ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2015 года N 837-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Севастополя от 18.01.2017 N 10-ПП, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru - 18.01.2017).
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 16.03.2016 N 181-ПП, от 14.04.2016 N 331-ПП, от 01.09.2016 N 820-ПП, от 06.10.2016 N 932-ПП)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 790, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 N 644, а также Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" и Законом города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", согласно Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643, Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить государственную программу "Развитие туризма в городе Севастополе на 2015 - 2020 годы" (прилагается).
2. Департаменту внутренней политики города Севастополя опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Севастополя.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Шаповалова И.В.
Губернатор города Севастополя,
Председатель Правительства Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ НА 2015 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
(в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 16.03.2016 N 181-ПП, от 14.04.2016 N 331-ПП, от 01.09.2016 N 820-ПП, от 06.10.2016 N 932-ПП) Паспорт Программы (введен Постановлением Правительства Севастополя от 01.09.2016 N 820-ПП)
Ответственный исполнитель Программы | Главное управление культуры города Севастополя |
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 06.10.2016 N 932-ПП) | |
Соисполнители Программы | Управление капитального строительства города Севастополя; Департамент городского хозяйства города Севастополя |
Участники Программы | Государственное казенное учреждение "Капитальное строительство", Государственное автономное учреждение города Севастополь "Центр развития туризма" |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 "Создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера военно-патриотического туризма "Город двух оборон". Подпрограмма 2 "Создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера круизного и яхтенного туризма "Севастопольская гавань". Подпрограмма 3 "Создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера зеленого экологического туризма "Зеленое ожерелье". Подпрограмма 4 "Создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера культурно-познавательного и экскурсионного туризма "Перекресток культур". Подпрограмма 5 "Создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера детского и молодежного туризма "Калейдоскоп истории" |
Программно-целевые инструменты Программы | Государственная программа "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317); федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644); федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" (постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 790); Концепция стратегии социально-экономического развития Севастополя, разработанная АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АСИ) по поручению Президента Российской Федерации (протокол заседания наблюдательного совета АСИ от 08.04.2014 N 1) |
Цели Программы: | - формирование на территории Севастополя эффективной системы туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию города за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; - создание туристско-рекреационных кластеров; - повышение конкурентоспособности туристского рынка города Севастополя; - увеличение круглогодичного туристского потока на территории города Севастополя |
Задачи Программы: | - использование кластерного подхода для комплексного развития туристской инфраструктуры города Севастополя; - разработка градостроительной и экономической концепции создания туристско-рекреационных кластеров на территории города Севастополя; - создание организационно-правовых условий для реализации целей Программы; - создание объектов инженерно-транспортной инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров; - повышение качества туристских услуг; - снижение фактора сезонности; - формирование конкурентоспособного туристского продукта Севастополя, его маркетинговое сопровождение и продвижение на внутреннем и международном туристских рынках |
Целевые индикаторы и показатели Программы: | - количество новых туристско-рекреационных кластеров; - общее количество обслуженных туристов; - количество однодневных посетителей (экскурсантов); - коэффициент неравномерности туристского потока; - количество коллективных средств размещения; - количество индивидуальных средств размещения; - объем услуг, оказанных средствами размещения; - количество лиц, работающих в туристских фирмах |
Этапы и сроки реализации Программы | Реализация Программы в 2015 - 2020 годах происходит в четыре этапа: I этап - 2015 год; II этап - 2016 год; III этап - 2017 год; IV этап - 2018 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета г. Севастополя на реализацию Программы составляет 10222830,0 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию Программы составляют 10022290,0 тыс. рублей и по годам распределяются в следующих объемах: 2015 год - 67480,0 тыс. рублей; 2016 год - 747460,0 тыс. рублей; 2017 год - 1835040,0 тыс. рублей; 2018 - 2020 годы - 7372310,0 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования бюджета города Севастополя на реализацию Программы составляют 200540,0 тыс. рублей и по годам распределяются в следующих объемах: 2015 год - 2393,8 тыс. рублей; 2016 год - 44631,5 тыс. рублей; 2017 год - 64731,4 тыс. рублей; 2018 - 2020 годы - 88783,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы: | - создание туристско-рекреационных кластеров, являющихся точками инвестиционного роста в городе Севастополе; - увеличение круглогодичного потока въезжающих туристов; - повышение уровня профессиональной квалификации занятых в туристской индустрии; - увеличение занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в туристской индустрии; - увеличение доли туристской индустрии в производстве валового регионального продукта; - устойчивый позитивный имидж города Севастополя на международном и российском туристских рынках; - сформированная индустрия гостеприимства, отвечающая современным стандартам; - увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли города Севастополя; - увеличение информационной доступности туристских ресурсов города Севастополя; - увеличение поступлений в бюджеты всех уровней |
Программа "Развитие туризма в городе Севастополе на 2015 - 2020 годы" направлена на создание экономических, социальных, правовых, организационных и культурных условий для формирования современной индустрии туризма, укрепления и развития ее материальной базы.
