Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2019 года N 128-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп



В целях корректировки Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года в соответствии с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительство Белгородской области постановляет:


1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года":


- пункт 7 постановления изложить в следующей редакции:


"7. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития Белгородской области (Абрамов О.В.)";


- в Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденную в пункте 1 названного постановления:


разделы 3 - 9 Стратегии изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;


приложения N 1 - N 3 к Стратегии исключить;


дополнить Стратегию приложениями N 1 - N 5 в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО



Приложение
к постановлению
Правительства Белгородской области
от 25 марта 2019 года N 128-пп



3. Выбор приоритетов социально-экономического развития Белгородской области



3.1. Стратегический (SWOT) анализ социально-экономического развития Белгородской области


Стратегический анализ современной социально-экономической ситуации в Белгородской области проведен на основе экспертной оценки факторов внешней среды и качественно-количественных характеристик параметров состояния экономического и социального потенциала региона.


Исследование внутренней среды региона позволило выделить сильные и слабые стороны деятельности, ключевые процессы и элементы, состояние которых в совокупности определяет компетенции экономики региона, ее внутренние конкурентные преимущества, а также поле основных проблем для разработки Стратегии развития области.


Факторы внешней среды оценены на основе макроэкономических и макросоциальных тенденций, выделенных в базовых документах стратегического планирования федерального и регионального уровней и определивших векторы, императивы и ограничения разрабатываемой Стратегии развития области.


Стратегический анализ показывает:


- совместимы ли возможности внешней среды со стратегическими целями региона;


- имеет ли регион необходимые финансовые ресурсы, развитую инфраструктуру, средства для инвестирования, необходимые "ноу-хау" для создания и удержания конкурентных преимуществ;


- способен ли кадровый потенциал осуществить поставленные цели и задачи.


Конечной целью стратегического анализа является формирование альтернативных стратегических решений и окончательный выбор Стратегии развития области.



Таблица 3.1



Состав факторов возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон внутренней среды Белгородской области

Возможности

Угрозы

- активная экономическая политика государства, ее инвестиционно-инновационные приоритеты;

- государственная поддержка инфраструктурных региональных проектов;

- административная реформа и рост качества государственного и муниципального управления, оптимизация бюджетных расходов;

- тенденции роста рынков железорудных материалов, металлопродукции, строительных материалов, сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- развитие спроса на экологический и сельский туризм;

- растущий интерес инорегиональных и иностранных инвесторов и партнеров к ресурсам, проектам и продуктам региона;

- приток трудовых ресурсов за счет мигрантов из регионов России и СНГ

- неустойчивые параметры макроэкономической динамики (инфляция, налоговый, кредитный, тарифный таможенный режимы);

- политические и экономические санкции против Российской Федерации;

- осложнение внешнеполитической ситуации и отношений с отдельными государствами, сокращение внешнеторговых связей, транзитных потоков в страны дальнего и ближнего зарубежья;

- экстенсивный рост использования природных ресурсов;

- рост антропогенной нагрузки и загрязнения окружающей природной среды;

- тенденция оттока квалифицированных кадров, в том числе АПК;

- снижение уровня реальных доходов населения под воздействием роста инфляции

Сильные стороны

Слабые стороны

- наличие уникальных запасов железной руды, других рудных и нерудных полезных ископаемых;

- благоприятные климатические условия, 70 процентов земельных угодий - черноземы;

- активная региональная экономическая политика, развитие государственно-частного партнерства, низкие инвестиционные риски;

- наличие развитой сети железнодорожных, автомобильных магистралей, интегрированной в международные транспортные коридоры, высокий удельный (более 90 процентов) вес автомобильных дорог с твердым покрытием;

- устойчивые темпы роста промышленного производства;

- задел инновационных производств и проектов;

- полная газификация области;

- высокая деловая и инвестиционная активность малого бизнеса;

- опыт создания бизнес-инкубаторов, ТОР, инновационно-технологических комплексов, промышленных (индустриальных) парков;

- развитый АПК с высокой долей крупнотоварного производства;

- внедрение бережливых технологий;

