ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2012 года N 137

О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 16.05.2012 N 432, от 28.12.2012 N 1613)


Правительство области постановляет:

1. Утвердить Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области в 2012 году (прилагается).

2. Департаменту образования области (Е.О. Рябова) утвердить План реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в образовательных учреждениях области по форме, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.К. Артемова.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 16.05.2012 N 432)

Справку о выполнении постановления представить к 15 февраля 2013 года.

Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ






Утвержден
Постановлением
Правительства области
от 17 февраля 2012 года N 137

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

(ДАЛЕЕ - КОМПЛЕКС МЕР)

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 16.05.2012 N 432, от 28.12.2012 N 1613)


 1. Текущее состояние системы общего образования


Целью проводимой на территории области модернизации системы общего образования является повышение доступности качественного образования. Приоритеты государственной образовательной политики закреплены в следующих документах:

- Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739;

- Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 3 марта 2009 года N 398;

- долгосрочной целевой программе "Развитие образования в Вологодской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2010 года N 1132 (далее - программа "Развитие образования в Вологодской области на 2011 - 2015 годы");

- долгосрочной целевой программе "Безбарьерная среда" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26 марта 2010 года N 334 (далее - программа "Безбарьерная среда" на 2010 - 2014 годы);

- Комплексе мер по модернизации системы общего образования Вологодской области в 2011 году, утвержденном постановлением Правительства области от 11 июля 2011 года N 826 (далее - Комплекс мер в 2011 году).

За 6 лет в рамках реализации 7 направлений приоритетного национального проекта "Образование" освоено 2.45 млрд. рублей, из них областные средства составляют 1.385 млрд. рублей, федеральные - 1.065 млн. рублей. В 2011 году федеральные средства составили 252.6 млн. рублей, областные средства - 112.9 млн. рублей.

Полученные результаты:

более 6 тыс. учителей получили вознаграждение за классное руководство;

увеличилось количество проводимых конкурсов с 4 до 8; увеличилось в два раза количество педагогических работников, участвующих в конкурсных мероприятиях (2006 г. - 284 чел., 2011 г. - 531 чел.); каждый 6-й педагог области был участником, каждый 13-й - победителем конкурсов;

приобретено 232 автобуса, вследствие чего увеличилось на 6.5% по сравнению с 2010 годом количество детей, подвозимых на занятия в школу;

количество победителей различных конкурсов среди талантливой молодежи превысило квоту для области в 5 раз (квота - 13 чел., победителей 2011 года - 62 чел.);

создана инфраструктура дистанционного образования детей-инвалидов;

обеспечен доступ к сети Интернет во всех школах области;

каждая 3-я школа стала победителем конкурса; гранты в размере 1.0 млн. рублей были направлены на улучшение материальной базы.

Результаты независимой оценки свидетельствуют о достаточном уровне учебных достижений обучающихся Вологодской области:

на ступени начального общего образования по результатам областного мониторинга качество обучения по математике и русскому языку составило 70%;

на ступени основного общего образования по результатам государственной итоговой аттестации качество обучения по математике и русскому языку находится на уровне 50%;

на ступени среднего (полного) общего образования по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) средние баллы по математике и русскому языку (48.0 и 64.2 балла соответственно) существенно выше показателей прошлых лет, а также традиционно превышают результаты по Российской Федерации.

По данным социологического исследования, с 2009 года не менее 93% обучающихся и их родителей (законных представителей) отмечают высокий уровень качества общего образования в области.

Модернизация системы общего образования в 2010 - 2011 годах в Вологодской области проводилась в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

1. Переход на новые образовательные стандарты

Задача на 2010 - 2011 годы - обеспечение введения федеральных государственных стандартов начального общего образования (далее - ФГОС НОО) в 100% первых классов школ области.

Полученные результаты:

с 1 сентября 2011 года по ФГОС НОО обучается 31% всех первоклассников и второклассников (в 2010 году - 1.17%);

удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новым ФГОС НОО, составил 27.2% всех обучающихся первой ступени (в 2010 году - 0.51%);

обучены на курсах повышения квалификации для работы в соответствии с ФГОС НОО за счет средств областного бюджета 26.9% учителей и руководителей общеобразовательных учреждений;

разработана и осуществлена стартовая диагностика универсальных учебных действий первоклассников.

