ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 года N 304-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.09.2014 N 389-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2023 N 573-П.
____________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Астраханской области от 15.12.2014 N 81/2014-ОЗ "О бюджете Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", от 02.02.2005 N 2/2005-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П "О государственной программе "Охрана окружающей среды Астраханской области" изменение, изложив государственную программу "Охрана окружающей среды Астраханской области", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 30 июня 2015 года N 304-П
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Паспорт государственной программы "Охрана окружающей среды Астраханской области"
Наименование государственной программы | - "Охрана окружающей среды Астраханской области" (далее - государственная программа) |
Основание для разработки государственной программы | - перечень государственных программ Астраханской области, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр |
Основной разработчик государственной программы | - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) государственной программы | - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
Государственный заказчик (государственные заказчики) государственной программы | - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
Исполнители государственной программы | - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области; - служба по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Астраханской области; -органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы | "Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области" "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области" "О сохранении и воспроизводстве охотничьих ресурсов в Астраханской области" - ведомственная целевая программа "Охрана территорий и обеспечение экологической безопасности Астраханской области" - ведомственная целевая программа "Озеленение Астраханской области" |
Цель государственной программы | - повышение защищенности окружающей среды от антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, рациональное использование и охрана природных ресурсов |
Задачи государственной программы | -повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении экологического потенциала лесов; -устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; - снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду и сохранение биологического разнообразия животного и растительного мира, рациональное и устойчивое использование всех компонентов природных экосистем |
Целевой индикатор и показатель государственной программы | - сохранение оценки региона по экологическому рейтингу субъектов Российской Федерации - не ниже 50-го места |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2015 - 2025 годы, в том числе: I этап -2015 - 2020 годы; II этап - 2021-2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований и источники финансирования государственной программы (в том числе по подпрограммам) | Общий объем финансирования государственной программы в 2015 - 2025 годах составит 15305612.7 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 11260 241.79 тыс. руб.; - за счет средств бюджета Астраханской области - 3215 545.38 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 238166.58 тыс. руб.; 2016 год - 94053.05 тыс. руб.; 2017 год - 100651.35 тыс. руб.; 2018 год - 908036.76 тыс. руб.; 2019 год - 830959.97 тыс. руб.; 2020 год - 701186.42 тыс. руб.; 2021-2025 годы - 342491.25 тыс. руб.; - за счет средств бюджетов муниципальных образований - 163212.53 тыс. рублей; - за счет средств внебюджетных источников - 666613.00 тыс. руб.; в том числе: Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области" - 11447193.68 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 9990638.59 тыс. рублей; - за счет средств бюджета Астраханской области - 1143948.92 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 120747.03 тыс. руб.; 2016 год - 10281.00 тыс. руб.; 2017 год - 24490.00 тыс. руб.; 2018 год - 655048.89 тыс. руб.; 2019 год - 176621.00 тыс. руб.; 2020 год - 156761.00 тыс. руб.; - за счет средств бюджетов муниципальных образований - 73446.17 тыс. рублей; - за счет средств внебюджетных источников - 239160.00 тыс. руб. Подпрограмма "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области" - 2719168.67 тыс. рублей, в том числе: - за счет средств федерального бюджета - 841485.00 тыс. рублей; - за счет средств бюджета Астраханской области - 1505715.71 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 17700.00 тыс. руб.; 2016 год - 5000.00 тыс. руб.; 2017 год - 0 тыс. руб.; 2018 год - 148905.27 тыс. руб.; 2019 год - 551066.37 тыс. руб.; 2020 год - 440552.82 тыс. руб.; 2021-2025 годы - 342491.25 тыс. руб.; - за счет средств бюджетов муниципальных образований - 71 412.96 тыс. рублей; - за счет средств внебюджетных источников - 300 555.00 тыс. руб. Подпрограмма "О сохранении и воспроизводстве охотничьих ресурсов в Астраханской области" - 179300.00 тыс. рублей, из них: -за счет средств бюджета Астраханской области - 61600.00 