ЗАКОН
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 02 апреля 2003 года N 74
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят областной Думой 27 февраля 2003 года
Статья 1. Утвердить Программу улучшения качества жизни населения Белгородской области (прилагается).
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Белгородской области Е. Савченко
ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование программы: Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области
Заказчик: население Белгородской области
Основной разработчик: администрация Белгородской области
Цели и задачи программы:
Цель программы - формирование организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе. Задачи программы:
1. Увеличение продолжительности жизни, минимизация всех видов угроз ее безопасности.
2. Формирование благоприятных условий для самореализации человека в профессиональной и социальной сферах, осуществление целевых поддерживающих и стимулирующих программ социально-экономического развития.
3. Создание условий для духовного благополучия и здоровья человека, утверждение в обществе норм нравственности и морали. Сроки реализации программы: программа реализуется в три этапа:
1 этап - 2002 - 2003 годы. Формирование инфраструктуры управления программой и получение первых ощутимых результатов по каждому из направлений.
2 этап - 2004 - 200S годы. Основной этап реализации, в ходе которого достигается новое качество жизни, обеспечивающее удовлетворение базисных человеческих потребностей, соответствующих региональным ресурсам. Оценка результатов и корректировка программы.
3 этап - 2006 - 2008 и последующие годы. Наращивание регионального ресурсного потенциала и на этой основе придание процессу улучшения качества жизни характера устойчивости и необратимости. Обеспечение независимости данного процесса от колебаний политической и экономической конъюнктуры.
На каждом из этапов ежегодные областные бюджеты разрабатываются как бюджеты качества, показатели которых определяются с учетом промежуточных и конечных целей программы.
Перечень основных подпрограмм и направлений:
I. Подпрограмма: Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на обеспечение права на жизнь.
Направления реализации:
1.1. Реализация демографической политики, обеспечивающей сохранение и воспроизводство населения региона.
1.2. Защита человеческой жизни от насилия.
1.3. Минимизация социально-психологических угроз человеческой жизни.
1.4. Обеспечение достойной старости.
1.5. Социальная помощь и поддержка группам, находящимся в пограничных (критических) ситуациях.
1.6. Улучшение условий труда и обеспечение производственной безопасности.
1.7. Сокращение техногенных угроз человеческой жизни и обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях.
1.8. Защита материнства и детства.
2. Подпрограмма: Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на формирование благоприятных внешних условий жизнедеятельности человека.
Направления реализации:
2.1. Работа и доходы.
2.1.1. Обеспечение гражданам возможностей свободно распоряжаться своими способностями к труду.
2.1.2. Совершенствование инфраструктуры хозяйства Белгородской области в интересах развития экономической деятельности.
2.1.3. Гарантия доходов и обеспечение их устойчивого роста.
2.1.4. Защита собственности и имущества граждан.
2.1.5. Поддержка предпринимательской деятельности.
2.1.6. Развитие потребительского рынка и защита прав потребителя.
2.2. Среда обитания и безопасность.
2.2.1. Улучшение жилищных условий, качества жилья и коммунального обслуживания.
2.2.2. Совершенствование инфраструктуры населенных пунктов.
2.2.3. Формирование благоприятной для человека экологической среды.
2.3. Здоровье и качество медицины
2.3.1. Улучшение качества и доступности медицинского обслуживания.
2.3.2. Утверждение принципов здорового образа жизни.
2.4. Образование и развитие.
2.4.1. Повышение качества образовательных услуг.
2.4.2. Развитие научного потенциала области.
2.5. Нравственность и культура.
2.5.1. Формирование у населения потребностей в культурном развитии.
2.5.2. Развитие инфраструктуры культуры и увеличение возможностей доступа к культурным ценностям для всех групп населения.
3. Подпрограмма: Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на достижение духовного благополучия.
Направления реализации:
3.1. Укрепление семьи и семейное счастье.
3.2. Воспитательная работа в системе образования.
3.3. Создание благоприятной для человека информационной среды и работа со средствами массовой информации.
3.4. Сотрудничество с Белгородской и Старооскольской епархией.
3.5. Конструктивное взаимодействие с политическими и общественными организациями.
3.6. Управление развитием неформальной среды общения.
Исполнители программы: Администрации области; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию); органы местного самоуправления (в части своей компетенции); общественные и политические объединения граждан, действующие на территории области, субъекты предпринимательской деятельности, граждане - в соответствии с действующим законодательством.
