ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 года N 206-пп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА N 27-ПП
В целях выполнения подпункта 1.1 пункта 1 Дорожной карты внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Белгородской области Правительство Белгородской области постановляет:
Внести следующие изменения в постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года":
- в пункте 3 постановления слова "1 апреля" заменить словами "15 апреля";
- в пункте 4 постановления слова "Левченко А.А." и "1 июня" заменить словами "Абрамов О.В." и "15 июня" соответственно;
- в Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденную в пункте 1 названного постановления:
- раздел 4 Стратегии дополнить подразделом 4.3 "Инвестиционная стратегия Белгородской области "Инвестиции в будущее" согласно приложению к настоящему постановлению;
- абзац 36 подраздела 8.1 раздела 8 Стратегии после слов "...координация действий субъектов регионального развития" дополнить словами: "Корректировку Инвестиционной стратегии Белгородской области "Инвестиции в будущее" целесообразно при возникновении необходимости производить один раз в год";
- дополнить Стратегию приложениями N 1, 2 согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
Приложение
к постановлению
Правительства Белгородской области
от 3 июня 2013 года N 206-пп
4.3. Инвестиционная стратегия Белгородской области "Инвестиции в будущее"
Инвестирование является одним из важнейших источников экономического роста, модернизации отраслей экономики и социальной сферы и развития человеческого капитала. Парадигма Инвестиционной стратегии Белгородской области "Инвестиции в будущее" (далее - Инвестиционная стратегия области) основана на стратегических приоритетах экономической и инвестиционной политики Российской Федерации, Правительства области, инвестиционных намерениях хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Белгородской области.
В основу Инвестиционной стратегии области положены ключевые стратегические документы: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года N 404п-П13, распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 2096-р "О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности до 2018 года", от 27 декабря 2012 года N 2550-р "Об утверждении методик определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденный решением Наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" 21 октября 2011 года, Дорожная карта внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Белгородской области, утвержденная временно исполняющим обязанности Губернатора области, инвестиционная декларация Белгородской области, утвержденная распоряжением Губернатора области от 20 сентября 2012 года N 650-р.
Белгородская область обладает совокупностью значительных конкурентных преимуществ для привлечения инвестиций, таких как благоприятные природно-климатические, географические, социально-политические, демографические факторы, стабильный уровень жизни населения, высокие научный и технологический потенциалы, развитая транспортная, инженерная инфраструктура, высококвалифицированные кадры, высшие и средние учебные заведения, развитая законодательная база, активная позиция Правительства области в вопросах развития хозяйственного комплекса. Это способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и делает область оптимальным местом для размещения производств любого отраслевого профиля.
Инвестиционная политика Правительства области ориентирована на реализацию комплекса системных мер, предусматривающих рациональное использование инвестиционного потенциала и качественное улучшение инвестиционного климата, создающего условия для существенного притока инвестиций в решение стратегических задач модернизации экономики и обновления производственной сферы, ее диверсификации.
Для повышения инвестиционной активности в области:
- заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством области и инвесторами;
- оказывается содействие в предоставлении земельных участков под строительство производственных объектов. В целях обеспечения земельными ресурсами реализуемых долгосрочных целевых программ и инвестиционных проектов в Белгородской области проделана значительная работа по формированию областного земельного фонда. В государственной собственности области находится 624,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, составляющих более 33 процентов в общем объеме сельхозугодий на территории области, что позволяет оперативно обеспечивать реализацию инвестиционных проектов, конструктивно влиять на обеспечение стабильного землепользования в агропромышленном комплексе. Управление и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности области, осуществляется ОАО "Белгородский земельный фонд". На сегодняшний день на территории Белгородской области сформировано и передано в аренду из земель государственной собственности 597 тыс. га для ведения сельскохозяйственного производства и 1,4 тыс. га для размещения и эксплуатации зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
- осуществляется опережающее развитие энергосистем, постоянно ведется работа с компаниями - поставщиками услуг по электро-, газо- и водоснабжению по поддержанию объема инвестиций, направляемых на развитие инженерной инфраструктуры. Подведение инженерных сетей осуществляется на условиях софинансирования за счет средств инвесторов, газо- и энергоснабжающих организаций. За 2009 - 2012 годы на эти цели направлено указанными организациями 17,3 млрд. рублей инвестиций в основной капитал;