- инновационная и технологическая трансформация социально-экономического развития области;

- сформированная система проектной деятельности области;

- активная комплексная региональная социальная политика;

- наличие развитой сети учебных заведений для подготовки и переподготовки кадров

- зависимость экономики от колебаний рынков и цен на железорудное и сельскохозяйственное сырье, металлопродукцию и продовольствие;

- недостаточный уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры;

- технико-технологическое отставание отдельных производств от внешних и внутренних конкурентов, недостаточный уровень маркетинговой и внешнеэкономической работы у многих компаний;

- недостаточно развитая инфраструктура туристско-рекреационного бизнеса;

- дефицит высококвалифицированных кадров;

- дисбаланс спроса и предложения квалифицированной рабочей силы, несоответствие системы профессионального образования потребностям рынка труда;

- дифференциация населения, в первую очередь, сельского, по доходам;

- старение населения, оказывающее негативное влияние на количественные и качественные характеристики экономически активного населения;

- рост онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний населения;

- снижение показателей естественного воспроизводства населения;

- недостаточный уровень благоустроенности жилищного фонда, его изношенность;

- диспропорция объемов индивидуального жилищного строительства в муниципальных образования области;

- недостаточная эффективность научных исследований, низкий уровень внедрения отечественных разработок



Таблица 3.2



Стратегический (SWOT) анализ социально-экономического развития Белгородской области

Использование возможностей внешней среды за счет сильных сторон региона

Преодоление угроз внешней среды за счет сильных сторон региона

- сложившаяся горно-металлургическая, аграрная и строительная специализация региона создает условия для развития кластеров и зон опережающего развития за счет растущих внутренних и внешних рынков их продуктов;

- приток частных и государственных инвестиций повышает конкурентоспособность продуктов кластеров и ведет к распространению инноваций в сопряженные сферы;

- наращивание доли инновационных технологий в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, обеспечении электрической энергией, газом и паром, в области информации и связи, научных исследованиях и разработках создаст предпосылки для последующего перехода к инновационному социально ориентированному росту;

- наличие сложившихся связей и необходимой инфраструктуры позволит сформировать транспортно-логистический кластер с высокой долей сервисной составляющей в его продуктах;

- поддержка инновационной активности малого и среднего бизнеса обеспечит их вклад в диверсификацию экономики за счет гибкого создания рыночных ниш, не привлекательных для крупного бизнеса;

инновационная технологическая трансформация обеспечит развитие биофармацевтического кластера и кластера информационных технологий;

- диверсификация научно-образовательного комплекса за счет востребованности бизнесом консалтинговой, проектной, научно-исследовательской деятельности

- снижение риска зависимости от конъюнктуры цен на сырье и продовольствие за счет диверсификации экономики и роста конкурентоспособности продукции;

- реформирование системы профессионального образования сократит дисбаланс спроса и предложения на рынке труда;

- реализация областных экологических программ и проектов развития инфраструктуры позволит не увеличивать антропогенную нагрузку;

- наращивание инвестиций (государственных и частных) в отрасли социальной сферы приведет к повышению качества жизни населения, притоку рабочей силы и улучшению демографических тенденций

Использование возможностей внешней среды для укрепления слабых сторон региона

Непреодолимые угрозы внешней среды при сохранении слабых сторон региона

- использование деловых межрегиональных коммуникаций для расширения внешних рынков сбыта готовой продукции, продвижения новых региональных продуктов (в т.ч. туризма);

- модернизация аграрного производства за счет притока внешних и внутренних ресурсов;

- рост инновационной активности крупных агрохолдингов вследствие развития спроса на конкурентоспособные продукты глубокой степени переработки;

- повышение уровня инновационной активности предприятий за счет ускоренного развития инновационной инфраструктуры (технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, промышленные парки);

- предоставление преференций для индивидуальных застройщиков в сельских поселениях области;

- повышение привлекательности аграрных профессий за счет роста оснащенности, улучшения условий труда, развития сельской инфраструктуры;