Ожидаемые эффекты:
1. Социально-демографический. Стабилизация демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни.
2. Социальный эффект. Постоянное и устойчивое снижение доли малоимущих в обществе, увеличение представительства среднего класса, то есть тех, кто за счет своего труда и доходов от собственности способен обеспечить достойное человека существование. Сохранение социальной стабильности в регионе.
3. Экономический. Обеспечение устойчивого роста экономического потенциала области не только за счет инвестиций, но, прежде всего, вследствие активизации человеческого фактора экономического развития.
4. Политический. Повышение уровня общественно-политического единства региона, активизация гражданского политического участия населения, формирование и развитие институтов гражданского общества.
5. Духовный. Преодоление большинством населения чувства социальной растерянности, дискомфорта, обретение душевного благополучия и веры.
6. Геополитический. Сохранение и повышение авторитета региона как одного из субъектов Российской Федерации, успешно реализующих эффективную стратегию устойчивого развития.
Система управления программой:
Управление программой встраивается в текущую работу органов государственной и муниципальной власти области и имеет вертикальную структуру. Для этого:
- определяется координатор программы в администрации области;
- при главе администрации Белгородской области создается Совет по контролю реализации программы улучшения качества жизни населения. В структуре Совета образуется экспертная группа, осуществляющая анализ всей совокупности индикаторов, позволяющих оценить процесс улучшения качества жизни населения;
- для оперативного управления процессом осуществления программы в департаменте организационной и кадровой работы аппарата главы администрации Белгородской области создается специальное структурное подразделение;
- в администрациях районов и городов области создаются аналогичные советы, образуются отделы или выделяются специалисты, занимающиеся управлением процессом реализации муниципальных программ улучшения качества жизни населения;
- вводятся в практику ежегодные отчеты руководящих работников органов государственной власти и органов местного самоуправления о ходе выполнения программы и мероприятий но улучшению качества жизни населения Белгородской области.
Информационно-аналитическое сопровождение управления программой возлагается на научно-исследовательскую лабораторию по проблемам качества жизни населения Белгородской области при Белгородском филиале Орловской региональной академии государственной службы (далее БФ ОРАГС) и Белгородский институт региональной политики и законодательства, информационного агентства. Нормативно-правовое сопровождение программы обеспечивает Белгородская областная Дума. Ресурсный блок программы включает в себя:
ресурсы, обеспечивающие реализацию действующих в области федеральных программ; ресурсы, выделенные для осуществления уже действующих областных программ;
ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий, предусмотренных для обеспечения новых областных и муниципальных программ, разработанных в рамках основных направлений программы.
N | Решения и действия (мероприятия) | Адресат | Исполнитель | Источники финансирования | Годы | Социальный эффект |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Взаимодействие органов власти, других субъектов социального управления и граждан, направленное на обеспечение права на жизнь | ||||||
1.1. Реализация демографической политики, обеспечивающей сохранение и воспроизводство населения региона | ||||||
1.1.1 | Разработать и утвердить региональную концепцию демографического развития | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Администрация области | Не требует дополнительного финансирования | 2003 | Управление развитием демографической ситуации |
1.1.2 | Обосновать и разработать систему долгосрочных правовых и социально-экономических гарантий социального становления и развития детей и молодежи | Дети и молодежь | Департамент безопасности и укрепления правопорядка администрации области; | Областной бюджет | 2003-2005 | Обеспечение благоприятных социальных условий развития для детей и молодежи; |
1.1.3 | В соответствии с постановлением главы администрации области от 25 марта 2002 г. N 165 "О дополнительных мерах по повышению рождаемости в Белгородской области на 2002-2005 годы" реализовать следующие меры: | Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5-3 лет (2,6 тыс. человек). | Департамент финансов и бюджетной политики правительства администрации области; | Областной бюджет Средства предприятий Областной бюджет; | 2003-2008 | Рост рождаемости, улучшение положения молодых семей, имеющих детей; |
1.1.4 | Создать в городах и районах области центры родительской культуры, в задачи которых входят: | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Департамент социальной политики правительства администрации области; | Областной бюджет | 2003-2005 | Управление развитием демографической ситуации; |