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 9900 тыс. руб.; 2016 год - 2000 тыс. руб.; 2017 год - 0 тыс. руб.; 2018 год - 16900 тыс. руб.; 2019 год - 16100 тыс. руб.; 2020 год - 16700 тыс. руб.; - за счет средств внебюджетных источников - 117700.00 тыс. рублей. Ведомственная целевая программа "Охрана территорий и обеспечение экологической безопасности Астраханской области" - 529866.75 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 34568 тыс. руб.; - за счет средств бюджета Астраханской области - 495298.75 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 89819.55 тыс. руб.; 2016 год - 76772.05 тыс. руб.; 2017 год - 76161.35 тыс. руб.; 2018 год (прогноз) - 84188.60 тыс. руб.; 2019 год (прогноз) - 84178.60 тыс. руб.; 2020 год (прогноз) - 84178.60 тыс. руб. Ведомственная целевая программа "Озеленение Астраханской области" - 36533.40 тыс. рублей, из них: - за счет средств бюджета Астраханской области - 8 982.00 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 0 тыс. руб.; 2016 год - 0 тыс. руб.; 2017 год - 0 тыс. руб.; 2018 год (прогноз) - 2994 тыс. руб.; 2019 год (прогноз) - 2994 тыс. руб.; 2020 год (прогноз) - 2994 тыс. руб.; - за счет средств бюджетов муниципальных образований - 18353.4 тыс. рублей; - за счет средств внебюджетных источников - 9198 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | - доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда составит 0.043%; - численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена и экологические условия проживания которого улучшены, составит 99.78 тыс. чел.; - доля рекультивированных и экологически реабилитированных земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба, к 2025 году составит 100%; - доля площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда к 2020 году составит 5.4%; - общая протяженность новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления к 2020 году составит 25200 м; - численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба, экологические условия которого улучшены, - 118.78 тыс. чел.; - количество выпущенных птиц к 2020 году достигнет 18000 голов; - количество выпущенных сайгаков достигнет к 2020 году 50 голов |
Система организации контроля над исполнением государственной программы | Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области осуществляет контроль за исполнением мероприятий государственной программы, ее непосредственными и конечными результатами, целевым и эффективным использованием финансовых средств. Исполнители основных мероприятий государственной программы несут ответственность за своевременное выполнение программных мероприятий. Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации государственной программы |
1. Общие положения, основание для разработки государственной программы
Государственная программа разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Астраханской области от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Астраханской области" в рамках реализации Распоряжения Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области".
Объект государственной программы - защита окружающей среды от антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, рациональное использование и охрана природных ресурсов.
Предмет регулирования - система общественных правоотношений в сфере обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, рационального использования и охраны природных ресурсов.
Направление действия государственной программы - совершенствование механизма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, хозяйствующих субъектов Астраханской области по вопросам обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сохранения природных систем и объектов животного мира.
Правовую основу государственной программы составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Лесной кодекс Российской Федерации;
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Государственная программа учитывает цели, задачи и основные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р, а также Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.
На территории Российской Федерации в настоящее время успешно реализуются государственные программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326, "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350, одним из условий участия в которых является разработка органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих государственных программ (подпрограмм).
2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы. Обоснование включения в состав государственной программы подпрограмм
Астраханская область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению антропогенного воздействия на окружающую среду.
В связи с этим государственная политика в сфере экологии и природных ресурсов направлена на создание условий для обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Анализ состояния окружающей среды Астраханской области позволяет выделить следующие основные проблемы в данной сфере, обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом, так и текущим негативным воздействием на окружающую среду.
Леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют важную роль в улучшении и защите окружающей среды.