Для привлечения потока туристов и отдыхающих в городе Севастополе необходим комплексный и многоуровневый подход, новая методология развития туристской отрасли, включающая в себя множество различных аспектов для развития туризма во взаимосвязи со стратегией устойчивого развития региона.
Территория города Севастополя составляет 1863,6 км(2). Севастопольский регион занимает юго-западную часть Крымского полуострова. На северо-востоке его земли граничат с Бахчисарайским районом, на юго-востоке - с Большой Ялтой. С запада и юга регион омывается водами Черного моря. В пределах региона находятся более 30 незамерзающих бухт протяженностью: с запада на восток - 43 км; с севера на юг - 50 км; береговая морская линия - 152 км; сухопутная граница - 106 км.
Крайние точки: на севере - мыс Лукулл; на юге - мыс Сарыч; на западе - мыс Херсонес; на востоке - лесной массив, гора Тез-Баир на Ай-Петринской яйле.
Климат в Севастопольском регионе сравнительно мягкий, морской; в предгорьях - умеренно-континентальный, на юго-восточном побережье имеет черты субтропического средиземноморского типа.
По статистическим данным на 01.01.2015 количество наличного населения составило 398,9 тыс. человек, в том числе: городское население - 368,6 тыс. человек; сельское население - 30,4 тыс. человек.
Туристский комплекс г. Севастополя составляют: 49 км пляжей, более 200 санаторно-курортных объектов, включая 5 санаториев-профилакториев, 10 пансионатов отдыха, 6 оздоровительных комплексов, 19 детских оздоровительных лагерей, 4 автокемпинга, свыше 80 баз отдыха, осуществляющих единовременный прием более 13 тысяч человек организованных отдыхающих. В городе функционирует 8 яхт-клубов. В акваториях Севастополя проводятся парусные фестивали, регаты, соревнования по водным видам спорта.
По состоянию на 01.01.2014 около 90 объектов размещения имеют сертификаты безопасности на услуги проживания и питания и только 12 - категорийность ("звездность"). Среди них: 5 звезд - гранд-отель "Аквамарин", 3 звезды - отели "Украина", "Олимп", "Зюйд", "Best Vestern Севастополь", "Дионис", "Зодиак", "Мыс", 2 звезды - Дом межрейсового отдыха моряков "Атлантика" Reikartz Hotels & Resorts, "Амели", "Морской", 1 звезда - Туристический оздоровительный комплекс "Крым" и другие.
В то же время подавляющее большинство объектов размещения туристов работают только сезонно и не являются юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями - исполнителями услуги средств размещения.
Богатое военное историческое наследие (свыше 2000 памятников археологии, истории, архитектуры, градостроительства, монументального искусства) обусловило развитие культурно-исторического и военно-патриотического туризма.
Природная уникальность территории Севастополя дополнена многочисленными памятниками культуры и истории, многие из которых расположены в сельской зоне и по своим свойствам являются потенциальными ресурсами для развития активного и экологического туризма.
Севастопольский регион обладает огромным потенциалом в сфере паломнического туризма. На территории города расположены храмы и культовые сооружения разных конфессий.
Организация современных стоянок для комплексного обслуживания круизных туристов не только в городе Севастополе, но и на всем пути следования теплоходов и яхт по Крыму может послужить дополнительным источником развития территории федерального округа.
Отдельным аспектом маркетинга туризма Севастопольского региона является организация массовых мероприятий, создающих поводы для освещения в средствах массовой информации туристических возможностей города.
Стратегический туристский ресурс Севастополя - это уникальное соединение на одной территории объектов культурного наследия, представляющих три эпохи становления Российской государственности, при одновременном наличии мягкого приморского климата и незамерзающих морских бухт.
