РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 сентября 2011 года N 1540-р
[Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года]
(с изменениями на 26 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1505 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2015, N 0001201501040032).
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия).
2. Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и заинтересованными организациями представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных программных документов.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.
5. Минэкономразвития России обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1505. - См. предыдущую редакцию)
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года
Центральный федеральный округ является базовым макрорегионом страны. Связи субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, со всеми регионами страны обширны и многообразны. Центральный федеральный округ задает ритм развитию всей России, но в то же время проблемы округа, в первую очередь г.Москвы и Московской области (далее - Московский регион), автоматически становятся проблемами всей страны. Решение демографических, энергетических, транспортных и экологических проблем, вопросов водообеспечения и адаптации к изменениям климата требует скоординированной политики государства и принятия решений на федеральном уровне.
Основными подходами к развитию Центрального федерального округа являются:
рациональная организация территории округа, позволяющая наиболее эффективно использовать его природный и эволюционный потенциал;
рациональная организация, сохранение и воспроизводство человеческого потенциала, позволяющие наиболее эффективно использовать возможности каждого жителя округа;
рациональная организация инфраструктурного потенциала округа, позволяющая решить наиболее острые проблемы и обеспечить условия для долгосрочного эффективного функционирования транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры;
рациональная организация промышленного, сельскохозяйственного и интеллектуального потенциала округа, позволяющая устранить избыточную конкуренцию регионов и проводить скоординированную политику на общих для регионов рынках товаров, услуг, труда и капитала.
Базовым принципом является развитие Центрального федерального округа на основе максимальной ресурсоэффективности, природосбережения, локализации полного производственного цикла, использования транзитных возможностей территории, проведения модернизации и усиления инновационности экономики и социальной сферы.
Главным лимитирующим фактором развития Центрального федерального округа является исчерпание потенциала экстенсивного развития, в первую очередь трудовых ресурсов.
Привлекательность Центрального федерального округа для населения, включая население, проживающее в нем в настоящее время, и новых переселенцев, планируется обеспечить путем предоставления:
высокооплачиваемых рабочих мест с уникальными перспективами карьерного и профессионального роста;
возможностей быстрого улучшения жилищных условий за счет приобретения или найма жилья;
полного набора социальных услуг, не уступающего среднероссийскому уровню, а в дальнейшем и среднеевропейскому;
широкого выбора возможностей для свободного перемещения как внутри Центрального федерального округа, так и за его пределами.
В состав Центрального федерального округа входят 18 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г.Москва). Центральный федеральный округ занимает 650,3 тыс.кв. километров (3,8 процента территории Российской Федерации). Численность постоянного населения на 1 января 2011 года составила 38456,9 тыс. человек (26,9 процента населения страны, из них 80,9 процента - городские жители). Средняя плотность населения - 57,1 человека на 1 кв. километр. В округе прослеживаются негативные демографические процессы - численность населения сокращается, в возрастной структуре увеличивается доля населения пенсионного возраста.
На территории Центрального федерального округа разведано более 10,5 тыс. месторождений 38 видов полезных ископаемых. Запасы ряда из них играют существенную роль в общероссийском сырьевом балансе. Доля запасов промышленных категорий железных руд составляет 59 процентов общероссийских запасов, мела - 64 процента, гипса - 57 процентов, доломитов - 45 процентов, тугоплавких глин - 41 процент, формовочных материалов - 31 процент, цементного сырья - 27 процентов, огнеупорных глин - 18 процентов, стекольного сырья - 26 процентов. Имеются запасы песка, гравия, щебня и камня.
На долю Центрального федерального округа приходится 33,9 процента суммарного валового регионального продукта, 21,6 процента сельскохозяйственной и 26,5 процента промышленной продукции страны.
Структура валового регионального продукта Центрального федерального округа характерна для макрорегиона индустриально-постиндустриального типа. Так, сельское хозяйство составляет 2,3 процента, промышленность - 22,8 процента, в том числе обрабатывающие производства - 18,7 процента, строительство - 4,8 процента, транспорт и связь - 8,6 процента, рыночные услуги - 50,2 процента и нерыночные услуги - 11,2 процента.