1.1.5 | Продолжить адресные выплаты неработающим женщинам, имеющим право на получение пособия | Неработающие женщины, получающие пособие по безработице: около 5 тыс. человек ежегодно, в т.ч. 2 тыс. человек, имеющих несовершеннолетних детей | Департамент социальной политики правительства администрации области; | Целевые средства федерального бюджета; | 2003-2008 | Улучшение материальных условий жизни неработающих женщин, имеющих детей; |
1.1.6 | Разработать и реализовать программу полового воспитания подростков; | Подростки (121,3 тыс. чел.) | Управление образования и науки администрации области; | Областной бюджет; | 2003-2004 | Формирование в сознании молодых людей ценности семьи и семейного благополучия. Снижение уровня подростковой |
них работников юстиции, родителей, пенсионеров, преподавателей школ | родов и районов области | финансирования | тика правонарушений и преступности; | |||
Минимизация социально-психологических угроз человеческой жизни | ||||||
Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Департамент социальной политики правительства администрации области; | Областной бюджет | Формирование эффективного социально-психологического механизма регионального управления | |||
Разработать программу организации социальных гостиниц для людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Органы местного самоуправления городов и районов области | Областной бюджет; | Социально-психологическая помощь населению | ||
Создать систему специализированных социально-психологических консультационных центров, ориентированных на различные проблемные группы: | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Департамент социальной политики администрации области; | Целевые средства федерального бюджета; | Улучшение качества психологической помощи населению | ||
Разработать правовые и социально-экономические меры, направленные на ограничение рекламы негативных явлений в средствах массовой информации, видео и кинопродукции в соответствии с федеральным законодательством | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Белгородская областная Дума; | Не требует дополнительного финансирования | Защита человеческого сознания от деструктивного воздействия пропаганды насилия, порнографии и аморализма | ||
Распространить на все районы области действия программ социально-психологической адаптации безработных на рынке труда: "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" | Часть незанятых граждан: | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области | Целевые средства федерального бюджета | Социально-психологическая адаптация и реабилитация незанятого населения | ||
Расширить сеть постоянно действующей психологической помощи по "телефону доверия"; | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Органы местного самоуправления городов и районов области; | Областной бюджет | Психологическая помощь населению; | ||
Предоставлять льготы по оплате энергоносителей семьям погибших (в соответствие с Федеральным законом "О ветеранах") | Семьи погибших в вооруженных конфликтах | Администрация области | Областной бюджет | Социальная поддержка семьям погибших в вооруженных конфликтах | ||
Обеспечение достойной старости | ||||||
Сформировать и постоянно развивать систему социальных гарантий для пенсионеров Для этого: | Пенсионеры (425,5 тыс. чел.) и инвалиды (126 тыс. чел.) | Департамент социальной политики правительства администрации области; | Целевые средства федерального бюджета; | Защита пенсионеров от угроз, связанных с неблагоприятным развитием социально-экономической ситуации; | ||
Пенсионеры (452,5 тыс. чел.) | Департамент социальной политики правительства администрации области; | Целевые средства федерального бюджета; | Социальная и социально-психологическая поддержка пожилых людей | |||
Пенсионеры (425,5 тыс. чел.) и инвалиды (126 тыс. чел.) | Органы местного самоуправления районов и городов области | Областной бюджет | Социальная помощь и поддержка пенсионеров и инвалидов | |||
Пенсионеры (425,5 тыс. чел.) и инвалиды (126 тыс. чел.) | Органы местного самоуправления районов и городов области | Целевые средства федерального бюджета; | Социальная помощь и поддержка пенсионеров и инвалидов | |||
Пенсионеры (425,5 тыс. чел.) и инвалиды (12 6 тыс. чел.) | Департамент социальной политики правительства администрации области; | Целевые средства федерального бюджета; | Обеспечение пенсионеров и инвалидов жильем, питанием, квалифицированной медицинской помощью | |||
Осуществить: | Пенсионеры (425,5 тыс. чел.) и инвалиды (126 тыс. чел.) | Департамент социальной политики правительства адми | Целевые средства федерального бюджета; | Обеспечение пенсионеров и инвалидов жильем, питанием, | ||
Органы местного самоуправления; | ||||||
возможности их трудоустройства | одов и районов | |||||
Осуществить следующие меры в рамках программы "Дети-инвалиды": | Дети-инвалиды (8,0 тыс. чел.) | Департаменты социальной политики, финансов и бюджетной политики правительства администрации области; | Целевые средства федерального бюджета; | Социальная и психологическая поддержка детей-инвалидов; | ||
