____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2023 N 754.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 1 февраля 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 28.04.2014 N 187, от 16.02.2015 N 88, от 16.03.2015 N 135, от 25.05.2015 N 286, от 24.02.2016 N 98, от 22.02.2017 N 126, от 29.01.2018 N 47, от 18.09.2018 N 478, от 01.02.2019 N 48)
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Председателя Правительства
Республики Мордовия
В.СИДОРОВ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 18.09.2018 N 478, от 01.02.2019 N 48)
Наименование Программы | Республиканская целевая программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2018 года (далее - Программа) |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия |
Государственные заказчики Программы | Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия; Министерство печати и информации Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи |
Основной разработчик Программы | Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Научный центр социально-экономического мониторинга" |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | цели: стабилизация численности населения региона; создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни граждан, проживающих на территории республики; увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Задачи: увеличение уровня рождаемости, укрепление института семьи; снижение уровня смертности, укрепление здоровья населения; обеспечение миграционного прироста населения. Основные целевые показатели: повышение уровня рождаемости; увеличение суммарного коэффициента рождаемости; снижение уровня смертности; снижение смертности от болезней системы кровообращения; снижение младенческой смертности; снижение материнской смертности; снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте; увеличение ожидаемой продолжительности жизни; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства; сокращение отрицательного сальдо миграции |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013 - 2018 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | всего: 1973837,3 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 698998,3 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 1274839,0 тыс. рублей; в т.ч. по годам: 2013 год - 92713,1 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 34886,5 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 57826,6 тыс. рублей); 2014 год - 193289,8 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 83042,0 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 110247,8 тыс. рублей); 2015 год - 324723,5 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 115647,6 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 209075,9 тыс. рублей); 2016 год - 383382,4 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 134193,5 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 249188,9 тыс. рублей); 2017 год - 449393,2 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 130839,3 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 318553,9 тыс. рублей); 2018 год - 530335,3 тыс. рублей (средства федерального бюджета - 200389,4 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 329945,9 тыс. рублей) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 01.02.2019 N 48) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | в результате реализации мероприятий Программы, по прогнозным оценкам, к 2018 г. ожидается: повышение уровня рождаемости до 8,6 родившихся на реализации 1000 чел. населения; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,288 детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период; снижение уровня смертности до 13,6 умерших на 1000 чел. населения; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 422,8 умерших на 100 тыс. чел. населения; снижение младенческой смертности до 4,7 детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 детей, родившихся живыми; снижение материнской смертности до 13,0 умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми; снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте до 4,8 умерших на 1000 чел. населения соответствующего пола и возраста; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 73,29 лет; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, до 87,0% в общем числе детей данной категории; увеличение миграционного прироста населения до 4 на 10000 чел. населения |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы | в течение всего периода реализации Программы Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия осуществляет мониторинг реализации Программы. Исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, являющиеся разработчиками и исполнителями Программы, в установленный срок направляют в Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия аналитическую информацию по выполнению мероприятий Программы. Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия в установленный срок направляет в Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия обобщенную аналитическую информацию по выполнению мероприятий Программы |
Демографическая ситуация в Республике Мордовия в целом отражает общероссийские тенденции: сокращение численности и старение населения; усиление миграционных процессов; снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого воспроизводства; высокие показатели смертности, особенно мужчин трудоспособного возраста; сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста.
Численность постоянного населения Республики Мордовия на начало 2012 года составила 825,4 тыс. чел., за период 2007 - 2012 гг. она сократилась на 2,6%, или на 22,5 тыс. чел. В общей численности населения городских жителей - 503,1 тыс. чел. (61,0%), сельских - 322,3 тыс. чел. (39,0%), в том числе 119,6 тыс. чел. (14,5%) - моложе трудоспособного возраста (мужчины и женщины от 0 до 15 лет); 507, 2 тыс. чел. (61,4%) - трудоспособного возраста (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 года); 198,6 тыс. чел. (24,1%) - старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).
Перспектива демографического развития общества во многом определяется половозрастной структурой населения. Недостаточный уровень рождаемости и высокий уровень смертности (особенно мужчин) привели к деформации половой структуры населения Республики Мордовия. В регионе стабильно преобладает женское население, так как численность мужчин сокращается более быстрыми темпами, чем численность женщин, особенно в сельской местности. С начала нового тысячелетия численность женщин в возрасте 15 - 49 лет сократилась более чем на 20,0 тыс. чел. Удельный вес женщин этой возрастной группы в 2012 г. в республике составил 46,7% от общей их численности, тогда как в 2007 г. - 50,3%.
Рождаемость. В последние годы в Республике Мордовия наметились положительные тенденции в демографическом развитии. Число родившихся детей в 2012 году по отношению к уровню 2007 года увеличилось на 3,5%. Общий коэффициент рождаемости возрос с 9,0 родившихся на 1000 чел. населения в 2007 г. до 10,0 в 2012 году. По данному показателю Республика Мордовия занимает последнее место в Приволжском федеральном округе.
