Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 октября 2010 года N 1132

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

С 01.01.2013 утратил силу в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1243.

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства области от 15.11.2010 N 1291;

Постановление Правительства области от 04.04.2011 N 280;

Постановление Правительства области от 04.07.2011 N 769;

Постановление Правительства области от 26.09.2011 N 1215;

Постановление Правительства области от 29.11.2011 N 1502;

Постановление Правительства области от 06.08.2012 N 936;

Постановление Правительства области от 20.08.2012 N 995;

Постановление Правительства области от 29.10.2012 N 1271;

Постановление Правительства области от 24.12.2012 N 1584}

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы".

Губернатор области В.Е. Позгалев

Утверждена

постановлением

Правительства области

от 04.10.2010 N 1132

Долгосрочная целевая программа

"Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы"

(далее - Программа)

Паспорт Программы

Наименование
 Программы

- долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы"

Основание для
 разработки
 Программы

-  Закон Российской Федерации от 10 июля 1992  N 3266-1 "Об образовании";

 Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее-ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  6 октября 2009 N 373;

 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 19 января 2010 года (Пр-259 от 3 февраля 2010 года) по модернизации общего образования, направленных на реализацию инициативы "Наша новая школа" 2011-2015 годы;

 план первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года N 246-р;

 закон области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи материнства, отцовства и детства в Вологодской области";

 Стратегия развития образования в Вологодской области до 2020 года, утвержденная  пос тановлением Правительства области от 3 марта 2009 N 398;

   постановление Губернатора области от 16 июня 2010 года N 325 "Об утверждении плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

Государственный заказчик Программы

-  Департамент образования области

Основной разработчик
 Программы

-  Департамент образования области

Цель   Программы

-  повышение доступности качественного образования,  соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

Задачи   Программы

- обеспечение  устойчивого  развития  системы  образования  с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей, а также с учетом государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в области образования и воспитания;

  (в ред. Постановления Правительства области от 26.09.2011 N 1215 )
 создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании в связи с  введением федеральных государственных образовательных стандартов;

  создание благоприятных условий для поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов и реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

 развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, современных моделей социализации детей и подростков с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение качественных условий обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с девиантным поведением, способствующих их успешной интеграции в общество;

 (в ред. постановления Правительства области от 20.08.2012 N 995 )
  обеспечение региональной системы образования квалифицированными кадрами, способными решить задачи модернизации образования;

   создание и развитие в научно-образовательной сфере Вологодской области системы отбора и привлечения к научной деятельности талантливой молодежи в целях содействия устойчивому инновационному развитию системы образования области;

  приведение сети общеобразовательных учреждений к модели, адекватной потребностям обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и социально-экономическому развитию муниципальных районов и городских округов области;

  повышение экономической эффективности функционирования общеобразовательных учреждений

Сроки реализации
 Программы

-  2011 - 2014 годы

Перечень подпрограмм

-  подпрограмма "Модернизация содержания общего и дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов";

 подпрограмма "Ресурсное обеспечение региональной системы образования";

 подпрограмма "Информатизация образования";

 подпрограмма "Одаренные дети";

 подпрограмма "Дети-сироты";

 подпрограмма "Кадровое обеспечение региональной системы образования";

 подпрограмма "Научная смена";

 подпрограмма "Оптимизация сети общеобразователь- ных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2011-2013 годах"

Исполнители
 Программы

-  Департамент образования области, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области
 (в ред. постановления Правительства области от 06.08.2012 N 936 )

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

- общий объем финансирования - 818 265,6 тыс. рублей за счет средств областного бюджета,
 в том числе:
 2011 год - 85 954,8 тыс. рублей;

 2012 год - 99 627,2 тыс. рублей;

 2013 год - 189 321,0 тыс. рублей;

 2014 год - 189 321,0 тыс. рублей;

 2015 год - 254 081,0 тыс. рублей";

  (в ред. Постановления Правительства области от 26.09.2011 N 1215 ;
Постановление Правительства области от 29.11.2011 N 1502 )
 (в ред. постановления Правительства области от 20.08.2012 N 995 )

Ожидаемые результаты реализации Программы

-  в результате реализации мероприятий Программы к 2015 году планируется:   обеспечить устойчивое развитие системы образования   с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других условий, а также с учетом государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в области образования и воспитания;

  (в ред. Постановления Правительства области от 26.09.2011 N 1215 )  обеспечить создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании в связи с введением ФГОС;

 создать систему поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;
  обеспечить качественные условия обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующие их успешной интеграции в общество;
 увеличить  долю педагогических работников, активно использующих информационные технологии в учебном  процессе, до 70%;
 повысить удельный вес педагогических работников, имеющих  высшее профессиональное образование,  до 90%;
 увеличить долю школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, до 82%;
 увеличить долю лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ, до 99,8%;

 увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан, в общем количестве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в области  до 74%;

  усовершенствовать функционирование региональ-ной системы оценки качества образования;

  в сравнении с уровнем 2009-2010 учебного года в 2013-2014 учебном году планируется:
 увеличить численность обучающихся в базовых общеобразовательных школах с 20,4 до 30 тыс. человек;

 сократить количество малочисленных общеобразова- тельных учреждений с 313 до 300;

 увеличить численность обучающихся общеобразова- тельных школ по образовательным программам профильного обучения с 1,8 до 2,2 тыс. человек;

 увеличить численность обучающихся общеобразова- тельных учреждений, образов ательный процесс в которых полностью обеспечен учителями, имеющими специальность в соответствии с преподаваемым предметом, с 107,7 до 109,1 тыс. человек;

 сохранить стабильную долю обучающихся и  родите-лей, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, на уровне не ниже 85%;

 увеличить среднюю наполняемость классов: в городской местности с 24,8 до 25,0 человека, в сельской местности с 10,9 до 12,0 человека;

 увеличить среднюю численность обучающихся на 1 учителя в общеобразовательных учреждениях с 11,8 до 15 человек;

 увеличить среднюю численность обучающихся на 1 прочего работающего в общеобразовательном учреждении с 12 до 16 человек;

 увеличить долю детей и подростков с девиантным поведением в условиях специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, получающих качественное общее образование с использованием современного оборудования, от общей численности детей и подростков с девиантным поведением, обучающихся в указанном учреждении, до 80%
 (в ред. постановления Правительства области от 20.08.2012 N 995 )

Контроль за ходом реализации Программы

-  контроль за реализацией Программы осуществляют: Департамент образования области,  заместитель Губернатора области, курирующий соответствующую сферу.
 (в ред. постановления Правительства области от 20.08.2012 N 995 )

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Настоящая Программа направлена на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", введение федеральных государственных образовательных стандартов и реализацию стратегии развития образования Вологодской области до 2020 года.

Модернизация образования в соответствии с инициативой "Наша новая школа" предполагает комплекс взаимосвязанных программных мероприятий по целенаправленному изменению системы образования в течение заданного периода времени при установленном бюджете с ориентацией на требования к качеству результатов.

Принципиальные позиции Программы: разработка целевых ведущих системообразующих направлений, определяющих пути и способы достижения целей в соответствии с требованиями инициативы "Наша новая школа", ФГОС и обеспечение преемственности всех ступеней образования на основе последовательной модернизации материально-технических, учебно-методических, кадровых, информационных условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.

Приоритетным направлением становится системная информатизация образования - переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерным оборудованием к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, в том числе сети Интернет.

Техническая база школ области в 2010 году составляет 7548 компьютеров, в учебном процессе используется 5856 компьютеров (78 % от их общего количества). Однако более 1200 компьютеров, имеющихся в общеобразовательных учреждениях, были поставлены в 2003-2006 годах, в настоящее время они не отвечают современным требованиям и требуют замены. Также до 2015 года потребуют замены более 5500 компьютеров, поставленных до 2009 года. Приобретение дополнительных компьютерных классов необходимо для введения предмета "Информатика" в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Необходимо также продолжать оснащение образовательных учреждений мультимедийными проекторами, программно-техническими комплексами на базе интерактивной доски, другими современными программно-аппаратными средствами обучения.

С 2010 года начался процесс перехода на использование пакета свободного программного обеспечения, разработанного в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Опытные зоны по внедрению пакета свободного программного обеспечения созданы в 560 образовательных учреждениях. Для внедрения нового программного обеспечения потребуются дополнительные вложения в укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и массовое повышение квалификации педагогических работников.

Реализация проекта "Цифровая школа XXI века" с оснащением учреждений образования современным компьютерным и цифровым оборудованием во всех муниципальных образованиях области необходима для достижения соответствия выпускникам общеобразовательных учреждений современным требованиям.

Введение независимой системы оценки качества образования, в том числе ЕГЭ, невозможно без замены устаревшего компьютерного оборудования. Кроме того, необходимо создание современной электронной системы оценки качества образования на основе опыта электронного мониторинга комплексного проекта модернизации образования.

С 2010 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в области реализуется проект "Дистанционное образование детей-инвалидов". С сентября 2010 года 30 детей-инвалидов начнут осваивать общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий, к 2012 году их число увеличится до 120 человек. В целях организации дистанционного образования детей-инвалидов создан Центр информатизации и оценки качества образования, предстоит его организационно-технологическое и учебно-методическое обеспечение.

Весомые результаты дает поддержка одаренных детей: значительно выросло количество учащихся - участников предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей. Учащиеся области добиваются значительных успехов и на международном уровне.

Высокая результативность выступлений учащихся-вологжан на российских и международных предметных олимпиадах и конкурсах - результат единых системных подходов к организации обучения одаренных детей, мотивированных на получение качественного основного общего, дополнительного и высшего профессионального образования.

За три последних года проведено более 300 областных мероприятий, школьники области приняли участие в 90 мероприятиях российского уровня.

Вместе с тем из-за финансовых ограничений не обеспечивается участие вологодских школьников во многих всероссийских смотрах, конкурсах и фестивалях, на 40% сокращен областной календарь массовых мероприятий с участием детей.

В рамках инициативы "Наша новая школа" особое внимание уделено работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Предполагается дальнейшее развитие предметных олимпиад, соревнований, конкурсов, конференций, способствующих их выявлению. Необходима организация сопровождения и поддержки таких обучающихся в течение всего периода их образования, основой этого является создание условий для взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования через систему областных мероприятий, укрепления их материально-технической и учебно-методической базы, кадрового потенциала.

В области большое внимание уделяется созданию надлежащих условий для жизни, обучения, развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы в области увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан. Дальнейшее активное развитие получила приемная семья.

Для обеспечения бесперебойного функционирования регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, необходимо приобретать компьютерную технику, обновлять программное обеспечение.

С целью информирования населения области о детях, состоящих на учете в региональном банке данных и нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи граждан, ежегодно издаются бюллетени, которые направляются в муниципальные районы и городские округа области для распространения успешного опыта развития семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и инициирования у отдельных граждан желания взять детей на воспитание.

Сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (30 учреждений, где воспитывается 1411 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), требует значительных вложений. Мебель, торгово-технологическое, банно-прачечное, сантехническое и другое оборудование устарели, находятся в малопригодном состоянии (70% износа). Недостаточно электронно-вычислительной техники, теле-, аудиоаппаратуры, музыкальных инструментов. Необходимо дооснащение и переоснащение учреждений автотранспортом, сельхозтехникой.

Мероприятия по укреплению материальной базы и созданию комфортных условий проживания детей (приближенных к семейным) в интернатных учреждениях области будут способствовать созданию условий для формирования социальной и коммуникативной компетентности и социализации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленности на разностороннее развитие их творческих способностей.

Важным элементом построения новой школы является совершенствование инфраструктуры школьной сети. В рамках модернизации отрабатываются модели базовых школ, школ третьей ступени с профильным обучением.

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт, внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки требуют обновления учебного оборудования, подготовки и издания новых региональных учебных пособий и методических материалов в пределах компетенции Департамента образования области.

Также обостряются проблемы кадрового обеспечения системы образования, которые выражаются в старении педагогических кадров, в низком проценте выпускников педагогических специальностей вузов, желающих работать по специальности, в недостаточном повышении образовательного уровня педагогов, преподающих в сельских общеобразовательных школах.

Новая школа требует современного учителя, педагога, руководителя. Поэтому одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие педагогического потенциала. В первую очередь речь идет об индивидуализации программ повышения квалификации, в рамках которых руководящие и педагогические работники смогут осваивать отдельные направления модернизации в короткий срок через систему модулей, семинаров, конференций и другие формы повышения профессионального уровня. Накопление этих форм в течение учебного года даст возможность педагогическому работнику пройти обучение и повысить профессиональный уровень, что важно в условиях подготовки к введению и реализации новых ФГОС в общеобразовательную школу.

Реализация подпрограммы "Оптимизация сети общеобразовательных учреждений в Вологодской области" в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства области от 7 апреля 2010 года N 366, привела к сокращению количества образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, из числа школ с низкой наполняемостью. Общее уменьшение количества образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2010 году составило 26 единиц.

Исполнение мероприятий подпрограммы "Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2011-2013 годах" позволит улучшить показатели деятельности общеобразовательных учреждений и сократить неэффективные расходы областного бюджета по отрасли "Образование".

Нормативный уровень показателей, достижение которых позволит обеспечить качество образования при эффективном использовании бюджетных средств в отрасли "Образование", определяется методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322.

Для решения столь масштабных задач помимо текущего финансирования требуются дополнительные средства. Настоящая Программа, которая представляет собой совокупность 8 подпрограмм, охватывает практически весь спектр проблем региональной системы образования. Выполнение программных мероприятий создаст условия для успешного функционирования региональной системы образования и позволит осуществить комплексный подход к модернизации образования, внедрению федеральных государственных образовательных стандартов, реализации национальной инициативы "Наша новая школа", дистанционному обучению детей-инвалидов. Качественная подготовка выпускников общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений в перспективе окажет благоприятное влияние на социально-экономическое развитие Вологодской области.

II. Основные цель и задачи Программы, сроки ее реализации


Цель Программы - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Задачи Программы:

обеспечение устойчивого развития системы образования  с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей, а также с учетом государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в области образования и воспитания;

(в ред. Постановления Правительства области от 26.09.2011 N 1215)

создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов;

создание благоприятных условий для поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов и реализации инициативы "Наша новая школа";

развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение качественных условий обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих их успешной интеграции в общество;

обеспечение региональной системы образования квалифицированными кадрами, способными решить задачи модернизации образования;

развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, современных моделей социализации детей и подростков с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья;

(в ред. постановления Правительства области от 20.08.2012 N 995)

приведение сети общеобразовательных учреждений к модели, адекватной потребностям обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и социально-экономическому развитию муниципальных районов и городских округов области;

повышение экономической эффективности функционирования общеобразовательных учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»