Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 03 октября 2013 года N 91-зо

О Программе социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Тверской области от 15.07.2015 N 66-ЗО, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.07.2015, в "Тверских ведомостях" - 17.07.2015).
____________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
Тверской области
26 октября 2013 года

Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года (прилагается).

Статья 2


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области А.В. Шевелев

Тверь

03 октября 2013 года

N 91-ЗО

Приложение
к закону Тверской области
"О Программе социально-экономического
развития Тверской области
на период до 2020 года"



Программа социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года



ПАСПОРТ Программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года

Наименование программы

Программа социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года.

Основание для разработки программы

Распоряжение Правительства Тверской области  "Об образовании рабочей группы по разработке программы социально-экономического развития Тверской области на 2012-2020 годы" от 18.04.2012 N 180-рп.

Основные разработчики программы

Министерство экономического развития Тверской области, иные исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления Тверской области.

Цели и задачи программы

Основная цель программы: устойчивое социально-экономическое развитие Тверской области, выражающееся в повышении её конкурентоспособности.
   Цели:
 повышение качества жизни и развитие человеческого капитала;

 инновационное развитие и модернизация экономики;

 совершенствование системы управления.
   Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
 1. Тверская область должна быть привлекательной для населения, как место проживания (с учетом возможности получения доступных и качественных социальных услуг, а также обеспечения достойного уровня и качества жизни) и место трудоустройства (с учетом возможности формирования требуемых на рынке труда профессиональных компетенций и их реализации в реальном секторе экономики региона для получения дохода, обеспечивающего удовлетворение потребностей);

 Тверская область должна быть привлекательной для бизнеса, как место реализации деловой хозяйственной активности (увеличение числа функционирующих компаний и уровня самозанятости населения) и технологической модернизации производств (ориентации на инновационный путь развития, широкомасштабном обновлении производственной сферы), а также должна быть привлекательной для инвесторов - как место реализации инвестиционных проектов (с учетом улучшения факторов, влияющих на окупаемость проекта, и  исходя из наличия в области требуемого персонала или возможности его оперативной подготовки);

 Тверская область должна быть территорией с эффективным управлением, где поддержание высоких темпов экономического роста и обеспечение качества жизни населения связано с повышением эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации выбранных приоритетов и закрепленных полномочий, а также необходимостью создания устойчивых механизмов, консолидирующих усилия всех уровней власти, бизнеса и населения.

Целевые показатели реализации программы

Целевые показатели (полный перечень показателей социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года приведен в Приложении 2):
 - обеспечение роста валового регионального продукта  с 277 597 млн. руб. в 2012 году до 632 514 млн. руб. к 2020 году;

 - обеспечение роста объема инвестиций в основной капитал с 80 326 млн. руб. в 2012 году до 209 850 млн. руб. к 2020 году;

 - обеспечение роста продукции сельского хозяйства с 21 164 млн. руб. в 2012 году до 34 878 млн. руб. к 2020 году;

 - обеспечение роста оборота розничной торговли с 161 705 млн. руб. в 2012 году до 333 020 млн. руб. к 2020 году;

 - обеспечение снижения уровня зарегистрированной безработицы с 1,10% в 2012 году до 0,80% к 2020 году;

 - обеспечение роста доли занятых в малом и среднем  предпринимательстве от числа занятых в экономике с 40,6% в 2012 году до 44,5% к 2020 году;

 - обеспечение роста средней обеспеченности площадью жилых квартир с 28,2 м2 на человека в 2012 году до 33,0 м2 на человека населения к 2020 году.

Сроки реализации программы

2013-2020 годы.

Исполнители основных мероприятий программы

Правительство Тверской области, исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления Тверской области.

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за исполнением программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года будет осуществлять Правительство Тверской области.

Введение


Программа социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года (далее также - Программа 2020) разработана во исполнение Поручения Губернатора Тверской области от 29.12.2011 N 739 и распоряжения Правительства Тверской области "Об образовании рабочей группы по разработке программы социально-экономического развития Тверской области на 2012-2020 годы" от 18.04.2012 N 180-рп.