Астраханская область относится к малолесным районам. Лесной фонд расположен небольшими обособленными участками, в основном в Волго-Ахтубинской пойме - одной из крупнейших в мире речных долин, в дельте реки Волги, представлен также государственной защитной лесной полосой Саратов-Астрахань и другими защитными насаждениями на песках. Лесистость территории колеблется от 0.5% (Лиманский район) до 3.5% (Черноярский район). Средний процент лесистости по области по данным проведенного лесоустройства (2001 г.) - 1.8%. Все леса области по целевому назначению отнесены к защитным и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Лесной фонд Астраханской области характеризуется средней степенью пожарной опасности. Более 90% лесных пожаров происходят по вине человека и из-за климатических аномалий в природе, сильной засухи и жары. Имеют место лесные пожары, возникающие в результате бесконтрольного выжигания травы. Погодные условия в осенне-зимний и весенний период до начала половодья, преимущественное по площади наличие сухих тростниковых массивов и зарослей камыша, соседствующих с лесными участками, труднодоступность к этим участкам, расположенным на многочисленных островах и вдоль проток Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги, создают основную угрозу возникновения лесных и растительных пожаров и резко повышают уровень пожарной опасности на территории области.
Все лесные пожары представляют чрезвычайную опасность, поскольку к началу локализации они, как правило, успевают охватить большие площади. Особенно страшны массовые пожары, которые возникают в условиях засушливой погоды, их суммарная площадь составляет сотни тысяч гектаров. При этом возникает угроза уничтожения огнем населенных пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов.
Проблема охраны лесов от пожаров в настоящее время приобрела характер общегосударственной задачи. Дефицит финансирования в значительной степени обостряет сложившуюся ситуацию. В условиях недостаточного финансирования в последние годы наблюдается значительное ухудшение состояния парка противопожарной техники, оборудования и вспомогательного инвентаря, снижает уровень противопожарной защиты лесов.
В целях усиления пожарной устойчивости лесов на территории Астраханской области, снижения количества возгораний лесов, предотвращения перехода огня на населенные пункты необходимы проведение противопожарного обустройства лесных участков, тушение лесных пожаров, противопожарная пропаганда. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо заменить изношенную пожарную технику и оборудование, а также укомплектовать существующие специализированные учреждения до нормативного уровня технического оснащения.
В последние годы туристический бизнес получил в Астраханской области существенное развитие и сегодня является одним из приоритетов экономики региона. Этому способствует уникальный набор климатогеографических особенностей, культурно-исторических объектов и система заповедных природных территорий, гарантированная их доступность в связи с развитой транспортной сетью. В связи с этим самый востребованный вид использования лесов в регионе - для целей рекреации (около 60% всех договоров аренды). В настоящее время существенно расширены возможности многофункционального использования лесов. Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного и пожарного надзора на региональном уровне.
Воспроизводство лесов - повышение продуктивности и качества лесов, включает в себя: лесовосстановление, лесное семеноводство, уход за лесами, отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями. Кроме мероприятий по воспроизводству лесов в Астраханской области для увеличения площади защитных лесонасаждений, повышения потенциала лесов и защиты от ветровой эрозии ежегодно проводятся мероприятия по лесоразведению на площади 30 - 50 га.
Анализ показывает, что снижение объемов лесовосстановления и качества его проведения несет реальную угрозу повышению продуктивности потенциала лесов будущего, улучшению экологической обстановки в регионе, снижает возможность повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесных ресурсов к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата. В настоящее время наблюдается снижение объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства. Ежегодно отмечается гибель лесных культур по климатическим, погодным и гидрологическим факторам, уменьшить действие которых возможно за счет увеличения объемов уходов за лесными культурами в молодом возрасте. Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования.
Выполнение мероприятий, планируемых в рамках реализации государственной программы, позволит создать условия для снижения количества и площади лесных пожаров, увеличить оперативность обнаружения лесных пожаров, улучшить санитарное состояние лесов путем проведения санитарно-оздоровительных и лесозащитных мероприятий, обеспечит создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, увеличение доходности от использования лесов, а также повышение эффективности контроля за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов, уменьшение площади не покрытых лесом земель в составе земель лесного фонда на территории области, улучшение продуктивности и их устойчивости к негативным воздействиям, создание и эффективное использование постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе.
