Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 апреля 2014 года N 210-рп

О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 24.01.2023 на основании распоряжения Правительства Тверской области от 24.01.2023 N 60-рп.
____________________________________________________________________


В целях обеспечения инновационного развития промышленности Тверской области на долгосрочную перспективу:

1. Утвердить Концепцию промышленной политики в Тверской области на период до 2020 года (прилагается).

2. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Тверской области:

а) обеспечить реализацию Концепции промышленной политики в Тверской области на период до 2020 года;

б) руководствоваться положениями Концепции промышленной политики в Тверской области на период до 2020 года при разработке отраслевых концепций и государственных программ.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области учитывать положения Концепции промышленной политики в Тверской области на период до 2020 года при разработке документов стратегического планирования (стратегий, концепций, программ).

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области Меньщикова А.В.

Отчет об исполнении распоряжения представлять ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.

5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Тверской области
А.В.ШЕВЕЛЕВ






Приложение
к распоряжению Правительства
Тверской области
от 29 апреля 2014 года N 210-рп

Концепция промышленной политики в Тверской области на период до 2020 года


 Тверь 2014

Раздел I. Общие положения


1. Концепция промышленной политики в Тверской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с:

а) Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

б) Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

в) государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2013 N 1535-р;

г) Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 N 1540-р;

д) Законом Тверской области от 03.10.2013 N 91-ЗО "О Программе социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года";

е) Стратегией социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 24.09.2013 N 475-рп "О Стратегии социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года";

ж) Инвестиционной стратегией Тверской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 06.08.2013 N 388-рп "Об Инвестиционной стратегии Тверской области на период до 2020 года";

з) Посланием Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 06.06.2013.

2. Концепция направлена на сохранение и дальнейшее развитие промышленности Тверской области путем повышения конкурентоспособности промышленных предприятий Тверской области, активизации инновационной деятельности в промышленном производстве, интенсификации взаимосвязей промышленности с образовательной, научной и финансовой сферами, повышения инвестиционной привлекательности промышленности региона.

3. Целью Концепции является оценка состояния и основных тенденций развития промышленности Тверской области, определение целей, задач и основных направлений промышленной политики на долгосрочную перспективу, методов и механизмов реализации промышленной политики в Тверской области.

4. В рамках настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

а) аутсорсинг - передача части функций по выполнению или оказанию услуг (разработка и построение информационных систем, продвижение товара, бухгалтерский учет, хозяйственное обслуживание) сторонним организациям. Аутсорсинг позволяет использовать опыт профессионалов, сократить риски и снизить затраты, увеличивая отдачу вложенных средств;

б) браунфилд - территория, на которой располагаются ранее использовавшиеся производственные здания и промышленные объекты и которые на текущий момент не эксплуатируются;

в) военно-промышленный комплекс Тверской области - совокупность организаций (предприятий), осуществляющих свою деятельность в интересах обеспечения обороноспособности Российской Федерации;

г) деятельность в условиях Всемирной торговой организации - применение равных прав и соблюдение единых правил торговли, установленных Всемирной торговой организацией;

д) инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;

е) инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг;

ж) инновационная продукция - продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции, и прошедшая инновационный цикл жизни;

з) инновационное предприятие - хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее 70 процентов) общего объема производства товаров (услуг);

и) инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;

к) интеллектуальная собственность - исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, включая права, определенные в статье 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 года. В соответствии с законодательством Российской Федерации полный объем исключительных прав включает в себя приоритет, авторство объекта интеллектуальной собственности и исключительное право на его использование;

л) инфраструктура поддержки субъектов промышленной деятельности - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в целях реализации мер поддержки субъектов промышленной деятельности;

м) комфортная среда обитания - среда жизни и деятельности граждан, признаваемая ими как благоприятная;

н) меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности - действия органов государственной власти Тверской области правового и экономического характера, направленные на стимулирование развития и роста эффективного промышленного производства товаров и услуг;