Необходимость разработки Программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, завершился срок действия Программы экономического и социального развития Тверской области на период до 2010 года "От экономики переходного периода к рыночной экономике" (далее также - Программа 2010), разработанной в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 14.02.2003 N 63-ра "О разработке программы экономического и социального развития Тверской области на период до 2010 года";

во-вторых, на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов, определяющих новые приоритеты развития экономики и социальной сферы, как Российской Федерации (далее также - Россия), так и Центрального федерального округа, а именно:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р,

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537,

- Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;

- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 599 "О совершенствовании государственной политики в области образования и науки";

- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";

- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";

- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

Следует также отметить Указ Президента России от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", которым определены 11 показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основные принципы, заложенные в Программу 2020.

1) Обеспечение согласованности с программными документами долгосрочного развития Российской Федерации, стратегическими документами социально-экономического развития Центрального федерального округа и его субъектов.

2) Комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов. Цели Программы 2020 достигаются через реализацию в первую очередь тех направлений воздействия на экономику, которые способны обеспечить наилучший мультипликативный эффект для Тверской области в целом. Такой подход позволяет эффективно использовать собственные ресурсы, обмениваться и продвигать лучшие практики, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных траекторий роста муниципальных образований Тверской области, кластеров, компаний в интересах развития Тверской области.

3) Следование принципу "опоры на активность в сотрудничестве власти, бизнеса и населения". Использование подобной модели социально-экономической политики и ориентации на активное взаимодействие с органами местного самоуправления, бизнесом, населением делает более устойчивой финансово-экономическую систему области и гарантирует защиту от негативного воздействия внешних факторов изменения экономической конъюнктуры.

4) Повышение степени социальной защищенности граждан Тверской области, усиление социальной направленности всех управленческих решений. Социальная направленность Программы должна найти отражение в

определении конкретных направлений деятельности органов государственной власти Тверской области, ориентированных на устранение ключевых проблем в жизнедеятельности населения и мобилизацию всех располагаемых ресурсов для эффективного решения задач социального развития.

5) Более широкое использование принципа государственно-частного партнерства и поддержки социальной ответственности бизнеса. Корпоративная социальная ответственность должна опираться на инвестиции, имеющие инновационную направленность, и на социально ответственное поведение, что является взаимовыгодным как для компании, так и для общества. В Программе 2020 предусмотрены механизмы сотрудничества хозяйствующих субъектов и органов государственной власти Тверской области.

6) Институционализация обратной связи. Широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества государственного и муниципального управления в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям Тверской области значительно улучшить управление социально-экономическим развитием региона. Это позволит опираться в развитии региона не столько на административные меры, сколько на механизм саморегулирования.

Программа 2020 является базовым документом долгосрочного развития, в рамках системы стратегического планирования области, на основе которой разрабатываются государственные программы исполнительных органов государственной власти Тверской области. При этом возможности бюджета Тверской области и существующая система межбюджетных отношений предполагают активное участие Тверской области в федеральных государственных программах.

1. Экономико-географическое положение и природный потенциал Тверской области

1.1. Экономико-географическое положение Тверской области


Тверская область расположена на северо-западе Европейской части России.

Административно Тверская область входит в состав Центрального федерального округа (далее также - ЦФО). Граничит с 6 субъектами Российской Федерации: Московской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Ярославской областями.

По занимаемой территории в 84,2 тыс. кв. км Тверская область является самой крупной в ЦФО. Протяженность области с запада на восток в меридианном направлении более чем 450 км, а с севера на юг - в широтном – почти 350 км. На Тверской земле могут уместиться Владимирская, Ивановская и Калужская области вместе взятые.

Численность постоянного населения области на 1 января 2013 года составляет 1 334 061 человек (7 место среди 18 субъектов ЦФО), что в совокупности с большой территорией предопределяет низкую по меркам ЦФО плотность расселения.

Тверской регион богат водными ресурсами. Здесь формируются источники питьевой воды для Европейской части России, Белоруссии, Украины и стран Балтии. В области берут начало крупные реки Волга, Западная Двина (Даугава), протекает около тысячи больших и малых рек общей протяженностью свыше 17 тыс. км, расположено более 500 крупных озер, в том числе - озеро Селигер, 9 водохранилищ искусственного происхождения, крупнейшие из них - Рыбинское, Угличское и Иваньковское, снабжающее Москву пресной водой.

Более половины территории Тверской области покрыто смешанными и хвойно-широколиственными лесами, часть из которых является источником сырья для промышленного производства. Достаточно большие площади лесных массивов являются особо охраняемыми природными территориями, которые вместе с богатыми водными ресурсами потенциально пригодны для широкого рекреационного использования.