Роль Центрального федерального округа наиболее велика в производстве электроэнергии (22,1 процента общероссийских объемов), черных металлов (19,2 процента), выплавке стали (17 процентов), производстве цельномолочной продукции (35 процентов), хлебобулочных изделий (29,1 процента), водки и ликероводочных изделий (37,9 процента) различных видов тканей (30 процентов), отдельных видов продукции химической и нефтехимической промышленности.
Развиты ракетно-космическая промышленность, авиастроение, электронная промышленность и радиопромышленность, производство точных машин, станков с числовым программным управлением, железнодорожное машиностроение, робототехника, оборонно-промышленный комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность.
Лидирующими отраслями пищевой промышленности являются сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачно-махорочная.
Производительность труда в Центральном федеральном округе в 1,4 раза выше, чем в среднем по России, более чем в 2 раза выше среднемировой производительности труда. Такое соотношение достигается очень высокими показателями г.Москвы (в 2,9 раза выше среднероссийского значения). Показатели производительности труда других регионов округа ниже среднероссийского уровня, причем в 12 регионах они ниже практически в 2 и более раз. При этом производительность труда в округе на 20 процентов ниже средней производительности труда в Европейском союзе.
Центральный федеральный округ обеспечивает 33 процента поступлений в бюджетную систему России, 43,2 процента российского экспорта и 57,7 процента импорта. Здесь сосредоточено до 80 процентов научного потенциала страны, выполняется 25,5 процента инновационных разработок, размещается около 40 процентов высших учебных заведений, в которых обучается 30 процентов студентов.
Центральный федеральный округ располагает развитой радиально-кольцевой транспортной системой. От г.Москвы расходятся 11 железных дорог и 15 автомагистралей. Через округ проходят 3 международных транспортных коридора - Транссибирская магистраль, Север - Юг и панъевропейский коридор N 9.
Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 2008 году составила 215 километров дорог на 1000 кв. километров территории (1-е место среди всех федеральных округов). В 2008 году автотранспортом было перевезено 442,6 млн. тонн грузов.
Густота железнодорожных путей общего пользования в 2008 году в округе составила 261 километр на 10000 кв. километров территории (1-е место среди всех федеральных округов). Объем отправления и прибытия грузов превысил 551 млн. тонн.
На территории Центрального федерального округа действует 11 международных аэропортов, включая крупнейшие аэропорты в стране - Домодедово, Шереметьево и Внуково.
В структуре потребления первичных энергоресурсов гипертрофированно велика доля газа - 64 процента (среднемировое значение - 24 процента, среднеевропейское - 26 процентов, среднероссийское - 55 процентов), существенно меньше доля нефтепродуктов - 18 процентов (соответственно 35, 41 и 19 процентов) и угля - 4 процента (соответственно 29, 17 и 15 процентов).
В производстве электроэнергии велика роль тепловых (61,2 процента) и атомных (34,9 процента) электростанций и ничтожна доля гидроэнергетики. В топливном балансе тепловых электростанций доля газа превышает 92 процента. Электроэнергетика округа производит, по данным на 2008 год, 229,9 млрд. кВт х ч электроэнергии, потребляет 202,5 млрд. кВт х ч и передает в объединенную энергосистему страны (вместе с транзитом) 131,8 млрд. кВт х ч. В последние годы Центральный федеральный округ является энергоизбыточным, но при этом 11 регионов из 18 являются энергодефицитными.
Удельные характеристики экономики Центрального федерального округа выглядят достаточно привлекательными, но во многом это обусловлено ролью г.Москвы.
Центральный федеральный округ, особенно его южные области, вносит заметный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Здесь производится 22 процента зерна, 52,6 процента сахарной свеклы, 26,8 процента картофеля, 21,2 процента овощей, 26,4 процента мяса и мясопродуктов, 19 процентов молока и 21 процент яиц от продукции, производимой в России.
