ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 03 октября 2013 года N 91-зо
О Программе социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Тверской области от 15.07.2015 N 66-ЗО, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.07.2015, в "Тверских ведомостях" - 17.07.2015).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Тверской области
26 октября 2013 года
Утвердить Программу социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года (прилагается).
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области А.В. Шевелев
Тверь
03 октября 2013 года
N 91-ЗО
Программа социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года
Наименование программы | Программа социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года. |
Основание для разработки программы | Распоряжение Правительства Тверской области "Об образовании рабочей группы по разработке программы социально-экономического развития Тверской области на 2012-2020 годы" от 18.04.2012 N 180-рп. |
Основные разработчики программы | Министерство экономического развития Тверской области, иные исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления Тверской области. |
Цели и задачи программы | Основная цель программы: устойчивое социально-экономическое развитие Тверской области, выражающееся в повышении её конкурентоспособности. |
Целевые показатели реализации программы | Целевые показатели (полный перечень показателей социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года приведен в Приложении 2): |
Сроки реализации программы | 2013-2020 годы. |
Исполнители основных мероприятий программы | Правительство Тверской области, исполнительные органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления Тверской области. |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года будет осуществлять Правительство Тверской области. |
Программа социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года (далее также - Программа 2020) разработана во исполнение Поручения Губернатора Тверской области от 29.12.2011 N 739 и распоряжения Правительства Тверской области "Об образовании рабочей группы по разработке программы социально-экономического развития Тверской области на 2012-2020 годы" от 18.04.2012 N 180-рп.
Необходимость разработки Программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, завершился срок действия Программы экономического и социального развития Тверской области на период до 2010 года "От экономики переходного периода к рыночной экономике" (далее также - Программа 2010), разработанной в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 14.02.2003 N 63-ра "О разработке программы экономического и социального развития Тверской области на период до 2010 года";
во-вторых, на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов, определяющих новые приоритеты развития экономики и социальной сферы, как Российской Федерации (далее также - Россия), так и Центрального федерального округа, а именно:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р,
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537,
- Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
- Указ Президента России от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
Следует также отметить Указ Президента России от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", которым определены 11 показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные принципы, заложенные в Программу 2020.
1) Обеспечение согласованности с программными документами долгосрочного развития Российской Федерации, стратегическими документами социально-экономического развития Центрального федерального округа и его субъектов.
2) Комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов. Цели Программы 2020 достигаются через реализацию в первую очередь тех направлений воздействия на экономику, которые способны обеспечить наилучший мультипликативный эффект для Тверской области в целом. Такой подход позволяет эффективно использовать собственные ресурсы, обмениваться и продвигать лучшие практики, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных траекторий роста муниципальных образований Тверской области, кластеров, компаний в интересах развития Тверской области.
3) Следование принципу "опоры на активность в сотрудничестве власти, бизнеса и населения". Использование подобной модели социально-экономической политики и ориентации на активное взаимодействие с органами местного самоуправления, бизнесом, населением делает более устойчивой финансово-экономическую систему области и гарантирует защиту от негативного воздействия внешних факторов изменения экономической конъюнктуры.
4) Повышение степени социальной защищенности граждан Тверской области, усиление социальной направленности всех управленческих решений. Социальная направленность Программы должна найти отражение в
определении конкретных направлений деятельности органов государственной власти Тверской области, ориентированных на устранение ключевых проблем в жизнедеятельности населения и мобилизацию всех располагаемых ресурсов для эффективного решения задач социального развития.
5) Более широкое использование принципа государственно-частного партнерства и поддержки социальной ответственности бизнеса. Корпоративная социальная ответственность должна опираться на инвестиции, имеющие инновационную направленность, и на социально ответственное поведение, что является взаимовыгодным как для компании, так и для общества. В Программе 2020 предусмотрены механизмы сотрудничества хозяйствующих субъектов и органов государственной власти Тверской области.
6) Институционализация обратной связи. Широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества государственного и муниципального управления в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям Тверской области значительно улучшить управление социально-экономическим развитием региона. Это позволит опираться в развитии региона не столько на административные меры, сколько на механизм саморегулирования.
Программа 2020 является базовым документом долгосрочного развития, в рамках системы стратегического планирования области, на основе которой разрабатываются государственные программы исполнительных органов государственной власти Тверской области. При этом возможности бюджета Тверской области и существующая система межбюджетных отношений предполагают активное участие Тверской области в федеральных государственных программах.
Тверская область расположена на северо-западе Европейской части России.
Административно Тверская область входит в состав Центрального федерального округа (далее также - ЦФО). Граничит с 6 субъектами Российской Федерации: Московской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Ярославской областями.
По занимаемой территории в 84,2 тыс. кв. км Тверская область является самой крупной в ЦФО. Протяженность области с запада на восток в меридианном направлении более чем 450 км, а с севера на юг - в широтном – почти 350 км. На Тверской земле могут уместиться Владимирская, Ивановская и Калужская области вместе взятые.
Численность постоянного населения области на 1 января 2013 года составляет 1 334 061 человек (7 место среди 18 субъектов ЦФО), что в совокупности с большой территорией предопределяет низкую по меркам ЦФО плотность расселения.