Область обладает значительными запасами торфа - более 2 млрд тонн.

Тверская область - это крупный промышленно-аграрный комплекс, имеющий все предпосылки для устойчивого экономического развития.

В Тверской области на начало 2013 года было зарегистрировано 35,289 тыс. предприятий, организаций, их филиалов и свыше 34,66 тыс. индивидуальных предпринимателей.

В области расположены важнейшие объекты российской энергетики - Калининская АЭС и Конаковская ГРЭС. Около 80% производимой в области электроэнергии поставляется в другие регионы России.

В машиностроении развито производство пассажирских железнодорожных вагонов (открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Тверской вагоностроительный завод") и вагонов электропоездов (ОАО "Торжокский вагоностроительный завод"), производство пожарных машин и оборудования (ОАО "Пожтехника" г. Торжок), экскаваторов (ОАО "Тверской экскаватор"), высокоточных станков (ОАО "Савеловский машиностроительный завод" г. Кимры).

Специализация агропромышленного комплекса области - молочно-мясное скотоводство и льноводство. На территории области сосредоточено 12,5% всех льняных посевных площадей России. Развиты свиноводство и птицеводство, а также выращивание картофеля, зерна и овощей.

Тверская земля имеет развитую транспортную инфраструктуру. По области проходят федеральные автодороги "Москва-Санкт-Петербург" ("Россия") и "Москва-Рига" ("Балтия"), дающие выход на страны Балтии и Скандинавии.

Участки Октябрьской железной дороги "Москва-Санкт-Петербург", "Москва-Рига", "Рыбинск-Бологое-Псков-Рига", "Москва-Сонково-Санкт-Петербург" позволяют осуществлять значительный объем пассажирских и грузовых перевозок.

Аэропорт двойного базирования "Мигалово" (г. Тверь) располагает таможенным терминалом, взлетно-посадочной полосой, обслуживающей самолеты крупнотоннажной транспортной авиации. Имеются вертодромы и аэродромы малой авиации.

Территорию Тверской области пересекают магистральные нефтепроводы "Ухта - Торжок - Полоцк", "Ярославль - Кириши Ленинградской области" и газопроводы "Ухта-Торжок – Минск - Ивацевичи", "Белоусово – Серпухов – Торжок - Санкт-Петербург", "Торжок - Валдай".

Историко-культурное наследие Тверской области представлено 7154 памятниками истории и культуры - это больше, чем в Псковской, Новгородской, Московской, Ярославской и Владимирской областях вместе взятых.

На территории Тверской области находятся такие крупные широко известные исторические комплексы, такие как: комплекс Императорского Путевого Дворца XVII-XIX вв. в г. Твери; мемориальные усадьбы, связанные с пребыванием на Тверской земле А.С. Пушкина (усадьба Вульфов XVIII-XIX вв. в с. Берново Старицкого района и др.); монастырь Нилова Пустынь XVII-XIX вв. в Осташковском районе.

14 городов области имеют статус "исторического города". Среди них: Тверь, Торжок, Осташков, Кашин, Калязин, Весьегонск, Вышний Волочек и др.

В Тверской области имеется пять профессиональных театров, государственная академическая филармония.

1.2. Природно-климатические условия


Природные условия Тверской области в целом благоприятны для жизни человека. Климат умеренно-континентальный со среднесуточной летней температурой +15 ?С - +20 ?С , зимней - от -10 ?С до -15 ?С.

Рекреационный потенциал - один из ключевых ресурсов для развития Тверской области. Удобное географическое положение, уникальные памятники природы и архитектуры, исторические места, прекрасные природные ландшафты, леса, озера, реки, привлекают на Тверскую землю ежегодно сотни тысяч туристов.

Богатство и разнообразие животного мира Тверской области обуславливает развитие охотничьих и рыболовных хозяйств. В местных реках водится форель и хариус, в озерах - угорь и судак.

Разнообразные типы рельефа области способствуют развитию пешеходного туризма и спортивного ориентирования, в зимний период - лыжного туризма.

Выгодное расположение области в центре Европейской части России между Москвой и Санкт-Петербургом, разведанные запасы минеральных вод и бальнеологических грязей, наличие санаторно-курортной и туристской инфраструктуры благоприятны для приема туристов и отдыхающих, которым противопоказана смена климатических поясов, а также для развития отдыха "выходного дня".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»