ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 марта 2011 года N 181-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2011 - 2013 ГОДЫ)"


В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, статьи 31 Закона Удмуртской Республики от 24 декабря 2010 года N 62-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011 - 2013 годы)".

2. Утвердить Министерство финансов Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011 - 2013 годы)".

3. Министерству финансов Удмуртской Республики организовать работу по разработке и согласованию проекта республиканской целевой программы "Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011 - 2013 годы)" и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики в срок до 10 апреля 2011 года.

4. Внести изменение в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 2010 года N 870-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2011 - 2013 годы" согласно приложению.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 21 марта 2011 года N 181-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2011 - 2013 ГОДЫ)"

     

1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Одним из приоритетов государственной политики, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, является повышение эффективности государственного управления. Для реализации поставленных целей в этом направлении Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Именно эти вопросы нашли отражение в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.

Республиканская целевая программа "Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011 - 2013 годы)" (далее - Программа) разрабатывается во исполнение вышеуказанного распоряжения Правительства Российской Федерации.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ, бюджетная стратегия на долгосрочную перспективу направлена на дальнейшее внедрение методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти и бюджетополучателей к максимально эффективному использованию бюджетных средств, на сокращение расходов, не соответствующих требованиям эффективного управления бюджетными средствами.

В среднесрочной перспективе проводимая в Удмуртской Республике бюджетная политика является основным инструментом достижения запланированных результатов Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы основными задачами бюджетной политики, в частности, определены:

- переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;

- обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизация сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств;

- обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала.

Таким образом, Программа напрямую нацелена на решение задач, определенных программными документами Удмуртской Республики.

Кроме того, Указом Президента Удмуртской Республики от 27 июля 2010 года N 128 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Удмуртской Республики на 2011 - 2013 годы" поставлена задача принятия и реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Удмуртской Республики. В Законе Удмуртской Республики от 24 декабря 2010 года N 62-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрена статья 31, поручающая Правительству Удмуртской Республики разработать в течение 2011 года Программу повышения эффективности бюджетных расходов.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


На данном этапе в программных документах Российской Федерации поставлены задачи по повышению эффективности всей системы государственного управления, решение которых возможно осуществить с использованием инструментов бюджетной политики. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать региональные программы по повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов, аналогичные Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

С конца 2008 года бюджетная система Удмуртской Республики как составляющая часть бюджетной системы Российской Федерации сталкивается с последствиями мирового экономического кризиса. Снижение экономической активности хозяйствующих субъектов, падение мировых цен на нефть привели к сокращению доходной базы консолидированного бюджета Удмуртской Республики. Основные параметры консолидированного бюджета Удмуртской Республики представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные параметры консолидированного бюджета Удмуртской Республики

 Наименование

 показателя      

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.,

прогноз

2012 г.,

прогноз

2013 г.,

прогноз

Доходы, млн. руб.     

42759  

41326  

42511  

38000   

38561   

39694   

Темп роста доходов

к уровню прошлого

года, %               

 -  

 96,6

 102,9

 89,4

 101,5

 102,9

Расходы, млн. руб.    

43223  

44818  

49408  

45507   

44496   

45601   

Темп роста расходов

к уровню прошлого

года, %               

 -  

 103,7

 110,2

 92,1

 97,8

 102,5

Дефицит, млн. руб.    

 -464  

-3492  

-6897  

-7507   

-5935   

-5907   

Отношение дефицита

к расходам, %         

 -1,1

 -7,8

 -14,0

 -16,5

 -11,1

 -12,9


В этих условиях для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы республики необходимо разработать и реализовать комплексную систему мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления бюджетным процессом и общественными финансами. Решение такого рода задачи требует эффективного взаимодействия всех заинтересованных в ее решении участников бюджетного процесса.

Повышение эффективности бюджетных расходов в целях создания эффективной системы государственного управления, ориентированной на повышение качества предоставления государственных услуг населению путем внедрения передовых методов управления, современных технологий контроля, оценки и мониторинга, а также совершенствования механизмов среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики возможно только с применением программно-целевого подхода. Именно программно-целевой метод, в основу которого положен принцип ориентации совокупности выполняемых различными исполнителями действий на достижение общей цели, наиболее подходит для решения такой многоаспектной проблемы.

Использование программно-целевого метода вызвано, с одной стороны, невозможностью решить масштабную межотраслевую задачу традиционными способами, а с другой - необходимостью увязки цели, задач, ресурсов многоцелевого назначения и большого числа исполнителей.