Выявленные проблемы:

не все обучающиеся по ФГОС НОО обеспечены оборудованием;

отсутствует мониторинг сформированности универсальных учебных действий первоклассников, мониторинг ведения и результатов внеурочной деятельности в школах области в соответствии с ФГОС НОО.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

На решение задачи создания системы выявления, поддержки и развития одаренных детей направлена подпрограмма "Одаренные дети" программы "Развитие образования в Вологодской области на 2011 - 2015 годы", в 2010 и 2011 годах выделено по 31.5 млн. рублей.

Задачи на 2010 - 2011 годы:

расширение массовости участников всероссийской олимпиады школьников;

формирование современной системы управления олимпиадой.

Полученные результаты:

выросло число участников и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников: в 2009 - 2010 учебном году - 22 призера из 64 участников, в 2010 - 2011 учебном году - 29 из 73 участников;

эффективность участия команды области в заключительном этапе олимпиады в 2010 - 2011 учебном году составила 39.7% (в 2009 - 2010 учебном году - 34.4%). По результатам исследования компании BEGIN GROUP на основе открытой информации Минобрнауки России о победителях заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников с 2003 по 2010 годы Вологодская область включена в число регионов-лидеров;

с 2009 по 2011 годы школьники области завоевали шесть медалей на международных юниорских олимпиадах и олимпиадах по химии и физике;

растет количество школ, обеспечивающих дистанционное обучение детей;

создана эффективная система сопровождения школьников, осуществляется подготовка качественных олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов, действует эффективная система организации регионального этапа;

создан Центр по работе с одаренными детьми (на базе АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования") для комплексного сопровождения одаренных детей, работы с их родителями и педагогами, координации деятельности различных образовательных учреждений по данному направлению;

создан и функционирует областной банк данных одаренных детей, в который включены победители и призеры всероссийской и межрегиональных олимпиад школьников;

система дополнительного образования детей в области обеспечивает более 49% обучающихся области качественными образовательными услугами.

Выявленные проблемы:

отсутствие системы выявления одаренных детей;

недостаточное развитие сети школ, работающих с одаренными детьми с использованием дистанционных технологий;

отсутствие системы повышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.

3. Совершенствование учительского корпуса

Задачи на 2010 - 2011 годы:

повышение заработной платы учителям общеобразовательных учреждений и педагогическим работникам всех типов образовательных учреждений;

обеспечение повышения квалификации по адресной модели не менее 20% руководящих и педагогических работников;

реализация нового порядка аттестации педагогических и руководящих работников;

подготовка кадрового резерва руководящих работников системы образования.

Полученные результаты:

достигнуто соотношение средней заработной платы учителя к среднемесячной заработной плате по экономике - 89.0%;

обеспечено совершенствование системы оплаты труда в 2011 году, стимулирующая часть фонда оплаты труда доведена до 30%. В результате стимулирующий фонд оплаты труда повысился и с 1 сентября 2011 года составил 33.9%;

доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации по адресной модели, в общей численности педагогических работников общеобразовательных учреждений в 2011 году составила 20%;

доля учителей, прошедших оценку качества работы в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников в 2011 году, - 7.5%;

начал работу отраслевой государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных специалистов для отрасли "Образование", утвержденный постановлением Правительства области от 16 мая 2011 года N 525;

сформирован кадровый резерв руководящих работников муниципальных систем образования;

АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования" ведет подготовку руководящих работников по программе "Менеджмент организации";

в рамках действующей стажировочной площадки формируется корпус ведущих консультантов по вопросам развития общего образования.

Выявленные проблемы:

"старение" педагогических кадров;

низкая доля учителей, прошедших оценку качества работы в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников;

низкая доля руководителей образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации в области управления образованием;

средняя зарплата учителей не соответствует уровню средней зарплаты по экономике в области.

4. Изменение школьной инфраструктуры

Задачи на 2010 - 2011 годы:

совершенствование инфраструктуры базовых и цифровых школ;

развитие транспортной доступности общеобразовательных учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»