о) методы промышленной политики - система приемов деятельности исполнительных органов государственной власти по осуществлению развития предприятий промышленного производства;

п) механизмы реализации промышленной политики - совокупность особым образом организованных ресурсов и методов достижения целей промышленной политики;

р) принципы промышленной политики - научно обоснованные правила (закономерности) формирования, корректировки и осуществления промышленной политики;

с) промышленная деятельность (промышленное производство) - вид экономической деятельности, отнесенной Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к разделам

C (добыча полезных ископаемых), D (обрабатывающие производства) и E (производство и распределение электроэнергии, газа и воды);

т) промышленная политика - система правовых, административных, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, соответствующих условиям текущего функционирования и перспективного развития промышленного производства;

у) промышленный кластер - группа локализованных взаимосвязанных организаций и предприятий, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества;

ф) субконтрактинг (субконтрактация) - одна из форм производственного (промышленного) аутсорсинга, применяемых промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов, заключающаяся в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление определенной продукции или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющая компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства;

х) субъекты промышленной деятельности - юридические лица и индивидуальные предприниматели - производители товаров, работ, услуг, осуществляющие промышленную деятельность;

ц) субъекты промышленной политики - органы государственной власти и местного самоуправления Тверской области, формирующие и осуществляющие промышленную политику;

ч) франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения;

ш) цели промышленной политики - научно обоснованные, измеримые, достижимые результаты осуществления промышленной политики;

щ) экономическая безопасность предприятий промышленности - условия ведения бизнеса, при которых исключаются или немедленно пресекаются любые незаконные внутренние и внешние воздействия на функционирование и развитие предприятий промышленного производства.

Раздел II. Современные особенности экономического и промышленного развития Тверской области


 Подраздел I. Экономико-географические особенности и природно-ресурсный потенциал Тверской области


5. Формирование и развитие промышленного сектора региональной экономики обусловлены особенностями экономико-географического положения, природно-ресурсным потенциалом, историческими особенностями развития Тверской области.

6. К основным экономико-географическим особенностям области, которые в значительной степени определяют современное состояние и потенциал развития промышленности, относятся большая территория, выгодное расположение относительно Москвы и Санкт-Петербурга, наличие автодорог федерального и международного значения. Так как Тверская область близко расположена к рынкам сбыта продукции и услуг большой емкости, это обеспечивает потенциальную возможность размещения производств, ориентированных на эти рынки. Кроме того, Тверская область расположена в створе международных транспортных коридоров, которые обеспечивают большой пассажирский и грузовой поток (как правило, транзитного характера), что дает возможность развития логистических систем, направленных на содействие развитию промышленности.

7. По площади Тверская область занимает одну из лидирующих позиций среди областей Центрального федерального округа (далее также - ЦФО) и составляет 84201 кв. км. Область характеризуется наличием разнородной минерально-сырьевой базы, лесных и почвенных ресурсов, что создает возможности для развития промышленного производства, сельского хозяйства и туристско-рекреационного развития территории при сохранении особо охраняемых территорий. Ограничивающим фактором выступает неравномерность расселения и инфраструктурного развития территории.

8. В области разведаны месторождения бурого угля, стекольных песков, тугоплавких и легкоплавких глин, суглинков различного назначения, цементного сырья, строительных камней, песчано-гравийного материала и песков, карбонатных пород для производства строительной извести и использования в сельском хозяйстве, торфа, сапропеля, пресных и минеральных подземных вод. Многие месторождения полезных ископаемых имеют уникальные потребительские свойства сырья: керамические и каолиновые глины, кварцевые пески высокой чистоты, мраморные известняки. Тверская область является лидером по запасам торфа в ЦФО - его запасы составляют 2,19 млрд. т (в пересчете на влажность 40%).