- снижение заболеваемости населения за счет повышения доступности первичной медико-санитарной помощи, системы профилактики и ранней диагностики, формирования среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни

- рост инфляции и кризис мирового финансового рынка сократит инвестиционную активность бизнеса и не позволит перейти к диверсифицированному росту;

- сокращение государственных социальных программ, замедление реформы ЖКХ, здравоохранения и образования не позволят повысить качество жизни населения региона;

- осложнение отношений с отдельными европейскими государствами блокирует развитие транспортно-логистического кластера;

- сокращение доходов населения вследствие инфляции препятствует развитию потребления, в том числе инвестиционных продуктов, снижает спрос на строительные услуги и товары


Проведенный анализ позволил сформулировать стратегическую цель, стратегические направления развития и задачи, обеспечивающие их реализацию.



3.2. Целевые ориентиры, стратегические направления и задачи региональной Стратегии развития области до 2025 года


Стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.


Достижение стратегической цели может быть обеспечено за счет сбалансированного социально-экономического развития региона. Для этого определяются приоритетные стратегические направления развития Белгородской области и основные задачи, обеспечивающие их реализацию.


1. Обеспечение конкурентоспособности экономики региона за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики:


- устойчивого инновационного развития региона на основе сбалансированности развития экономического потенциала, социального благополучия и сохранения окружающей среды;


- повышения конкурентоспособности продукции, товаров и услуг региональных товаропроизводителей на основе развития высоких технологий, инноваций, модернизации существующих производств, обеспечивающих возможность интеграции в глобальную экономику;


- структурной диверсификации экономики региона за счет инновационной и технологической трансформации, выделения приоритетных секторов и сегментов специализации, развития новых инновационно ориентированных производств;


- формирования территориальных кластеров, позволяющих интенсифицировать экономический рост и конкурентоспособность региона в целом, индуцировать значительный прирост добавленной стоимости, в том числе и за счет мультипликативного эффекта;


- формирования и развития модели сбалансированного пространственного развития на основе совершенствования системы расселения и размещения производительных сил, интенсивного развития агломераций, создания новых территориальных центров роста и повышения степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов посредством максимально полной реализации их потенциала и преимуществ;


- повышения устойчивости экономики области за счет совершенствования условий и стимулирования развития малого бизнеса и перехода его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта;


- создания высокоэффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства на основе финансовой устойчивости, модернизации и интенсификации производства, сохранения и воспроизводства используемых и других природных ресурсов;


- формирование цифрового пространства с учетом потребностей области за счет развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, формирования новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.


2. Становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона, включая:


- опережающий рост отраслей экономики, обеспечивающий развитие человеческого потенциала, на основе модернизации и развития здравоохранения, образования, повышения доступности жилья, экологических условий жизни человека;


- развитие демографического потенциала области, стимулирование подъема рождаемости, формирование социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста, поддержка молодых семей и молодежи;


- развитие многоуровневой системы образования по стандартам нового поколения, отвечающей требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества, каждого человека, и совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов в соответствии с потребностями предприятий и организаций области для достижения сбалансированности рынка труда и образовательных услуг;


- улучшение состояния здоровья населения области, формирование здорового образа жизни, продление жизни на основе системных изменений в организации медицинской помощи и развития сети медицинских учреждений, оснащенных новейшим оборудованием, применяющих высокотехнологичные методы лечения, а также усиления массовости физкультуры и спорта;


- достижение качественных изменений в уровне материального обеспечения и социального самочувствия населения области, формирование массового среднего класса;


- создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области;


- формирование единого культурного пространства области, обеспечение многообразия и высокого качества услуг культуры, сохранение и популяризацию культурного наследия, укрепление нравственных ценностей населения области;


- создание и совершенствование правовых, экономических, организационных условий и механизмов для обеспечения достойного качества жизни молодых жителей региона;


- увеличение темпов роста жилищного строительства, в том числе индивидуального, инженерного обустройства микрорайонов жилой застройки;


- социальное обустройство сельских поселений с уровнем комфорта не ниже городского на основе формирования многофункциональных сельских кластеров;