- постоянно совершенствуется региональное налоговое законодательство, в соответствии с которым предусмотрены возможности применения льготных ставок по налогу на прибыль для инновационно ориентированных и экономически эффективных организаций, предприятий, реализующих проекты в сфере энергоэффективности и энергосбережения. Дифференцированные ставки налога на имущество организаций на территории области применяют сельхозтоваропроизводители и жилищно-накопительные кооперативы, предприятия, реализующие проекты по таким приоритетным направлениям, как энергоэффективность, энергосбережение и наноиндустрия, машиностроительный комплекс, овощеводство защищенного грунта, создание высокотехнологичных производств в кооперации с вузами. Кроме того, действуют пониженные ставки для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Решены вопросы о предоставлении субъектам малого предпринимательства льготы в размере 50 процентов за технологическое присоединение к электросетям и аналогичной льготы по уплате арендных платежей в помещениях областной и муниципальной собственности предпринимателям, развивающим производственные направления деятельности. Субъекты малого бизнеса имеют право преимущественного выкупа муниципальных помещений, арендуемых в течение двух и более лет;
- продолжается работа по предоставлению государственных гарантий Белгородской области (за 2005 - 2012 годы их объем составил 20,3 млрд. рублей); передаче в залог государственного и муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств инвесторов (за 2005 - 2012 годы объем предоставленного областного имущества составил 7 млрд. рублей), участию средств областного бюджета в формировании уставных капиталов открытых акционерных обществ (за 2005 - 2012 годы - 2,4 млрд. рублей), субсидированию процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам;
- утверждена Схема территориального планирования Белгородской области, завершена разработка схем территориального планирования, генеральных планов муниципальных образований области в целях рациональной пространственной организации обустройства территории, обеспечивающей повышение качества среды обитания граждан и эффективности использования земель как предпосылки динамичного социально-экономического развития и роста конкурентоспособности экономики, улучшения экологической ситуации и совершенствования градостроительной политики;
- приняты Стратегии социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на долгосрочный период. Инструментом их реализации являются среднесрочные программы социально-экономического развития. В настоящее время ведется активная разработка очередных пятилетних программ, которые должны обеспечить комплексное развитие территорий, достижение увеличения экономического потенциала не менее чем в 1,5 раза, устойчивое социальное развитие, повышение качества жизни населения;
- действует система управления проектами, которая определяет условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнеса и власти, регламентирует персональную ответственность команды проекта. По состоянию на начало марта 2013 года в ПУВП РИАС зарегистрировано 1606 проектов, реализуется 598 проектов, 607 проектов успешно реализованы.
В целях совершенствования условий для дальнейшего привлечения инвестиций, повышения инвестиционной открытости, обеспечения комплексного размещения производительных сил на территории области реализуется долгосрочная целевая программа "Улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области в 2011 - 2015 годах", утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 27 июня 2011 года N 239-пп.
Для активизации инвестиционной деятельности, обеспечения дополнительного привлечения инвестиций в экономику области и эффективного взаимодействия с инвесторами при реализации инвестиционных проектов в январе 2011 года создано со стопроцентным участием Белгородской области ОАО "Корпорация "Развитие". Корпорацией по состоянию на 1 марта 2013 года сформирован портфель инвестиционных и инновационных проектов в объеме 46,8 млрд. рублей.
Согласно экспертным оценкам в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации Белгородская область имеет одновременно стабильный и качественный инвестиционный климат. По итогам рейтинга российских регионов, проведенного экспертным агентством "Эксперт РА", Белгородская область:
- в 2009 - 2010 годах, находясь в группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском, заняла 2 место за минимальный экономический риск инвестирования;
- в 2010 - 2011 годах заняла 2 место по инвестиционной привлекательности российских регионов и обладает минимальным инвестиционным риском в Центральном федеральном округе;
- в 2011 - 2012 годах - обладает минимальным инвестиционным риском в Российской Федерации.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, способствует росту объема инвестиций. Темп роста инвестиций в основной капитал в области в сопоставимых ценах в 2012 году к 2007 году составил 113,1 процента (по Российской Федерации - 113,5 процента). На развитие экономики и социальной сферы области направлено за счет всех источников финансирования за 2007 - 2012 годы 619,4 млрд. рублей. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения за 2011 год Белгородская область заняла второе место среди регионов Центрального федерального округа. Отношение инвестиций в основной капитал к оценке валового регионального продукта Белгородской области в 2012 году составило 24,1 процента (по Российской Федерации - 20,1 процента). Это благоприятно сказывается на решении задач экономического роста региона за счет инвестиционной составляющей.
Финансирование инвестиционных проектов в Белгородской области осуществляется в основном за счет привлеченных источников. В 2011 году доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 65,5 процента, доля собственных средств предприятий соответственно - 34,5 процента. Доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций снизилась с 39,6 процента в 2007 году до 26,2 процента в 2011 году, бюджетных средств увеличилась соответственно с 13 процентов до 27,2 процента. В перспективе роль таких инвестиционных ресурсов, как кредиты банков и заемные средства, будет возрастать.
Наибольший объем инвестиций в основной капитал осваивается в промышленности, сельском хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве, а также направляется на развитие материальной базы социальной сферы, инженерной инфраструктуры районов массовой индивидуальной застройки, комплексное благоустройство населенных пунктов области.
