ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 октября 2010 года N 1132
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"
С 01.01.2013 утратил силу в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1243.
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства области от 15.11.2010 N 1291;
Постановление Правительства области от 04.04.2011 N 280;
Постановление Правительства области от 04.07.2011 N 769;
Постановление Правительства области от 26.09.2011 N 1215;
Постановление Правительства области от 29.11.2011 N 1502;
Постановление Правительства области от 06.08.2012 N 936;
Постановление Правительства области от 20.08.2012 N 995;
Постановление Правительства области от 29.10.2012 N 1271;
Постановление Правительства области от 24.12.2012 N 1584}
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы".
Губернатор области В.Е. Позгалев
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 04.10.2010 N 1132
Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы"
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование | - долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы" |
Основание для | - Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 N 3266-1 "Об образовании"; |
Государственный заказчик Программы | - Департамент образования области |
Основной разработчик | - Департамент образования области |
Цель Программы | - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина |
Задачи Программы | - обеспечение устойчивого развития системы образования с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей, а также с учетом государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в области образования и воспитания; |
Сроки реализации | - 2011 - 2014 годы |
Перечень подпрограмм | - подпрограмма "Модернизация содержания общего и дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов"; |
Исполнители | - Департамент образования области, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Объемы и источники | - общий объем финансирования - 818 265,6 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - в результате реализации мероприятий Программы к 2015 году планируется: обеспечить устойчивое развитие системы образования с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других условий, а также с учетом государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в области образования и воспитания; |
Контроль за ходом реализации Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляют: Департамент образования области, заместитель Губернатора области, курирующий соответствующую сферу. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа направлена на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", введение федеральных государственных образовательных стандартов и реализацию стратегии развития образования Вологодской области до 2020 года.
Модернизация образования в соответствии с инициативой "Наша новая школа" предполагает комплекс взаимосвязанных программных мероприятий по целенаправленному изменению системы образования в течение заданного периода времени при установленном бюджете с ориентацией на требования к качеству результатов.
Принципиальные позиции Программы: разработка целевых ведущих системообразующих направлений, определяющих пути и способы достижения целей в соответствии с требованиями инициативы "Наша новая школа", ФГОС и обеспечение преемственности всех ступеней образования на основе последовательной модернизации материально-технических, учебно-методических, кадровых, информационных условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Приоритетным направлением становится системная информатизация образования - переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерным оборудованием к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, в том числе сети Интернет.
Техническая база школ области в 2010 году составляет 7548 компьютеров, в учебном процессе используется 5856 компьютеров (78 % от их общего количества). Однако более 1200 компьютеров, имеющихся в общеобразовательных учреждениях, были поставлены в 2003-2006 годах, в настоящее время они не отвечают современным требованиям и требуют замены. Также до 2015 года потребуют замены более 5500 компьютеров, поставленных до 2009 года. Приобретение дополнительных компьютерных классов необходимо для введения предмета "Информатика" в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Необходимо также продолжать оснащение образовательных учреждений мультимедийными проекторами, программно-техническими комплексами на базе интерактивной доски, другими современными программно-аппаратными средствами обучения.
С 2010 года начался процесс перехода на использование пакета свободного программного обеспечения, разработанного в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Опытные зоны по внедрению пакета свободного программного обеспечения созданы в 560 образовательных учреждениях. Для внедрения нового программного обеспечения потребуются дополнительные вложения в укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и массовое повышение квалификации педагогических работников.
Реализация проекта "Цифровая школа XXI века" с оснащением учреждений образования современным компьютерным и цифровым оборудованием во всех муниципальных образованиях области необходима для достижения соответствия выпускникам общеобразовательных учреждений современным требованиям.
Введение независимой системы оценки качества образования, в том числе ЕГЭ, невозможно без замены устаревшего компьютерного оборудования. Кроме того, необходимо создание современной электронной системы оценки качества образования на основе опыта электронного мониторинга комплексного проекта модернизации образования.
С 2010 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в области реализуется проект "Дистанционное образование детей-инвалидов". С сентября 2010 года 30 детей-инвалидов начнут осваивать общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий, к 2012 году их число увеличится до 120 человек. В целях организации дистанционного образования детей-инвалидов создан Центр информатизации и оценки качества образования, предстоит его организационно-технологическое и учебно-методическое обеспечение.
Весомые результаты дает поддержка одаренных детей: значительно выросло количество учащихся - участников предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей. Учащиеся области добиваются значительных успехов и на международном уровне.
Высокая результативность выступлений учащихся-вологжан на российских и международных предметных олимпиадах и конкурсах - результат единых системных подходов к организации обучения одаренных детей, мотивированных на получение качественного основного общего, дополнительного и высшего профессионального образования.
За три последних года проведено более 300 областных мероприятий, школьники области приняли участие в 90 мероприятиях российского уровня.
Вместе с тем из-за финансовых ограничений не обеспечивается участие вологодских школьников во многих всероссийских смотрах, конкурсах и фестивалях, на 40% сокращен областной календарь массовых мероприятий с участием детей.