Среди основных продуктов питания собственного производства, учитывая медицинские нормы потребления, Центральный федеральный округ обеспечен мясом и мясопродуктами на 36 процентов, молоком и молокопродуктами - на 43 процента, яйцом - на 72 процента, хлебными продуктами - на 52 процента, овощами - на 77 процентов, сахаром, растительным маслом и картофелем - в полном объеме.
Системообразующее значение в Центральном федеральном округе имеет г.Москва, в котором проживает 28 процентов населения, производится более 65 процентов валового регионального продукта и более 40 процентов объема промышленной продукции округа. В г.Москве обеспечено работой почти 40 процентов занятых в экономике округа. Город является основной торговой площадкой, крупнейшим центром оказания услуг для всей страны и округа. Уровень жизни в г.Москве намного выше, чем в среднем по округу, бюджетная обеспеченность выше почти в 2 раза, отношение заработной платы к прожиточному минимуму выше в 1,5-1,6 раза.
Унифицированная система показателей Центрального федерального округа (по состоянию на 2009 год) приведена в приложении N 1.
Показатели социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа (2009-2010 годы) приведены в приложении N 2.
Показатели освоенности территории Центрального федерального округа приведены в приложении N 3.
Конкурентными преимуществами Центрального федерального округа являются экономическая и социальная освоенность территории, экономико-географическое положение (место прохождения важнейших транспортных магистралей), мощная научно-интеллектуальная база, диверсифицированная экономика макрорегиона, наличие привлекательных туристических активов, близость к крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий уровень жизни и миграционная притягательность.
Ключевыми внешними факторами социально-экономического развития Центрального федерального округа являются:
низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности за пределами России, слабое участие в международном разделении труда, за исключением продукции отдельных предприятий, в основном оборонно-промышленного комплекса;
высокая зависимость от импорта продовольствия, сырья и комплектующих, машин и оборудования, товаров повседневного и длительного пользования;
зависимость от колебаний цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары на мировых рынках;
зависимость энергогенерирующих предприятий от поставок топлива из других субъектов Российской Федерации;
высокая степень кооперации экономики округа с другими субъектами Российской Федерации;
быстрые изменения климата и связанные с этим негативные погодные (гидрометеорологические) явления.
Ключевыми внутренними факторами социально-экономического развития Центрального федерального округа являются:
доминирующее положение в округе Московского региона (почти 80 процентов суммарного валового регионального продукта округа);
существенные диспропорции в социально-экономическом развитии регионов округа;
высокий уровень временной (маятниковой) трудовой миграции между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа;
кризисные демографические явления, долговременная тенденция естественного снижения трудовых ресурсов;
наличие единой энергосистемы с развитой системой перетока мощности между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа;
наличие разветвленной транспортной инфраструктуры.
Отсутствие четкой государственной стратегии развития Центрального федерального округа создает опасность деградации его производственного, интеллектуального и социального потенциала, его интегрирующих возможностей в системе экономических и пространственных связей страны. Это является реальной угрозой национальной безопасности страны.
Центральный федеральный округ обладает наивысшей в стране концентрацией научного и инженерного потенциала, самой развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, лучшими в стране возможностями для ведения предпринимательской деятельности, но в то же время заметно отстает в эффективности использования своего потенциала от ведущих стран мира.
Главной проблемой для Центрального федерального округа является резкое ускорение внедрения в мировую экономику и повседневную жизнь населения результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики и автомобилестроения. В настоящее время вклад России и округа в этот процесс связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей. Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение модернизации экономики и информатизации социальной сферы поможет решить эту проблему.
Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической сфере, выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального передела собственности, а также сохраняется террористическая угроза и угрозы возникновения техногенных катастроф.
Ключевыми внутренними угрозами развития Центрального федерального округа являются:
уменьшение численности населения, долговременные кризисные демографические процессы;