В рамках Федеральной миграционной программы предусмотреть меры по дополнительной социально-экономической поддержке и социальной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев: | Мигранты и вынужденные переселенцы (29,7 тыс. чел.) | Управление по делам мигрантов управления внутренних дел Белгородской области | Целевые средства федерального бюджета | Социальная адаптация мигрантов и вынужденных переселенцев | ||
Осуществить меры по улучшению условий для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В том числе: | Дети-сироты (4232 чел.) | Органы местного самоуправления; | Целевые средства федерального бюджета; | Снижение социального сиротства; | ||
Продолжить оказание бесплатной ортопедической помощи инвалидам | Инвалиды: 2003 - 2700 чел. | Управление социальной защиты населения администрации области | Целевые средства федерального бюджета; | Социальная помощь инвалидам | ||
Продолжить выделение льготных путевок для инвалидов | Инвалиды: 2003 - 2800 чел. | Управление социальной защиты населения администрации области | Целевые средства федерального бюджета; | Социальная помощь инвалидам; | ||
Развивать систему срочной социальной помощи | Малообеспеченные категории граждан, оказавшиеся в критической ситуации | Управление социальной защиты населения администрации области; | Целевые средства федерального бюджета; | Социальная помощь лицам, оказавшимся в критической ситуации | ||
Предусмотреть возможность увеличения размера пособия для безработных, имеющих на своем содержании иждивенцев | Незанятые, инвалиды, дети (чел.): | Областная Дума; | Областной бюджет; | Социальная поддержка безработных, инвалидов; | ||
Улучшение условий труда и обеспечение производственной безопасности | ||||||
Профессионально занятые (количество адресатов - 40% рабочих мест в 2003; | Областное государственное учреждение (Центр охраны труда белгородской области" (далее ОГУ (Центр охраны труда 5елгородской области"); | Средства организаций | Обеспечение благоприятных условий труда | |||
Разработать проект обязательных для предприятий всех форм собственности единых для всех отраслей экономики дифференцированных норм денежной и иной компенсации за счет работодателей за работу в условиях превышения ПДК производственных вредностей по температуре, освещенности, шуму, вибрации, норм физических нагрузок | Профессионально занятые | Областное объединение профсоюзов и отраслевые комитеты | Не требует дополнительного финансирования | Обеспечение благоприятных условий труда | ||
Создать службы охраны труда в соответствии с межотраслевыми нормативами с учетом норм Трудового кодекса РФ | Профессионально занятые (должности специалиста по охране труда вводятся во всех организациях с численностью работающих более 100 человек) | Управление по труду администрации области; | Средства организаций | Охрана труда граждан | ||
Организовать общественный контроль охраны труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и соблюдение выплат работодателем равной заработной платы за равный труд женщин и мужчин | Профессионально занятые | Областное объединение профсоюзов | Целевые средства федерального бюджета | Снижение уровня производственного травматизма на 2% | ||
Регулярно проводить дни охраны труда в районах и городах области | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Органы местного самоуправления городов и районов; | Средства организаций | Обеспечение безопасных условий труда | ||
Организовать обучение по охране труда работодателей, специалистов, уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда, членов комитетов по охране труда с выдачей соответствующих сертификатов | Работодатели, уполномоченные по охране труда (будут обучены 1500 уполномоченных) | Управление по труду администрации области; | Целевые средства федерального бюджета | Обеспечение безопасных условий труда | ||
Реализовать областную программу по улучшению условий и охраны труда | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Управление по труду администрации области; | Областной бюджет | Обеспечение безопасных условий труда | ||
Сформировать эффективную систему контроля соблюдения норм охраны труда и качества создаваемых условий труда на предприятиях малого бизнеса | Работники предприятий малого бизнеса предприниматели (34,6 тыс. чел.) | Органы местного самоуправления городов и районов области; | Средства организаций | Снижение уровня производственного травматизма, профзаболеваний; | ||
Сокращение техногенных угроз человеческой жизни и обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях | ||||||
Разработать и реализовать технологию утилизации непригодных ядохимикатов в области | Все категории населения (1500,5 тыс. чел.) | Департамент агропромышленного комплекса правительства администрации области; | Областной бюджет | Обеспечение экологической безопасности | ||
Реализовать меры но противопожарной безопасности на объектах агропромышленного комплекса в период уборки урожая и заготовки кормов | Работники предприятий АПК (164,6 тыс. чел.) | Департаменты агропромышленного комплекса правительства администрации области, безопасности и укрепления правопорядка администрации области | Областной бюджет; | Профилактика пожаров; |