В рамках инициативы "Наша новая школа" особое внимание уделено работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Предполагается дальнейшее развитие предметных олимпиад, соревнований, конкурсов, конференций, способствующих их выявлению. Необходима организация сопровождения и поддержки таких обучающихся в течение всего периода их образования, основой этого является создание условий для взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования через систему областных мероприятий, укрепления их материально-технической и учебно-методической базы, кадрового потенциала.
В области большое внимание уделяется созданию надлежащих условий для жизни, обучения, развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы в области увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан. Дальнейшее активное развитие получила приемная семья.
Для обеспечения бесперебойного функционирования регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, необходимо приобретать компьютерную технику, обновлять программное обеспечение.
С целью информирования населения области о детях, состоящих на учете в региональном банке данных и нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи граждан, ежегодно издаются бюллетени, которые направляются в муниципальные районы и городские округа области для распространения успешного опыта развития семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и инициирования у отдельных граждан желания взять детей на воспитание.
Сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (30 учреждений, где воспитывается 1411 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), требует значительных вложений. Мебель, торгово-технологическое, банно-прачечное, сантехническое и другое оборудование устарели, находятся в малопригодном состоянии (70% износа). Недостаточно электронно-вычислительной техники, теле-, аудиоаппаратуры, музыкальных инструментов. Необходимо дооснащение и переоснащение учреждений автотранспортом, сельхозтехникой.
Мероприятия по укреплению материальной базы и созданию комфортных условий проживания детей (приближенных к семейным) в интернатных учреждениях области будут способствовать созданию условий для формирования социальной и коммуникативной компетентности и социализации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленности на разностороннее развитие их творческих способностей.
Важным элементом построения новой школы является совершенствование инфраструктуры школьной сети. В рамках модернизации отрабатываются модели базовых школ, школ третьей ступени с профильным обучением.
Переход на федеральный государственный образовательный стандарт, внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки требуют обновления учебного оборудования, подготовки и издания новых региональных учебных пособий и методических материалов в пределах компетенции Департамента образования области.
Также обостряются проблемы кадрового обеспечения системы образования, которые выражаются в старении педагогических кадров, в низком проценте выпускников педагогических специальностей вузов, желающих работать по специальности, в недостаточном повышении образовательного уровня педагогов, преподающих в сельских общеобразовательных школах.
Новая школа требует современного учителя, педагога, руководителя. Поэтому одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие педагогического потенциала. В первую очередь речь идет об индивидуализации программ повышения квалификации, в рамках которых руководящие и педагогические работники смогут осваивать отдельные направления модернизации в короткий срок через систему модулей, семинаров, конференций и другие формы повышения профессионального уровня. Накопление этих форм в течение учебного года даст возможность педагогическому работнику пройти обучение и повысить профессиональный уровень, что важно в условиях подготовки к введению и реализации новых ФГОС в общеобразовательную школу.
Реализация подпрограммы "Оптимизация сети общеобразовательных учреждений в Вологодской области" в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства области от 7 апреля 2010 года N 366, привела к сокращению количества образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, из числа школ с низкой наполняемостью. Общее уменьшение количества образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2010 году составило 26 единиц.
Исполнение мероприятий подпрограммы "Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2011-2013 годах" позволит улучшить показатели деятельности общеобразовательных учреждений и сократить неэффективные расходы областного бюджета по отрасли "Образование".
Нормативный уровень показателей, достижение которых позволит обеспечить качество образования при эффективном использовании бюджетных средств в отрасли "Образование", определяется методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322.
Для решения столь масштабных задач помимо текущего финансирования требуются дополнительные средства. Настоящая Программа, которая представляет собой совокупность 8 подпрограмм, охватывает практически весь спектр проблем региональной системы образования. Выполнение программных мероприятий создаст условия для успешного функционирования региональной системы образования и позволит осуществить комплексный подход к модернизации образования, внедрению федеральных государственных образовательных стандартов, реализации национальной инициативы "Наша новая школа", дистанционному обучению детей-инвалидов. Качественная подготовка выпускников общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений в перспективе окажет благоприятное влияние на социально-экономическое развитие Вологодской области.
Цель Программы - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Задачи Программы:
обеспечение устойчивого развития системы образования с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей, а также с учетом государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в области образования и воспитания;
(в ред. Постановления Правительства области от 26.09.2011 N 1215)
создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов;
создание благоприятных условий для поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов и реализации инициативы "Наша новая школа";
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение качественных условий обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих их успешной интеграции в общество;
обеспечение региональной системы образования квалифицированными кадрами, способными решить задачи модернизации образования;
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, современных моделей социализации детей и подростков с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья;
(в ред. постановления Правительства области от 20.08.2012 N 995)
приведение сети общеобразовательных учреждений к модели, адекватной потребностям обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и социально-экономическому развитию муниципальных районов и городских округов области;
повышение экономической эффективности функционирования общеобразовательных учреждений.