На территории Астраханской области успешно реализуется федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".
В рамках реализации вышеуказанной программы на территории региона завершены работы по строительству шлюзов-регуляторов на ильменях Чапурий-Голга Лиманского района, Табун-Киремта Икрянинского района. Ввод в эксплуатацию данных объектов обеспечил гарантированную подачу воды в зону западно-подстепных ильменей с целью улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и повышения водообеспеченности близлежащих населенных пунктов с общей численностью населения около 5.0 тыс. чел. Площадь защищенной территории составляет 75.2 га.
Кроме этого, были проведены работы по берегоукреплению реки Волги в районе п. Морского в Трусовском районе г. Астрахани, капитальный ремонт берегоукрепления реки Волги в районе п. Морского в Трусовском районе г. Астрахани, капитальный ремонт берегоукрепления в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области.
Были проведены расчистки ильменя Карабулак - Культюкун в Лиманском районе Астраханской области и ериков Бунтур, Соленая Дорога в Икрянинском районе Астраханской области, улучшена водообеспеченность протоки Чилимная в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области.
Предварительные итоги реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" и государственной программы "Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в 2012 - 2020 годах" свидетельствуют о положительных результатах, однако в водохозяйственном комплексе существуют проблемы, которые требуют комплексного подхода с применением программно-целевого метода.
В Астраханской области около 900 малых рек и водоемов, имеющих важное народно-хозяйственное значение. Серьезной проблемой для региона является изменение естественного природного функционирования экосистемы западно-подстепных ильменей (далее - ЗПИ). Многие хозяйствующие субъекты в угоду решения текущих проблем бесконтрольно, а иногда бездумно возводят на водотоках завалки, дамбы, укладывают трубы на завышенных отметках. Как результат, при отсутствии постоянной санитарной проточности - образование солончаков, повышенная минерализация, опасность возникновения застоя воды и заморов рыбы.
На протяжении ряда лет во всем регионе прослеживается стабильная тенденция ухудшения санитарного состояния малых водотоков, причиной которого является уменьшение их проточности и заиливание.
Остро стоит вопрос негативного воздействия вод для всего водохозяйственного комплекса Астраханской области - населения, отраслей промышленности, сельского и рыбного хозяйства. Отрицательное воздействие вод проявляется в виде заиления и зарастания русла водотоков, подтопления грунтовыми водами большей части территории г. Астрахани, затопления территории населенных пунктов, городских территорий и сельскохозяйственных угодий во время высоких паводков, абразии и переработки берегов основных рек в городах и населенных пунктах, ухудшения состояния гидротехнических сооружений на территории области.
Основными видами работ, которые необходимо выполнить для защиты (смягчения последствий) от вредного воздействия вод, являются: берегоукрепление рек в городах и населенных пунктах области; строительство, реконструкция и капитальный ремонт регулирующих гидротехнических сооружений.
Государственная программа предусматривает основные цели и комплекс производственных, организационно-хозяйственных, социальных задач и мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. В частности, государственная программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охрану водных объектов, в том числе реализацию мер и внедрение механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Интенсивное социально-экономическое развитие страны в предшествующий период, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, плотность промышленного производства, высокая степень износа основных фондов, технологическая отсталость, накопление загрязняющих веществ, преимущественно в почвах (землях), а также значительное количество бесхозяйных или экономически непривлекательных активов, характеризующихся высокой степенью загрязнения, в результате широкомасштабной приватизации в 90-х годах стали основными причинами возникновения накопленного экологического ущерба.
На территории Астраханской области существует накопленный экологический ущерб, который оказывает воздействие на окружающую среду и здоровье населения и создает большую нагрузку на экономику в виде отложенных расходов на реабилитацию. С течением времени эти издержки будут только увеличиваться, если не начать работы по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области.