ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 года N 89
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от 26.05.2014 N 243, от 15.03.2017 N 120)
Во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.12.2012 N Пр-3411 по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации от 04.12.2012 и пункта 3 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 N 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Сахалинской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") (прилагается).
2. Министерству социальной защиты Сахалинской области (Е.Н.Касьянова), органам исполнительной власти Сахалинской области, являющимся исполнителями "дорожной карты":
- обеспечить реализацию "дорожной карты", утвержденной настоящим постановлением;
- осуществлять мониторинг реализации "дорожной карты" в 2013 - 2018 годах.
3. Министерству социальной защиты Сахалинской области (Е.Н.Касьянова) ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Минтруд России отчет о ходе выполнения "дорожной карты".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции Постановления Правительства Сахалинской области от 15.03.2017 N 120) I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Сахалинской области (2013 - 2018 годы)" направлена на развитие системы социального обслуживания в Сахалинской области, повышение ее уровня, качества и эффективности.
Для решения указанных задач необходимо: дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятии престижа социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг социального обслуживания, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо разработать комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь при совершенствовании законодательной базы, состоящей из федерального и регионального законодательства, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан.
С целью реформирования системы социального обслуживания и во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Сахалинской области принято 26 нормативных правовых актов:
а) два Закона Сахалинской области:
б) восемь постановлений Правительства Сахалинской области:
- от 25.09.2014 N 466 "О реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" на территории Сахалинской области";
- от 11.03.2016 N 37 "Об утверждении коэффициентов, применяемых к тарифам на социальные услуги, предоставляемые государственными бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания Сахалинской области на 2016 год";
- от 28.03.2016 N 52 "Об утверждении базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и корректирующих коэффициентов, необходимых для расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного задания государственных бюджетных и автономных учреждений социального обслуживания Сахалинской области";
- от 28.03.2016 N 53 "Об утверждении значений натуральных норм, необходимых для определения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг, предоставляемых государственными бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания Сахалинской области";
По состоянию на 1 ноября 2016 года на территории Сахалинской области функционирует сеть организаций социального обслуживания, включающая в себя 28 государственных организаций, подведомственных министерству социальной защиты Сахалинской области (90,3%) и 3 некоммерческие социально ориентированные организации. Все организации включены в реестр поставщиков социальных услуг (9,7%).
В государственную структуру входят 28 организаций, оказывающих социальные услуги в различных формах социального обслуживания, в том числе:
- 6 домов-интернатов для престарелых граждан и инвалидов;
- 4 психоневрологических интерната;
- 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;
- 2 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
- 11 специализированных организаций для несовершеннолетних;
- 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- 1 центр социального обслуживания;
- 1 комплексное учреждение (с отделением социальной реабилитации для несовершеннолетних и отделением для престарелых граждан и инвалидов).
Из 28 государственных организаций 18 расположены в административных центрах муниципальных образований, 10 организаций - в сельской местности.
В стационарной форме социальные услуги предоставляют 14 поставщиков (доля от общего количества поставщиков - 45,2%), в полустационарной форме - 17 поставщиков (доля от общего количества поставщиков - 54,8%); на дому - 1 поставщик (доля от общего количества поставщиков - 3,2%); срочные социальные услуги - 1 поставщик (доля от общего количества поставщиков - 3,2%).
Численность граждан, получивших социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой в течение 2015 года, составляет 10932 чел., в том числе в негосударственных организациях - 55 чел.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Сахалинской области, обусловлены следующими обстоятельствами:
2.1. По состоянию на 1 ноября 2016 года организации социального обслуживания Сахалинской области укомплектованы кадрами на 90,3%. Наиболее остро ощущается потребность во врачах (72,7%) и педагогических работниках (78,4%). В первую очередь, это связано с удаленностью большей части организаций социального обслуживания от центра, а также спецификой работы (в организациях психоневрологического типа), влияющей на психологическое состояние работников.
Средняя заработная плата работников государственных организаций социального обслуживания в 2015 году составила 42,5 тыс. рублей.
Размер среднемесячной заработной платы социальных работников за 2015 год составил 40,2 тыс. рублей, или 73,8% к уровню среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (далее - среднемесячный доход от трудовой деятельности) по Сахалинской области.
Среднесписочная численность социальных работников Сахалинской области в 2015 году составила 210 человек.
С целью снижения нагрузки на областной бюджет в части обеспечения повышения заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" постоянно проводится работа по оптимизации расходов на содержание организаций социального обслуживания.
В результате проведенных мероприятий доля средств, полученных за счет оптимизации расходов и направленных на повышение оплаты труда социальных работников, за период 2014 - 2015 годов составила 41%, или 14,4 млн. рублей.
2.2. Материально-техническая база организаций социального обслуживания включает 74 здания социального и хозяйственного назначения. ГБУ "Ногликский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" располагается в здании с деревянными перекрытиями, в связи с чем для обеспечения безопасного проживания граждан в организации регулярно проводится огнезащитная обработка деревянных конструкций.
Здания, находящиеся в ветхом или аварийном состоянии, отсутствуют. В соответствии с заданными эксплуатационными требованиями безопасности зданий с круглосуточным проживанием граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) ежегодно проводятся капитальные ремонты. Во всех организациях установлены пожарная сигнализация и система пожаротушения.
2.3. В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) и поручениями Правительства РФ в Сахалинской области положено начало развитию рынка социальных услуг с участием негосударственного сектора, социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО). Нормативной правовой базой Сахалинской области в полной мере созданы условия для доступа СО НКО к рынку в сфере социальных услуг. По состоянию на 1 ноября 2016 года из 31 организации социального обслуживания, включенной в реестр поставщиков социальных услуг, основная часть (28 организаций) находится в ведении министерства социальной защиты Сахалинской области (90,3%) и три организации (9,7%) являются негосударственными (в 2015 - 25 государственных и 1 негосударственная). Процедура включения СО НКО в реестр производится в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ.
В областном бюджете для возмещения расходов негосударственным поставщикам на 2016 год предусмотрено 8,0 млн. руб., на 2017 - 2018 годы также ежегодно запланировано по 8,0 млн. руб.
СО НКО, осуществляющие деятельность на территории региона, оказывают такие социальные услуги, которые не входят в компетенции государственных организаций. Тем самым повышается доступность социальных услуг для всех категорий граждан, которые в соответствии с 442-ФЗ могут быть признаны нуждающимся в социальном обслуживании. В настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий расширение перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг Сахалинской области, за счет включения услуг, предоставляемых СО НКО.