1. Утвердить Стратегию развития промышленности Тверской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) (прилагается).
2. Исполнительным органам Тверской области руководствоваться настоящей Стратегией при разработке государственных программ Тверской области.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Тверской области от 29.04.2014 N 210-рп "О Концепции промышленной политики в Тверской области на период до 2020 года".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области, курирующего вопросы промышленности.
Отчет об исполнении распоряжения представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Тверской области
И.М.РУДЕНЯ
СТРАТЕГИЯ развития промышленности Тверской области на период до 2030 года
1. Стратегия развития промышленности Тверской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики по развитию промышленности Тверской области на среднесрочный период.
2. В Стратегии проведены оценка фактического состояния промышленности Тверской области, анализ сильных и слабых сторон, возможностей, перспектив и рисков развития промышленности Тверской области, определены целевое видение и приоритеты развития, разработаны ключевые инструменты, целевые индикаторы и план реализации Стратегии.
3. Основным методом реализации Стратегии является осуществление в проектном режиме прорывных межотраслевых инициатив, способствующих развитию обрабатывающей промышленности (далее - прорывные межотраслевые инициативы), которые суммарно обеспечат двукратное увеличение объема отгрузки товаров собственного производства к 2030 году при сохранении устойчивых темпов развития действующей обрабатывающей промышленности Тверской области.
Данный метод получит дальнейшую реализацию непосредственно в государственной программе Тверской области "Развитие промышленности и торговли Тверской области" и смежных государственных программах Тверской области по развитию экономики, сельского хозяйства, лесного комплекса, образования, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Под прорывными межотраслевыми инициативами в рамках Стратегии понимается совместная работа отраслевых исполнительных органов Тверской области по реализации проектов, способствующих развитию обрабатывающей промышленности.
4. Прорывные межотраслевые инициативы направлены на решение ключевых задач по обеспечению:
1) устойчивого развития действующих предприятий Тверской области;
2) формированию новых точек роста и уникальных технологических компетенций;
3) созданию условий, обеспечивающих устойчивость функционирования промышленного комплекса региона и снятие ключевых ограничений развития.
5. Вхождение промышленного комплекса Тверской области в число пяти регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО), добившихся наилучших результатов в развитии промышленности (далее - ТОП-5 ЦФО), является основным результатом реализации Стратегии, достижение которого возможно при планируемом двукратном увеличении объема отгрузки товаров собственного производства промышленными предприятиями Тверской области.
Увеличение объемов отгрузки (выручки) промышленных предприятий позволит также обеспечить создание новых высокопроизводительных рабочих мест и привлечь инвестиции в экономику региона.
Конкурентоспособность промышленности и возможность экспорта технологий на федеральном и глобальном уровнях за счет создания и развития на территории Тверской области новых объектов промышленной инфраструктуры, промышленных кластеров в сферах транспортного и специального машиностроения, легкой, пищевой, полиграфической и лесоперерабатывающей промышленности, реализации специальных проектов в сфере развития промышленности, кластерной политики в сфере среднего профессионального образования, наращивания компетенций центра внутрирегиональной кооперации, стимулирования сбыта продукции с учетом программ доращивания и применения практики заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, поддержки "исторически" сложившихся промышленных площадок и предприятий, привлечения инструментов финансовой поддержки.
6. Финансовое обеспечение мероприятий Стратегии предполагает привлечение средств федерального бюджета, областного бюджета Тверской области и внебюджетных источников. Конкретизация объемов и источников финансирования будет осуществлена в отраслевых государственных программах Тверской области.
7. Стратегия разработана во исполнение поручения Губернатора Тверской области в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
В основу методологии Стратегии положены принципы:
1) проектного управления;
2) концентрации на наиболее прорывных направлениях, способствующих достижению эффекта в максимальной степени.
При подготовке Стратегии целенаправленно исключен ряд направлений возможного развития в целях ее фокусировки и достижения максимального эффекта при ограниченных ресурсах и времени.
