Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2010 года N 27-пп


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года

(с изменениями на 26 июля 2021 года)

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 18.09.2010 N 299-пп, от 25.07.2011 N 271-пп, от 24.12.2012 N 590-пп, от 03.06.2013 N 206-пп, от 12.05.2015 N 192-пп, от 25.04.2016 N 122-пп, от 25.03.2019 N 128-пп, от 27.07.2020 N 336-пп, от 26.07.2021 N 296-пп)



В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов, консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области, бизнес-структур и гражданского общества по обеспечению населению области достойного качества жизни и его постоянного улучшения в среднесрочном и долгосрочном периоде Правительство Белгородской области постановляет:


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)


1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия, прилагается).


2. Органам исполнительной власти и государственным органам области обеспечить достижение индикаторов Стратегии и их интеграцию в государственные программы Белгородской области в курируемых сферах.


(п. 2 введен постановлением Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп; в ред. постановления Правительства Белгородской области от 12.05.2015 N 192-пп)


3. Органам исполнительной власти области обеспечить реализацию Стратегии и представление в департамент экономического развития области ежегодных отчетов о реализации Стратегии за истекший год до 15 апреля года, следующего за отчетным.


(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп, от 03.06.2013 N 206-пп)


4. Департаменту экономического развития области (Гладский Д.Г.) обеспечить ежегодный мониторинг реализации Стратегии, подготовку отчетов о реализации Стратегии за истекший год и их представление Губернатору области не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.


(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 25.07.2011 N 271-пп, от 24.12.2012 N 590-пп, от 03.06.2013 N 206-пп, от 26.07.2021 N 296-пп)


5. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований области учитывать положения Стратегии при разработке отраслевых стратегий, концепций, программ, дорожных карт, планов действий.


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 12.05.2015 N 192-пп)


6. Признать утратившим силу постановление Правительства Белгородской области от 27 октября 2008 года N 269-пп "О Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, включающей Программу социально-экономического развития Белгородской области на 2008 - 2012 годы".


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)


7. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития Белгородской области (Гладский Д.Г.).


(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 25.03.2019 N 128-пп, от 26.07.2021 N 296-пп)



Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 25 января 2010 года N 27-пп



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп, от 03.06.2013 N 206-пп, от 12.05.2015 N 192-пп, от 25.04.2016 N 122-пп, от 25.03.2019 N 128-пп, от 27.07.2020 N 336-пп, от 26.07.2021 N 296-пп)



1. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области как инструмент региональной политики


1.1. Макроэкономические и макросоциальные ориентиры стратегического развития регионов

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)



Формирование целей социально-экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к инновационно активной экономике и устойчивой социальной политике.


Руководством страны поставлены основные цели стратегического развития: достижение качественного изменения жизни населения, экономики и социальной сферы. Для этого необходимы увеличение ВВП, повышение диверсификации и придание российской экономике инновационного характера, рост производительности труда, укрепление обороноспособности и экономической безопасности страны.


Приоритеты социально-экономического, политического и демографического развития государства отражены в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса", N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и в основных стратегических документах.


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция-2020), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, обозначены важнейшие цели развития страны на долгосрочную перспективу, в том числе формирование комфортной для жизни людей среды, обеспечивающей лидерские позиции России в мире, путем решения задач развития и реализации человеческого потенциала, использования потенциала информационного общества и интернет-технологий, а также определены целевые показатели развития страны, пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики, укрепления национальной безопасности.


Для достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации необходим переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал экономики страны за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния населения.


Концепция-2020 определяет приоритеты долгосрочного развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, связанные с использованием их природноресурсной базы - плодородных земель и рудных запасов Курской магнитной аномалии, заключающиеся в развитии:


инновационного вектора горнодобывающей и металлургической отраслей, базирующегося на применении новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и качества продукции;


агропромышленного комплекса на основе применения современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, включая производство биотоплива, расширение рынков сбыта пищевой продукции, индуцируемое спросом крупнейших центров потребления;


транспортно-логистической инфраструктуры, включающей создание полимагистральных транспортных коридоров, обеспечивающих инфраструктурный базис для развития внешней торговли, повышение уровня транспортных связей между областями, расположенными в Центрально-Черноземной зоне, а также с Московской агломерацией, развитие железнодорожного сообщения до государственной границы Российской Федерации с Украиной для приграничного сотрудничества и интеграции в глобальную экономику;


дополнительных энергетических мощностей;


сектора услуг и сервисных отраслей.


Перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь является целью Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р. Для достижения этой цели необходимо в первую очередь развивать кадровый потенциал в сфере науки, образования, технологий и инноваций, повышать инновационную активность бизнеса и ускорить появление новых инновационных компаний, максимально широко внедрить в деятельность органов государственного управления современные инновационные технологии, сформировать сбалансированный и устойчиво развивающийся сектор исследований и разработок.


В Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, сформулированы цели, задачи, подходы и принципы развития макрорегиона.


Базовым принципом развития Центрального федерального округа является максимальная ресурсоэффективность, природосбережение, локализация полного производственного цикла, использование транзитных возможностей территории, проведение модернизации и усиление инновационности экономики и социальной сферы.


Формирование инновационной экономики Белгородской области означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов станет не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.


Основные направления перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития являются целевым ориентиром развития Белгородской области, включающим:


развитие человеческого потенциала;


создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;


структурную диверсификацию экономики на основе инновационного технологического развития;


закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (аграрный сектор, переработка природных ресурсов);


расширение и укрепление внешнеэкономических позиций, повышение эффективности участия в общероссийском и мировом разделении труда;


переход к новой модели пространственного развития экономики.


Формирование предпосылок для перехода к инновационному социально ориентированному типу развития требует поиска новых управленческих решений, способствующих созданию условий для дальнейшего повышения качества жизни населения на основе интенсивного развития экономики. При этом надо учитывать следующие важные факторы: проведение административной реформы, реформ общественных финансов и местного самоуправления, совершенствование региональной политики и влияние на экономику области глобализации российской экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию.


Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия развития области) базируется на указанных выше основных стратегических документах страны, основывается на положениях Программы улучшения качества жизни населения области, утвержденной законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74, Стратегии "Формирование регионального солидарного общества", утвержденной постановлением Правительства области от 24 ноября 2011 года N 435-пп, и Плана мероприятий по решению задач, изложенных Губернатором области на церемонии вступления в должность 20 октября 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства области от 19 ноября 2012 года N 618-рп. Стратегия развития области является одним из элементов системы государственного планирования Белгородской области, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста валового регионального продукта, капитализацию активов территории и повышение благосостояния граждан.


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 12.05.2015 N 192-пп)


Стратегия развития области включает в себя необходимые сведения о развитии экономики региона, анализ нынешнего состояния экономики области и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит основные программы и проекты.


В Стратегии развития области спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.