На основании анализа состояния туристской отрасли можно выделить следующие основные проблемы:
- неудовлетворительное состояние (аварийность) большей части объектов историко-культурного наследия;
- неудовлетворительное состояние (или отсутствие) объектов сопутствующей инфраструктуры (прогулочные зоны, парковки, туристско-информационные центры, туалеты);
- нарушение культурно-исторической комплексности в развитии территорий, прилегающих к объектам культурного наследия;
- дисбаланс туристского потока, который приводит к перегрузке рекреационных возможностей города в пиковый период (90 дней летнего периода) и к высокой доли сезонности занятых в сфере туризма;
- фрагментарность пространственной организации туризма на территории Севастополя, отсутствие сквозных туристских маршрутов;
- отсутствие конкурентоспособного туристского продукта Севастополя;
- недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры с функциями круглогодичного размещения;
- недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры с требуемой категорийностью;
- отсутствие объективной статистической информации и системы мониторинга туристской отрасли;
- отсутствие поступлений в бюджет города от теневых доходов, полученных в результате оказания услуг неорганизованным туристам;
- отсутствие готовых инвестиционных предложений и площадок для развития новых видов туризма;
- низкий уровень профессиональной квалификации занятых в туристской индустрии.
Перечисленные проблемы и особенности развития сферы туризма и отдыха обусловливают необходимость комплексной целевой поддержки сферы туризма и отдыха путем решения поставленных задач программными методами.
К основным возможностям повышения доходов Севастополя от туризма относятся:
- увеличение срока пребывания туристов;
- стимулирование туристов к повторным поездкам за счет повышения мотивации к поездкам;
- увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности.
Прогноз развития сферы туризма и отдыха выполнен в рамках Концепции стратегии социально-экономического развития Севастополя, разработанной АСИ по поручению Президента Российской Федерации (Протокол N 1 заседания наблюдательного совета АСИ от 08.04.2014), с учетом федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", перспективной демографической динамики, численности трудовых ресурсов и тенденций развития рынка труда города Севастополя.
В качестве основного механизма решения указанных выше проблем предлагается использование кластерного подхода. В рамках Программы предусматривается формирование следующих туристско-рекреационных кластеров на территории Севастополя:
- туристско-рекреационный кластер военно-патриотического туризма "Город двух оборон";
- туристско-рекреационный кластер круизного и яхтенного туризма "Севастопольская Гавань";
- туристско-рекреационный кластер зеленого экологического туризма "Зеленое ожерелье";
- туристско-рекреационный кластер культурно-познавательного и экскурсионного туризма "Перекресток культур";
- туристско-рекреационный кластер детского и молодежного туризма "Калейдоскоп истории".
Создание системы туристско-рекреационных кластеров позволит усилить конкурентные преимущества туристского продукта Севастополя и обеспечит активную вовлеченность в туристскую индустрию не задействованных ранее объектов культурного наследия Севастополя. Кроме того, использовав программно-целевой метод для достижения заявленных показателей, возможно будет добиться увеличения поступлений в бюджеты всех уровней.
Стратегической целью Программы является формирование на территории Севастополя эффективной туристской индустрии, способствующей обеспечению максимальной круглогодичной загрузки имеющейся туристской инфраструктуры за счет улучшения условий доступности регионального туристского продукта и, соответственно, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала.
В соответствии с Концепцией стратегического развития Севастополя на 2015 - 2030 годы, разработанной при поддержке АСИ, создание Федерального центра исторического и военно-патриотического туризма - один из пяти базовых приоритетов новой модели экономики Севастополя.
Таким образом, стратегическими направлениями развития туризма в Севастополе выбраны следующие:
1. Севастополь - город-флот.
2. Запуск городского аэропорта Бельбек и создание пакетных предложений совместно с авиакомпаниями.
3. Формирование единой структуры экологических маршрутов города.
4. Музеефикация в целях создания новых объектов показа.
5. Разработка и реализация концепции развития пляжей и необустроенной береговой линии.
6. Оборудование в Севастополе базовой марины для развития яхтинга на всем Крымском побережье и обустройство якорных стоянок второстепенных марин.
7. Разработка туристского бренда Севастополя и позиционирование Севастополя как самостоятельного туристского региона.
8. Разработка туристских продуктов Севастополя, включая объекты показа Республики Крым, расположенные на сопредельной территории.