В Республике Мордовия снизилась естественная убыль населения. Коэффициент естественной убыли жителей региона уменьшился в 1,5 раза (с - 6,6 на 1000 чел. населения в 2007 году до - 4,5 на 1000 чел. населения в 2012 году).
К положительным тенденциям следует отнести изменения в структуре очередности рождений детей - возросло число детей, рожденных вторыми и третьими по очередности рождения. Так, в 2012 г. по отношению к уровню 2007 г. доля детей, рожденных первыми, к общему числу рожденных детей сократилась с 58,6 до 53,1%, при этом доля детей, рожденных вторыми, увеличилась с 32,8 до 38,4%, доля третьих детей выросла с 6,3 до 7,1%. Эти данные свидетельствуют о том, что репродуктивные установки людей на двухдетную и многодетную модели семьи получили большее распространение, чем другие установки социального поведения людей.
В настоящее время негативное влияние на динамику рождаемости в регионе оказывает откладывание рождений или смещение их к более старшим возрастам. В Республике Мордовия за период с 2007 по 2011 г. увеличился средний возраст матери при рождении всех детей с 26,7 до 27,51 года, в городской местности - с 26,8 до 28,0 года, в сельской местности - с 26,4 до 26,57 года.
Важным аспектом в проблеме рождаемости является рождение детей вне зарегистрированного брака. Доля таких рождений в общем числе родившихся постоянно растет. По данным Мордовиястата, в 1991 г. дети, рожденные в незарегистрированном браке, составили 8,8% от общего числа новорожденных, в 2011 г. - 18,7%.
Происходящие сдвиги в возрастной модели рождаемости, откладывание рождений детей, внебрачная рождаемость обусловлены главным образом изменениями в брачном поведении жителей республики: за период с 2007 по 2012 г. общий коэффициент брачности уменьшился с 7,7 до 7,2 на 1000 чел. населения, уровень разводов за этот период сократился с 4,1 до 3,8 на 1000 чел. населения.
В Республике Мордовия увеличивается средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Так, в 2012 г. этот показатель составил 70,5 года: у мужчин - 62,9 года, у женщин - 76,6 года. По сравнению с 2002 года данный показатель возрос на 5% (в 2002 году - 66,4 года; мужчины - 59,8 года, женщины - 73,6 года). По данному показателю республика занимает второе место среди регионов Приволжского федерального округа после Республики Татарстан.
Смертность. В Республике Мордовия наблюдается снижение смертности населения. В 2012 году смертность населения по сравнению с уровнем 2007 года снизилась на 11,7% (с 13,3 до 11,9 тыс. чел.). За период с 2007 по 2012 г. коэффициент смертности уменьшился с 15,6 до 14,5 умерших на 1000 чел. населения. Однако он превышает среднероссийское значение, в 2012 г. в РФ коэффициент смертности составил 13,3 умерших на 1000 чел. населения).
Основными причинами смертности населения республики по-прежнему остаются болезни системы кровообращения - 49,4% от общего числа умерших, онкологические заболевания - 12,2%, внешние причины - 9,0%, болезни органов дыхания - 4,1% и болезни органов пищеварения - 3,8%.
Смертность населения от болезней системы кровообращения снизилась на 16,4% (с 852,0 на 100 тыс. чел. населения в 2007 г. до 711,6 на 100 тыс. чел. населения в 2012 г.), от злокачественных новообразований - на 16,5% (с 207,9 на 100 тыс. чел. населения в 2007 году до 173,4 на 100 тыс. чел. населения в 2012 г.).
За период 2007 - 2012 г. г. уменьшился коэффициент смертности населения трудоспособного возраста на 13,8% - с 1321,3 на 100 тыс. чел. населения трудоспособного возраста до 1139,2; причем у мужчин - на 14,1%, у женщин - на 11,9%.
В 2012 г. структура смертности населения трудоспособного возраста не изменилась: 37,0% умерли от болезней системы кровообращения, 27,2% - от внешних причин смерти, 14,5% - от новообразований, 7,7% - от болезней органов пищеварения, 5,7% - от всех видов транспортных несчастных случаев, 4,8% - от болезней органов дыхания, 3,8% - от самоубийств, 2,5% - от инфекционных и паразитарных болезней (преимущественно от туберкулеза).
В результате повышенной частоты случаев смерти от несчастных случаев, отравлений и травм в молодом и трудоспособном возрастах население, особенно мужское, в немалой своей части не доживает до пожилого возраста. Поэтому на первый план выходят показатели смертности населения от сердечно-сосудистых, онкологических и других хронических заболеваний. Это подтверждается и тем, что доля лиц пожилого и старческого возраста среди мужской части населения в 2012 году составила 6,7%, тогда как среди женщин она равна 13,2% от общей численности этих групп, живущих на территории Республики Мордовия.
