Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2009 года N 398

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 22.12.2011 N 1653, от 22.04.2013 N 445, от 11.11.2013 N 1156, от 30.06.2014 N 539, от 25.05.2015 N 417)


Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:

1. Одобрить Стратегию развития образования в Вологодской области на период до 2020 года (прилагается).

2. Департаменту образования области (Е.О. Рябова) принять меры по реализации Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 22.04.2013 N 445)

Справку о выполнении постановления представить к 10 марта 2021 года.

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ






Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 3 марта 2009 года N 398

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 (в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 22.12.2011 N 1653, от 22.04.2013 N 445, от 11.11.2013 N 1156, от 30.06.2014 N 539, от 25.05.2015 N 417)


 Введение


В современном мире образование становится ресурсом устойчивого и динамичного развития общества, одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и благосостояние граждан. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного и устойчивого развития.

Образование - это общественная ценность, составляющая основу материального и духовного воспроизводства общества. Качественное образование - условие успешности и достатка, повышения уровня жизни, основа карьерного роста, социальной мобильности личности, основа воспитания человека и формирования его мировоззрения. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Ключ к успеху - так звучит сегодня запрос к системе образования. Запрос всех - личности, общества, государства. Задачи, стоящие перед страной, задают цели образования ее граждан.

Развитие системы образования и адекватное ее реагирование на запросы социума возможно только при условии определения четкой стратегии развития.

В качестве стратегической цели государственной политики в области образования в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, рассматривается повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Приоритетными задачами при реализации этой цели определены:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сравнительных исследованиях.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 22.12.2011 N 1653)

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года особое внимание уделил школьному образованию как определяющему этапу жизни каждого человека и приведению его в соответствие целям опережающего развития. В качестве составляющих развития школы выделены пять направлений:

- обеспечение возможности раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире через обновленное содержание образования;

- создание "разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности";

- разработка системы "моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации", "для пополнения школ новым поколением учителей";

- изменение облика школ как по форме, так и по содержанию; школа должна стать "центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом";

- "приоритет здорового образа жизни", реализуемый в школе посредством минимизации рисков для здоровья в процессе обучения <1>.

     ________________

<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию//Российская газета. - 6 ноября 2008 года. - N 230. - С. 2 - 8.

Стратегия развития системы образования в Вологодской области представляет собой систему мер государственного управления, опирающуюся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи государственной политики Российской Федерации и Правительства области в сфере образования. Она определяет миссию образования, обеспечивает сбалансированность действий и общее направление развития. Стратегия строится на оценке потенциала региональной системы образования, ресурсного обеспечения, ресурсных ограничений, возможностей и анализе сопряженных рисков реализации приоритетных направлений развития и с опорой на современное законодательство.

Раздел 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


 1.1. Анализ внешних условий, влияющих на отраслевое развитие


На развитие сферы образования оказывают существенное влияние социально-экономические, географические, демографические особенности регионального развития.

Экономическое развитие Вологодской области в 2000 - 2007 годах характеризовалось устойчивым динамичным ростом. За период 2000 - 2007 годов отмечалось увеличение расходов на образование в консолидированном бюджете области. Так, в 2008 году расходы на образование в консолидированном бюджете Вологодской области составили 11583.5 млн. рублей. Рост расходов к бюджету 2006 года составил 41.3%. Но удельный вес отрасли "образование" в консолидированном бюджете области сокращается с 25.5% в 2006 году до 22.9% в 2008 году.

Основная часть в составе консолидированного бюджета на образование - расходы на заработную плату, их доля растет, и в 2008 году составили 64.3%. Сложившаяся тенденция увеличения расходов на заработную плату в бюджете расходов на образование ведет к уменьшению инвестиционной составляющей, расходов на укрепление учебно-материальной базы. Так, доля расходов на учебные цели в системе начального и среднего профессионального образования составляет не более 1 - 2% общих расходов.

Несмотря на это, работники образования остаются в числе низкооплачиваемых работников (в 2008 году - 9625 рублей). Средняя заработная плата работников общего, начального и среднего профессионального образования растет, однако разрыв с заработной платой в экономике остается значительным (более 30%).

Из-за низкого уровня заработной платы система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.

Особенностями географического и экономического развития региона обусловлено доминирование в экономике области металлургического производства (черная металлургия), на долю которого приходится более 60% объемов всей продукции. Значительное место в экономике области также занимают химическое производство, целлюлозно-бумажная, лесная промышленность, агропромышленный комплекс.

В соответствии с перспективными направлениями развития указанных отраслей региональной экономики происходит увеличение потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена данных направлений, изменение их места, роли и функций, повышение требований к уровню компетентности, технологической культуры и качеству труда.

Наиболее востребованы на рынке труда рабочие профессии, используемые в строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах, литейных, сварочных, слесарных работах, общие профессии машиностроительного, деревообрабатывающего производств, сервисных услуг и другие.

По данным организаций, заявивших сведения в органы службы занятости, на конец сентября 2008 года требовалось 11.9 тыс. человек, из них около 77% для замещения рабочих профессий (на конец сентября 2007 года соответственно - 10.3 тыс. человек, 81%). По Российской Федерации около 80% вакансий на производстве постоянно приходится на профессии рабочих.

По прогнозным расчетам Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области до 2020 года потребуется заменить новыми поколениями работников 70 - 80% кадрового потенциала, занятого в экономике в настоящее время. Кроме того, в перспективе будет расти потребность образовательной системы области в выпускниках педагогического профиля в связи с проблемой старения педагогических кадров.

Несмотря на это, влияние мирового финансово-экономического кризиса привело с октября 2008 года к сокращению рабочих мест и объемов производства ряда организаций, что повлечет за собой на ближайшую перспективу снижение числа вакансий и выпускников, которые смогут трудоустроиться по профессии.