Предприятия области активно продвигаются на российские и международные экономические площадки. И как результат - инвестиционный портфель региона ежегодно пополняется реализованными инвестиционными проектами. За последние годы в области реализованы уникальные крупномасштабные инвестиционные проекты в горно-металлургическом и пищевом комплексах, сдан в эксплуатацию целый ряд объектов в рамках выполнения областных целевых программ развития птицеводства, свиноводства и молочного животноводства и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", введены новые мощности в топливно-энергетическом комплексе, начата реализация проектов в машиностроительном комплексе. Введены первые объекты альтернативной энергетики. В социальной сфере за 2007 - 2012 годы введены общеобразовательные учреждения почти на 4,1 тыс. ученических мест, дошкольные общеобразовательные учреждения - на 1840 мест, больничные учреждения - на 508 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения - на 1465 посещений в смену, учреждения культуры - на 3227 мест.
Важным показателем инвестиционной активности остается привлечение иностранных инвестиций в регион. С 2007 года по 2012 год в экономику области вложено 6,4 млрд. долларов США. Наибольший интерес иностранные компании проявляют к проектам, реализуемым в сферах добычи полезных ископаемых, металлургического производства и производства пищевых продуктов. Наибольший объем иностранных инвестиций поступил из Нидерландов, Германии, Кипра.
Губернатором области Е.С.Савченко в отчетном докладе на сессии областной Думы 19 февраля 2013 года была поставлена задача обеспечить привлечение инвестиций в основной капитал в объеме не менее четверти валового регионального продукта, так как только в этом случае возможно решить главную стратегическую задачу - обеспечить рост экономики за 5 лет в 1,5 раза. В связи с этим в современных условиях необходимо совершенствование организационных условий ведения предпринимательской деятельности, формирование инфраструктуры эффективных коммуникаций между бизнесом и властью, институциональное изменение бизнес-среды, защита прав инвесторов, кадровое обеспечение экономики области. Для решения данных вопросов и дальнейшего улучшения условий для привлечения инвестиций Белгородская область активно сотрудничает с АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Решением Наблюдательного совета агентства под председательством Президента Российской Федерации В.В.Путина Белгородская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в пилотной апробации внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Реализация Стандарта в соответствии с Дорожной картой позволит создать единые и унифицированные правила ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, эффективнее работать по снижению административных барьеров.
Целью Инвестиционной стратегии области является создание благоприятных организационных и экономических условий ведения предпринимательской деятельности, формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов для обеспечения диверсификации и динамичного роста экономики области, развития территориальных кластеров, повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, роста уровня и качества жизни населения области. Это обеспечит позиционирование Белгородской области как инвестиционно привлекательного региона Российской Федерации.
Достижение цели возможно путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося в области инвестиционного и инновационного потенциалов и стабильного законодательства.
Приоритетами реализации Инвестиционной стратегии области являются:
- развитие традиционных отраслей экономики области на основе внедрения инноваций (зона опережающего развития "Агропромышленный комплекс", горно-металлургический, строительный кластеры);
- создание условий для раскрытия потенциала развивающихся и новых секторов экономики (зона опережающего развития "Машиностроительный комплекс", туристско-рекреационный, транспортно-логистический кластеры);
- формирование основы новой экономики - экономики знаний, создание высокотехнологичных, наукоемких производств, развитие био-, нано-, информационных технологий, альтернативной энергетики, энергоэффективность и энергосбережение;
- создание высокопроизводительных рабочих мест;
- создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
- развитие социального предпринимательства многокомпонентного социального кластера.
Для достижения цели необходимо реализовать комплекс мероприятий по пяти направлениям.
1. Развитие институциональных условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности, сокращение административных барьеров, повышение информационной открытости органов власти:
- реализация мероприятий долгосрочной целевой программы "Улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области в 2011 - 2015 годах";
- обеспечение внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе;
- реализация эффективной конкурентной политики путем формирования благоприятной для развития предпринимательства конкурентной среды;
- применение современных информационных технологий при оказании инвесторам помощи в подборе свободных производственных площадок для строительства новых объектов, содействие по вопросам землеотвода, прохождения разрешительных процедур и другим вопросам;
- перевод предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид с использованием сети Интернет и дальнейшее развитие сети МФЦ в Белгородской области;
- развитие региональной информационной системы для обеспечения потенциальных инвесторов сведениями о Белгородской области с использованием различных каналов: Интернета, средств массовой информации, выпуска презентационных материалов, проведения маркетинговых мероприятий;
- обеспечение деятельности совещательных координационных органов по защите интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и улучшению инвестиционного климата;
- обеспечение деятельности каналов обратной связи бизнеса и власти;
- развитие проектного управления в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;
- расширение сфер деятельности ОАО "Корпорация "Развитие" по обеспечению привлечения инвестиций в экономику области и эффективного взаимодействия с инвесторами при реализации инвестиционных проектов.
2. Развитие инфраструктуры по поддержке инвесторов, повышение качества и доступности инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры:
- развитие сети промышленных парков, бизнес-инкубаторов, центров кластерного развития на территории области, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой для предоставления на льготных условиях производственных помещений субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности;