2015 года N 331
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 225 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 24 апреля 2014 года N 225
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 9 июля 2015 года N 331)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. |
Соисполнители программы | Министерство культуры Забайкальского края; Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края; Министерство здравоохранения Забайкальского края; Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края; Департамент информатизации и связи Забайкальского края; Министерство территориального развития Забайкальского края; Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края; Администрация Агинского Бурятского округа Забайкальского края. |
Подпрограммы программы | Подпрограмма "Повышение качества и доступности дошкольного образования"; подпрограмма "Повышение качества и доступности общего образования"; подпрограмма "Повышение качества и доступности дополнительного образования детей"; подпрограмма "Развитие реабилитационной работы, специального образования и опеки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"; подпрограмма "Развитие профессионального образования и науки"; подпрограмма "Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив"; подпрограмма "Комплексная информатизация образования"; подпрограмма "Развитие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся"; обеспечивающая подпрограмма. |
Цели программы | Повышение доступности, качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона. |
Задачи программы | 1. Обеспечение доступности дошкольного образования, соответствующего современным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), для каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на базе образовательных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. 2. Повышение доступности качественного образования для всех категорий обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов, посредством снижения доли неэффективных образовательных организаций и обеспечения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям обучающихся, задачам социально-экономического и этнокультурного развития региона, включая развитие бурятского языка. 3. Создание эффективной системы выявления и поддержки инициатив и развития способностей детей в условиях дополнительного образования. 4. Обеспечение приоритетов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, защиты их законных прав и интересов. 5. Обеспечение соответствия качества подготовки кадров и структуры программ профессионального образования потребностям социально-экономического развития региона, целям непрерывного образования. 6. Обеспечение развития молодежной политики в Забайкальском крае, эффективной системы воспитания и социализации детей и молодежи. 7. Обеспечение комплексной информатизации образования, целостности, открытости и безопасности информационно-образовательной среды в регионе. 8. Обеспечение развития комплексной, многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся, направленной на их успешную социализацию, оказание помощи в выходе из кризисных состояний. 9. Создание организационных условий для реализации государственной программы. |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2020 годы. Этапы реализации программы не выделяются. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Всего - 91868281,0 тыс. рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам: 2014 год - 13172847,8 тыс. рублей; 2015 год - 13146347,8 тыс. рублей; 2016 год - 12857694,2 тыс. рублей; 2017 год - 13172847,8 тыс. рублей; 2018 год - 13172847,8 тыс. рублей; 2019 год - 13172847,8 тыс. рублей; 2020 год - 13172847,8 тыс. рублей. За счет средств федерального бюджета в сумме 88064,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 12505,90 тыс. рублей; 2015 год - 12767,7 тыс. рублей; 2016 год - 12767,7 тыс. рублей; 2017 год - 12505,9 тыс. рублей; 2018 год - 12505,9 тыс. рублей; 2019 год - 12505,9 тыс. рублей; 2020 год - 12505,9 тыс. рублей. В том числе по подпрограммам: общий объем средств на подпрограмму "Повышение качества и доступности дошкольного образования" за счет средств краевого бюджета составляет 16133971,0 тыс. рублей; общий объем средств на подпрограмму "Повышение качества и доступности общего образования" за счет средств краевого бюджета составляет 61690291,8 тыс. рублей; общий объем средств на подпрограмму "Повышение качества и доступности дополнительного образования детей" за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 2563140,8 тыс. рублей; общий объем средств на подпрограмму "Развитие реабилитационной работы, специального образования и опеки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" за счет средств краевого бюджета предусмотрен в подпрограмме "Повышение качества и доступности общего образования"; общий объем средств на подпрограмму "Развитие профессионального образования и науки" за счет средств краевого бюджета составляет 9697062,20 тыс. рублей; общий объем средств на подпрограмму "Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив" за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 51560,20 тыс. рублей; общий объем средств на подпрограмму "Комплексная информатизация образования" за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 272408,5 тыс. рублей; общий объем средств на подпрограмму "Развитие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся" за счет средств краевого бюджета составляет 312350,3 тыс. рублей; общий объем средств на обеспечивающую подпрограмму за счет средств бюджета Забайкальского края составит 1114153,6 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета составит 88064,9 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) увеличится до 100%. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ с худшими результатами единого государственного экзамена составит 1,7. Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения до 60%. Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы) увеличится до 55%. Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет увеличится до 16,5%. Удовлетворенность населения качеством образовательных услуг составит 90%. |
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Основой долгосрочной социально-экономической политики Забайкальского края на период до 2020 года являются интересы человека, улучшение качества жизни и создание условий для развития личности. Необходимым условием для формирования инновационной экономики Забайкальского края является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.
В сфере образования продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на системные изменения и обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными запросами потребителей образовательных услуг, состоянием и тенденциями социально-экономического развития региона и рынка труда, требованиями государственной политики в области образования.
Государственная программа "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа), как организационная основа государственной политики в сфере образования, представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Цели и задачи развития образовательного комплекса Забайкальского края обозначены Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Приоритетным национальным проектом "Образование", Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года.
В последние годы в сфере образования приняты важные стратегические и программные документы, определившие приоритеты в деятельности региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления, в соответствии с которыми внесены серьезные коррективы в региональные программы и проекты в сфере образования.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с 1 января 2014 года в Забайкальском крае реализуется Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года N 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования". Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования Забайкальского края) и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, осуществляют мероприятия по приведению соответствующих нормативных правовых актов в соответствие с принятыми документами.
Механизмом управления поступательным движением региональной системы образования выступает проектирование "дорожных карт", определяющих пошаговость действий в достижении целей развития образования, его нормативно-правовой регламентации, сроков и источников финансирования, содержания и технологий модернизации, кадрового и материально-технического оснащения. Распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 февраля 2013 года N 93-р утверждена региональная "дорожная карта" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования", являющаяся инструментом координации деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Минобразования Забайкальского края для достижения соответствующих индикаторов и показателей программы.
Актуальное состояние системы общего образования характеризуется наличием неэффективных расходов, которые обусловлены несоответствием существующих нормативов наполняемости классов, неэффективным соотношением педагогических и прочих работников образовательных организаций в рамках штатного расписания, наличием в системе общего образования края неэффективных образовательных организаций, школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях. Одной из ключевых задач в настоящее время является повышение эффективности бюджетных расходов. Общим для всех уровней образования по данному направлению является поэтапное снижение удельного веса численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций, которое к 2018 году должно составить не более 40%; кадровая модернизация, интенсификация процессов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, привлечение молодых педагогов.
В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края принят ряд нормативных документов на уровне Правительства Забайкальского края по новой системе оплаты труда.
Совершенствование механизмов оплаты труда в настоящее время осуществляется в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, предусматривающей разработку и введение показателей эффективности и результативности труда, как на уровне организации, так и на уровне руководителя, каждого работника.
Принят закон об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края, предусматривающий введение новой системы оплаты труда работников. Одновременно с этим разрабатываются показатели эффективности и результативности деятельности организаций, руководителя, работников (включая педагогов); осуществляется работа по введению "эффективного контракта".
С 2014 года началось поэтапное внедрение эффективного контракта в образовательных организациях.
В условиях отсутствия Государственной программы организационное, аналитическое и информационное сопровождение реализуемых в сфере образования изменений осуществляется по отдельным направлениям, которые реализуются как самостоятельные задачи, соотносящиеся друг с другом. Указанная проблема ведет к дублированию управленческих усилий, увеличению количества мероприятий, показателей и отчетности по ним. Принятие программы позволит устранить данные проблемы.