8. Стратегия является документом отраслевого планирования и синхронизирована со следующими программными документами Российской Федерации:
5) Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 N 1512-р;
6) Стратегией развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2020 N 20-р.
9. Стратегия является идеологической основой для подготовки проектов государственных программ (подпрограмм) Тверской области и иных правовых актов Тверской области, содержащих мероприятия, направленные на развитие промышленности.
10. Основу промышленного комплекса Тверской области традиционно составляют транспортное машиностроение (19,1% в общем объеме отгруженных товаров собственного производства по итогам 2021 года) и пищевая промышленность (18,7%).
Вторую группу ключевых подотраслей в структуре региональной промышленности занимают металлообработка и производство готовых металлических изделий (7,5%), производство нефтепродуктов (7,2%), специальное машиностроение (7,0%), лесоперерабатывающая промышленность (5,9%) и производство бумажных изделий (5,0%).
В третью группу (менее 5,0%) включены такие подотрасли промышленности, как производство резиновых и пластмассовых изделий (4,6%), промышленность строительных материалов (3,9%), металлургия (3,2%), химическая промышленность (2,6%), производство электрического оборудования (2,1%), производство текстильных изделий (1,9%), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (1,9%), полиграфическая промышленность (1,5%), фармацевтическая промышленность (1,5%), производство напитков (1,5%), производство кожи и изделий из кожи (1,3%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (1,3%), производство одежды (1,0%), производство мебели (0,8%), производство прочих готовых изделий (0,7%).
Изменение структуры обрабатывающих производств Тверской области в части ключевых отраслей по сравнению с 2017 годом представлено на рисунке 1*.
________________
* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
11. Обрабатывающая промышленность является одной из ключевых отраслей экономики Тверской области и определяет социально-экономический и научно-технический уровень развития региона. На предприятиях обрабатывающих производств Тверской области работают более 75 тыс. человек и формируется валовая добавленная стоимость в объеме 20,2% валового регионального продукта. Промышленность создает мультипликативный эффект, обеспечивая в совокупности со смежными отраслями экономики Тверской области занятость более чем 350 тыс. человек (за 2021 год: промышленность - 131,4 тыс. человек, сельское хозяйство - 41,8 тыс. человек, строительство - 36,2 тыс. человек, торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 102,9 тыс. человек, транспортировка и хранение - 44,0 тыс. человек).
12. В период 2016 - 2021 годов индекс промышленного производства в большинстве случаев сохранял положительную динамику, однократно опустившись ниже стопроцентного значения (в 2020 году - 98,2% по отношению к предыдущему году) в связи с влиянием ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2021 году промышленность Тверской области вновь вернулась к прорывным темпам роста: индекс промышленного производства за 2021 год составил 106,0% по отношению к предыдущему году, что незначительно ниже показателя по Российской Федерации (106,4%).
За 11 месяцев 2022 года индекс промышленного производства Тверской области снизился до отметки 96,7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года наряду со снижением показателя по Российской Федерации (99,9%) в связи с влиянием экономических санкций со стороны недружественных государств.
Указанная статистика развития промышленности Тверской области свидетельствует как о возможности ее быстрого восстановления в условиях экономических ограничений, так и о зависимости от иностранных партнеров.
13. Доля обрабатывающих производств в общем объеме инвестиций в основной капитал в период 2016 - 2021 годов менялась незначительно и составляет около 20%, за исключением пика инвестиционной активности 2017 года (24,4%) и экономического спада 2018 года (9,8%).
На рисунке 2 представлена структура инвестиций в основной капитал предприятиями обрабатывающих производств Тверской области за 2017 - 2021 годы*.
________________
* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Указанная статистика свидетельствует об огромном влиянии обрабатывающих производств на формирование экономики региона, их инвестиционную привлекательность для развития бизнеса.
14. Объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств Тверской области ежегодно возрастает: за период 2016 - 2021 годов значение показателя выросло на 170% с 216,4 до 367,0 млрд рублей.