Сохраняется тенденция снижения младенческой смертности. Ведущими причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии. В 2012 году к уровню 2007 года произошло уменьшение показателя врожденных аномалий развития на 34,5%. Однако высокой остается младенческая смертность от внешних причин.
Показатель материнской смертности в 2012 году в Республике Мордовия составил 24,3 умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми.
Уровень смертности и состояния здоровья населения во многом зависит от возрастного состава населения. Продолжающийся процесс старения жителей республики, как и России в целом, определяется ростом населения старших возрастных групп, снижением доли детей в общей численности населения в результате низкой рождаемости. Доля жителей в возрасте 60 лет и старше, по данным на 1 января 2012 г., составила 19,9% (в городской местности - 18,1%, в сельской - 22,6%). При этих условиях в настоящее время не может быть низкого уровня смертности в силу биологических пределов жизни человека.
Улучшение демографической ситуации связано с профилактикой заболеваемости населения. Ежегодно в республике регистрируется более 1,2 миллиона случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями, из них свыше 50% случаев - с впервые в жизни установленным диагнозом. При этом снижение общей заболеваемости отмечается по всем классам болезней, за исключением болезней эндокринной системы и новообразований.
Сложившаяся в последние годы структура общей и первичной заболеваемости не изменилась. Ведущее место в ней занимают болезни органов дыхания (22,7 и 40,2% соответственно). На втором и третьем местах в структуре первичной заболеваемости находятся болезни кожи и подкожной клетчатки (8,0%), болезни глаза и его придаточного аппарата (4,9%). В структуре общей заболеваемости второе место занимают болезни системы кровообращения (13,6%), третье место - болезни глаза и его придаточного аппарата (9,1%).
Первичная инвалидность населения отражает состояние здоровья населения, качество и эффективность лечебных и профилактических мероприятий, уровень социально-экономического развития республики. По сравнению с 2007 годом количество лиц, признанных инвалидами, уменьшилось на 37,5%.
В республике на протяжении последних лет не изменяются основные причины первичной инвалидности. У взрослого населения на первом месте находятся болезни системы кровообращения (34,4%), на втором - злокачественные образования (27,3%), на третьем - заболевания костно-мышечной системы (11,1%). По-прежнему первое место среди причин детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития (23,8%), второе - болезни нервной системы (16,9%), третье - психические расстройства (16,6%). В 2011 году доля детей-инвалидов составила 193,9 на 10 тыс. чел. детского населения.
В последние годы в Республике Мордовия сохраняется тенденция снижения количества пострадавших на производстве. За период с 2007 по 2011 год на 33,7% снизился производственный травматизм, в 1,3 раза возросли затраты на финансирование мероприятий по охране труда на одного работающего.
В то же время положение в сфере охраны труда остается напряженным. Высокий процент незанятого населения и низкая потребность организаций в работниках порождают нарушения трудового законодательства, связанные с временным использованием работников без заключения трудового договора, и, как следствие, нарушения прав работников на охрану труда и социальное страхование от несчастных случаев. В 2011 году в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Мордовия трудились в неблагоприятных условиях более 18,2 тыс. чел., или 23,7% от общей численности работающих в этих отраслях.
По данным Мордовиястата, в 2011 году в Республике Мордовия из 992 обследованных организаций в 135 (13,6%) зарегистрированы случаи производственного травматизма. Всего пострадало от травм и временно утратили трудоспособность 327 чел. В целом по республике в 2011 г. уровень производственного травматизма составил 2,3 случая на 1000 работающих.
Миграция. Негативное влияние на демографическую ситуацию в Республике Мордовия оказывает миграционная убыль населения. Тенденция миграционных процессов характеризуется увеличивающимся миграционным оттоком населения. За период с 2007 по 2011 год ежегодно миграционная убыль составляла в среднем около 2,5 тыс. чел. В 2012 году она увеличилась до 3143 чел., коэффициент миграционной убыли составил 38,2 на 10000 чел. населения. Наиболее высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте.
Актуальной задачей в сфере улучшения демографической ситуации является социальная поддержка семей с детьми, находящихся в сложной жизненной ситуации. В Мордовии граждане, имеющие детей, в связи с их рождением и воспитанием обеспечиваются пособиями и компенсациями, предусмотренными федеральным законодательством и региональными нормативными правовыми актами.
В последние годы в регионе в сфере демографической политики были приняты нормативные правовые акты, направленные на улучшение материального положения многодетных семей.
В соответствии с Законом Республики Мордовия от 18 октября 2011 г. N 66-З "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Мордовия", постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 апреля 2012 г. N 106 "Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче сертификата на республиканский материнский (семейный) капитал и выдачи сертификата на республиканский материнский (семейный) капитал заявителю" предусмотрена выплата республиканского материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации, в зависимости от очередности рождения детей.