Таким образом, основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия государственной программы, являются:
- необходимость модернизации системы образования, включающей в себя организации с различными миссиями и задачами, тесно связанной с развитием экономики и общества, обеспечивающей опережающее развитие конкурентоспособного человеческого капитала в Забайкальском крае;
- несоответствие материально-технических условий образовательных организаций для поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования;
- недостаточный уровень готовности кадрового состава для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в целях повышения качества образования;
- недостаточное участие организаций различных организационно-правовых форм в ликвидации очередности на устройство детей в дошкольные образовательные организации;
- несовершенная инфраструктура образовательных организаций для создания равных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития;
- несоответствующий уровень инфраструктуры организаций дополнительного образования детей;
- несовершенство механизмов формирования регионального государственного заказа на подготовку специалистов, основанное на объективном прогнозе потребности отраслей экономики региона в кадрах и требованиях работодателей;
- недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;
- недостаточная заинтересованность части представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций, авторитарность некоторых руководителей образовательных организаций, низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса;
- несоответствие условий, способствующих развитию в Забайкальском крае научных исследований, как базы для практической реализации инновационного развития региона, пропаганды инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
- проблемы переориентации системы специального коррекционного образования на интеграционную форму обучения, которая способствует замене медицинской модели образования детей-инвалидов на социальную;
- недостаточный уровень развития многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения успешной социализации обучающихся.
II. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития.
Основные приоритеты и цели государственной программы развития образования Забайкальского края определены на основе демографических прогнозов о количестве детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, прогнозов развития экономики Забайкальского края, рынка труда, производственных технологий, стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, Программы социально-экономического развития Забайкальского края, решений Правительства Забайкальского края.
Повышение уровня и качества жизни человека на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы с учетом интересов всех слоев населения Забайкальского края является главной целью Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года. В стратегической перспективе приоритетами развития образования определены повышение удовлетворенности населения качеством дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, формирование нового образованного и социализированного поколения жителей Забайкальского края; создание условий для обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Стратегическими векторами реализации программы являются:
- обеспечение права на качественное и доступное дошкольное, общее и профессиональное образование для всех категорий обучающихся посредством создания в Забайкальском крае правовых, экономических и организационных условий;
- обеспечение подготовки достаточного кадрового ресурса для всех сфер жизни общества в соответствии с динамикой социально-экономического развития региона;
- содействие повышению социальной активности и включенности молодежи в процессы социально-экономического развития региона, закрепления молодых кадров в социальной сфере и производственной инфраструктуре края;
- формирование точек роста в системе образования и науки Забайкальского края посредством поддержки лидеров образования, позиционирования лучших образовательных практик и научных достижений на региональном, всероссийском, международном уровнях;
- развитие межрегионального и трансграничного сотрудничества в сфере образования и науки.
Ведущей задачей перспективного развития системы образования Забайкальского края является достижение значимых социальных эффектов, функционирование региональной системы образования как механизма эффективного развития человеческого потенциала края и социально-экономической сферы региона.
Для каждого уровня образования определены ключевые задачи и направления развития. Общим направлением деятельности является совершенствование структуры и сети образовательных организаций.
Учитывая анализ актуального состояния и тенденций развития системы образования в Забайкальском крае, приоритетами государственной политики на данном этапе являются:
- обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей от 3 до 7 лет;
- достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех организациях, реализующих программы дошкольного образования;
- повышение качества общего образования, включая достижение эффективных результатов, создание современных условий, высококвалифицированное и достаточное кадровое обеспечение, оптимизацию организационно-экономических механизмов управления;
- сокращение разрыва образовательных результатов школьников (по результатам единого государственного экзамена) за счет реализации соответствующих образовательных программ;
- обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечение равного доступа обучающихся к качественным образовательным услугам;
- повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством оптимизации форм устройства детей в семью, их постинтернальной адаптации и эффективной социализации, обеспечения жилищных прав;
- повышение социально-экономической эффективности профессионального образования с учетом актуальных тенденций и перспектив развития сферы производства и рынка труда в Забайкальском крае и особенностей трансграничного положения региона;
- реализация целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур оценки квалификации и аттестации педагогов, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога;
- развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;
- развитие оценки качества профессионального образования и профессионального обучения на основе внедрения системы сертификации профессиональных квалификаций;