9. Леса Тверской области имеют исключительно большое экономическое значение. Тверская область считается многолесным регионом (лесистость - более 50%). Общий запас древесины на 01.01.2013 составил 750,86 млн. куб. м. Главные лесообразующие породы: ель, сосна, береза, осина, ольха. Имеющиеся запасы лесных ресурсов в Тверской области позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности региона в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров. Продукция лесной промышленности широко используется во многих отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине и др. Субъекты лесного хозяйства в Тверской области представлены несколькими крупными предприятиями, производящими продукцию глубокой переработки, и множеством мелких предприятий, ориентированных в основном на лесопильное производство.

10. В качестве объективных недостатков в сфере использования природно-ресурсного потенциала можно отметить следующие:

а) недостаточное использование минерально-сырьевой базы и лесного фонда;

б) невысокую степень переработки минерального сырья и древесины.

11. Специфика природно-ресурсного потенциала оказала огромное влияние на исторические аспекты формирования базовых отраслей промышленного производства в Тверской области. Это проявилось в наличии на территории области предприятий лесопромышленного комплекса, торфяной отрасли, производства строительных материалов.

12. Разные темпы спада по отраслям привели к смене специализации на машиностроительно-энергетическую. Самой устойчивой отраслью промышленности является энергетика, представленная такими крупными объектами, как Конаковская ГРЭС и Калининская АЭС. Согласно электробалансу Тверской области свыше 80% производимой и поступившей в регион электроэнергии направляется за пределы Тверской области. В стоимостной структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) Тверской области за 2011 год производство электроэнергии занимает 9% и 30% в структуре промышленного производства региона. С 2005 года по 2007 год наблюдался устойчивый рост доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре ВРП Тверской области, сменившийся спадом в 2008 году, а затем вновь возобновилась устойчивая тенденция к росту данного показателя.

13. Виды экономической деятельности "Производство машин и оборудования" и "Производство транспортных средств и оборудования" занимают значительную долю в структуре промышленности области и в общих объемах производства. Несмотря на это, они также требуют инновационного развития для повышения конкурентоспособности продукции.

14. Специфика создавшейся отраслевой структуры промышленного производства обусловливает экспортный потенциал Тверской области. Внешнеторговый оборот Тверской области за 2012 год составил 1039,9 млн. долларов США, в том числе объем экспорта продукции составил 205,8 млн. долларов США, объем импорта продукции составил 834,1 млн. долларов США. Основу экспорта области в 2012 году от общего объема экспорта составили кожевенное сырье (необработанные шкуры) - 28,7%; продукция машиностроения - 19,5%; металлы и изделия из них - 9,8%; древесина и изделия из нее - 9,5%. В то же время основу импорта региона в 2012 году от общего объема импорта составили оборудование, котлы - 19,6%; обувь - 11,6%; электрические машины и оборудование - 11%; пластмассы и изделия из них - 5%.

15. По показателю объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по чистым видам экономической деятельности по крупным и средним предприятиям промышленного производства в 2012 году Тверская область в разрезе муниципальных образований имела следующую укрупненную территориальную структуру: доля предприятий города Тверь составила 43% от всего объема отгруженных товаров, 16% продукции произвели предприятия Удомельского района, и 11% товарного производства обеспечили предприятия Конаковского района (в основном это продукция предприятий энергетики), а доля отгруженных товаров предприятий промышленного производства остальных городов и районов области составила менее 5% в каждом.

16. Основу промышленности Тверской области составляют следующие крупные и средние предприятия обрабатывающих производств:

а) вид деятельности "Производство транспортных средств и оборудования": открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод", открытое акционерное общество "Пожтехника", открытое акционерное общество "Лихославльский радиаторный завод", открытое акционерное общество "Торжокский вагоностроительный завод", открытое акционерное общество "Центросвармаш", закрытое акционерное общество "Вагонкомплект", открытое акционерное общество "514 Авиационный ремонтный завод", открытое акционерное общество "Ритм" ТПТА и др.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»