Кроме того, наличие Программы по повышению эффективности бюджетных расходов позволит Удмуртской Республике принять участие в отборе субъектов Российской Федерации для получения субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. С целью софинансирования приоритетного для государства направления деятельности в Федеральном законе от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов в 2011 - 2013 годах в сумме 1 млрд. рублей ежегодно. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" одним из условий предоставления субсидий является наличие утвержденной региональной программы.

3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Ухудшение условий функционирования экономики Удмуртии вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или к снижению доходов республики. В связи с этим возникает риск сокращения бюджетных расходов и увеличения долговой нагрузки на бюджет, сокращается возможность не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей развития Удмуртской Республики, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.

Вынужденный в условиях неопределенности бюджетных возможностей пересмотр заявленных целей государственной политики, нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе инвестиционных и социально значимых проектов, целевых программ), невыполнения (пересмотра) государственных контрактов приводит к снижению доверия граждан и хозяйствующих субъектов к государству не только как к субъекту политики, но и как к ответственному и надежному партнеру в гражданско-правовых отношениях.

Кроме того, существенно усложняется планирование деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижается их ответственность за достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач государственной политики в соответствующих сферах.

Поэтому в условиях адаптации финансово-бюджетной системы Удмуртской Республики к замедлению темпов роста бюджетных доходов необходимо создать условия для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, повышению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Без использования программно-целевого принципа организовать деятельность множества участников по нескольким направлениям, скоординировать их по времени представляется затруднительным. Высока вероятность реализации лишь отдельных мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Существуют две группы факторов, воздействующих на процесс реализации Программы и определяющих риск осуществления преобразований: внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы не подлежат контролю и регулированию со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики. К таким факторам относятся:

- возможные изменения в финансово-экономической и социальной обстановке в Российской Федерации;

- изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, последствиями которых является сокращение доходных источников и увеличение расходных обязательств;

- изменение законодательства Российской Федерации, определяющего систему мероприятий по реформированию бюджетного процесса и повышению эффективности расходов бюджета (например, общие требования к организации бюджетного процесса на основе программно-целевого принципа устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации. В данном вопросе существует риск по предлагаемым срокам внедрения системы программно-целевого управления в исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики, поскольку до настоящего времени соответствующий федеральный закон не принят. После внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации может возникнуть необходимость в доработке методологии программно-целевого управления для использования исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики).

Риски, определенные внутренними факторами, минимизируются путем осуществления организационных мероприятий со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики. К группе внутренних факторов относятся:

- ограниченные сроки для реализации мероприятий Программы;

- сокращение планируемых объемов финансирования Программы;

- необходимость координации деятельности большого числа исполнителей и управления очень сложными проектами, требующими согласованной политики и перестройки административных процессов;

- нарушение установленных Планом мероприятий Программы сроков принятия нормативных актов, связанное со сложностью нормотворческих и законодательных процедур;

- недостаточно высокий уровень квалификации кадров и отсутствие мотивации государственных и муниципальных служащих, препятствующие своевременной реализации отдельных программных мероприятий и Плана мероприятий Программы в целом;

- негативное отношение населения республики к проводимым преобразованиям, связанным с реструктуризацией бюджетной сети и внедрением новых форм финансового обеспечения государственных услуг.

Для снижения последствий наступления таких рисков необходимо проведение следующих организационных мероприятий:

- детальная проработка схемы взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления;

- создание межведомственных рабочих групп и координация их деятельности по реализации программных мероприятий;

- осуществление информационной поддержки реализации Программы;

- обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров;

- применение системы материального и нематериального стимулирования государственных и муниципальных служащих;

- привлечение экспертных и консультационных организаций, имеющих опыт проведения работ в сфере государственного управления и организации бюджетного процесса.

Минимизация организационных рисков связана главным образом с эффективной координацией исполнителей Программы по выполнению Плана мероприятий Программы. Особенностью проблемы повышения эффективности бюджетных расходов является ее взаимосвязь с проводимой государственной политикой по ряду направлений, реализуемых в рамках других республиканских целевых программ, а именно:

- "Административная реформа в Удмуртской Республике на 2010 - 2012 годы" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года N 275);

- "Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года N 75);

- "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011 - 2015 годы)" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 ноября 2010 года N 322).

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Ориентировочные сроки реализации Программы - 2011 - 2013 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»