Тверской регион богат водными ресурсами. Здесь формируются источники питьевой воды для Европейской части России, Белоруссии, Украины и стран Балтии. В области берут начало крупные реки Волга, Западная Двина (Даугава), протекает около тысячи больших и малых рек общей протяженностью свыше 17 тыс. км, расположено более 500 крупных озер, в том числе - озеро Селигер, 9 водохранилищ искусственного происхождения, крупнейшие из них - Рыбинское, Угличское и Иваньковское, снабжающее Москву пресной водой.
Более половины территории Тверской области покрыто смешанными и хвойно-широколиственными лесами, часть из которых является источником сырья для промышленного производства. Достаточно большие площади лесных массивов являются особо охраняемыми природными территориями, которые вместе с богатыми водными ресурсами потенциально пригодны для широкого рекреационного использования.
Область обладает значительными запасами торфа - более 2 млрд тонн.
Тверская область - это крупный промышленно-аграрный комплекс, имеющий все предпосылки для устойчивого экономического развития.
В Тверской области на начало 2013 года было зарегистрировано 35,289 тыс. предприятий, организаций, их филиалов и свыше 34,66 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В области расположены важнейшие объекты российской энергетики - Калининская АЭС и Конаковская ГРЭС. Около 80% производимой в области электроэнергии поставляется в другие регионы России.
В машиностроении развито производство пассажирских железнодорожных вагонов (открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Тверской вагоностроительный завод") и вагонов электропоездов (ОАО "Торжокский вагоностроительный завод"), производство пожарных машин и оборудования (ОАО "Пожтехника" г. Торжок), экскаваторов (ОАО "Тверской экскаватор"), высокоточных станков (ОАО "Савеловский машиностроительный завод" г. Кимры).
Специализация агропромышленного комплекса области - молочно-мясное скотоводство и льноводство. На территории области сосредоточено 12,5% всех льняных посевных площадей России. Развиты свиноводство и птицеводство, а также выращивание картофеля, зерна и овощей.
Тверская земля имеет развитую транспортную инфраструктуру. По области проходят федеральные автодороги "Москва-Санкт-Петербург" ("Россия") и "Москва-Рига" ("Балтия"), дающие выход на страны Балтии и Скандинавии.
Участки Октябрьской железной дороги "Москва-Санкт-Петербург", "Москва-Рига", "Рыбинск-Бологое-Псков-Рига", "Москва-Сонково-Санкт-Петербург" позволяют осуществлять значительный объем пассажирских и грузовых перевозок.
Аэропорт двойного базирования "Мигалово" (г. Тверь) располагает таможенным терминалом, взлетно-посадочной полосой, обслуживающей самолеты крупнотоннажной транспортной авиации. Имеются вертодромы и аэродромы малой авиации.
Территорию Тверской области пересекают магистральные нефтепроводы "Ухта - Торжок - Полоцк", "Ярославль - Кириши Ленинградской области" и газопроводы "Ухта-Торжок – Минск - Ивацевичи", "Белоусово – Серпухов – Торжок - Санкт-Петербург", "Торжок - Валдай".
Историко-культурное наследие Тверской области представлено 7154 памятниками истории и культуры - это больше, чем в Псковской, Новгородской, Московской, Ярославской и Владимирской областях вместе взятых.
На территории Тверской области находятся такие крупные широко известные исторические комплексы, такие как: комплекс Императорского Путевого Дворца XVII-XIX вв. в г. Твери; мемориальные усадьбы, связанные с пребыванием на Тверской земле А.С. Пушкина (усадьба Вульфов XVIII-XIX вв. в с. Берново Старицкого района и др.); монастырь Нилова Пустынь XVII-XIX вв. в Осташковском районе.
14 городов области имеют статус "исторического города". Среди них: Тверь, Торжок, Осташков, Кашин, Калязин, Весьегонск, Вышний Волочек и др.
В Тверской области имеется пять профессиональных театров, государственная академическая филармония.
Природные условия Тверской области в целом благоприятны для жизни человека. Климат умеренно-континентальный со среднесуточной летней температурой +15 ?С - +20 ?С , зимней - от -10 ?С до -15 ?С.
Рекреационный потенциал - один из ключевых ресурсов для развития Тверской области. Удобное географическое положение, уникальные памятники природы и архитектуры, исторические места, прекрасные природные ландшафты, леса, озера, реки, привлекают на Тверскую землю ежегодно сотни тысяч туристов.
Богатство и разнообразие животного мира Тверской области обуславливает развитие охотничьих и рыболовных хозяйств. В местных реках водится форель и хариус, в озерах - угорь и судак.
Разнообразные типы рельефа области способствуют развитию пешеходного туризма и спортивного ориентирования, в зимний период - лыжного туризма.
Выгодное расположение области в центре Европейской части России между Москвой и Санкт-Петербургом, разведанные запасы минеральных вод и бальнеологических грязей, наличие санаторно-курортной и туристской инфраструктуры благоприятны для приема туристов и отдыхающих, которым противопоказана смена климатических поясов, а также для развития отдыха "выходного дня".