В регионе складывается демографическая ситуация, характеризующаяся изменением возрастного состава населения. Изменение возрастного состава населения области проявляется в убыли трудоспособного населения в области, так как в трудоспособный возраст начинает вступать малочисленное поколение, родившееся в 1990-е и последующие годы. Прогнозируется дальнейшее сокращение численности трудоспособного населения к 2010 году на 4%, к 2020 году - на 20%. Доля граждан трудоспособного возраста в общей структуре населения снизится с 62.6% в 2005 году до 58.6% в 2015 году, 55.3% - в 2020 году. Данный фактор может оказать негативное влияние на кадровое обеспечение системы образования.

Еще одной демографической тенденцией, которая в последующие годы окажет влияние на жизнедеятельность людей, является старение населения. Доля пожилых людей неуклонно растет: к 2015 году доля лиц пенсионного возраст достигнет 23% общей численности населения, к 2020 году - 24.8%. В региональной системе образования растет число педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста. Также отмечается феминизация учительского труда.

Среди учителей общеобразовательных учреждений: 90% - женщины, 15.5% - работники пенсионного возраста, 54.69% - со стажем свыше 20 лет. В учреждениях среднего профессионального образования из 1.3 тыс. штатных преподавателей около 500 работников в возрасте старше 50 лет (38.5%). Более 70% инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования составляют женщины.

В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс депопуляции. Причиной депопуляции является естественная убыль населения, которая начиная с 1991 года приобрела устойчивый долговременный характер. На 1 января 2008 года численность постоянного населения области составила 1222.9 тыс. человек, на 1 октября 2008 года - 1220 тыс. человек.

Естественная убыль, изменение возрастного состава населения, в том числе уменьшение численности возрастной группы 0 - 15 лет, привели к уменьшению числа обучающихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. За период с 2006 по 2008 год контингент школьников в области сократился на 6.5% (с 123089 человек в 2006 году до 115144 человек в 2008 году), число школ уменьшилось на 6.4% (с 656 учреждений в 2006 году до 614 в 2008 году).

Стремительная естественная убыль населения привела к тому, что, несмотря на сокращение числа школ, показатели наполняемости классов изменяются незначительно. Фактическая наполняемость классов в школах, реализующих программы общего образования, на начало 2008 - 2009 учебного года составляет в городе 22.8 человека, на селе - 9.0 человека.

За период с 2006 года по 2008 год численность обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования сократилась на 14.3% (21.5% и 8.5% соответственно). На ближайшие годы данная тенденция сохранится.

Однако с 2004 года наблюдается положительная тенденция увеличения рождаемости детей. За 9 месяцев 2008 года в Вологодской области родился 11121 ребенок, что на 755 (7.3%) больше в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Увеличение рождаемости детей определило рост потребности населения в услугах муниципальных дошкольных учреждений: на 1 января 2008 года на учете для определения в дошкольные учреждения состояло 11.9 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет (на 1 января 2006 года - 7.5 тыс. детей).

Обширная территория, низкая плотность населения, наличие труднодоступных населенных пунктов, удаленность населенных пунктов друг от друга на значительные расстояния при отсутствии развитой инфраструктуры дорог обусловливают наличие в структуре сети общеобразовательных школ малокомплектных учреждений, в основном сельских. На селе расположено три четверти общего числа школ, а обучается в них только одна треть обучающихся. Малокомплектными рассматриваются общеобразовательные школы с наличием не более одного класса на любой из возрастных параллелей с наполняемостью классов менее 14 человек в среднем по учреждению (без учета специальных (коррекционных) классов), расположенные от других общеобразовательных учреждений на расстоянии, превышающем разрешенное санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для подвоза обучающихся. В настоящее время зафиксировано 225 сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории области, но их число ежегодно увеличивается.


1.2. Анализ состояния и ресурсных возможностей системы образования. SWOT-анализ состояния системы образования в разрезе подсистем


Сеть образовательных учреждений области в основном удовлетворяет образовательные запросы населения в получении образования всех уровней в соответствии с возрастом, интересами, способностями и возможностями личности. В 1552 образовательных учреждениях обучаются и воспитываются 334.6 тыс. человек. Таким образом, из 1222.9 тыс. человек, проживающих на 1 января 2008 года на территории Вологодской области, каждый четвертый житель получает образование того или иного уровня.

В сфере образования работает 56.87 тыс. человек, в том числе педагогических работников - 30.239 тыс. человек.

Уровень образования экономически активного населения области несколько ниже среднероссийских показателей, но имеет положительную динамику.

Более 42% занятых в экономике области имеют высшее и среднее профессиональное образование (в среднем по Российской Федерации - 51.8%), доля лиц с высшим профессиональным образованием в численности занятых в экономике увеличилась с 17.1% в 2005 году до 18.5% в 2007 году.


1.2.1. Анализ состояния и ресурсных возможностей системы дошкольного образования


Система дошкольного образования являет собой многофункциональную сеть учреждений, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг в зависимости от потребностей населения.

В области функционирует 575 детских садов, из них:

- 359 детских садов общеразвивающего вида;

- 20 центров развития ребенка "детский сад";

- 167 детских садов с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;

- 19 детских садов компенсирующего вида;

- 60 детских садов комбинированного вида.

Кроме того, открыты 54 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "начальная школа - детский сад" и при 91 общеобразовательной школе - 114 структурных подразделений "дошкольная группа".

Из 341 дошкольного образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, 273 - малокомплектные детские сады, в которых функционирует от 1 до 3 групп.

Средняя наполняемость детей в группах:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»