В результате реформы региональных финансов на сегодняшний день в Республике Хакасия создана устойчивая нормативная правовая база в части организации бюджетного процесса, внедрено в бюджетный процесс долгосрочное планирование, усовершенствована практика распределения межбюджетных трансфертов путем внедрения механизмов конкурсного распределения, применения формализованных методик.
Одним из основополагающих документов является Закон Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия", который максимально раскрывает основы функционирования бюджетной системы, бюджетные полномочия органов государственной власти и устанавливает порядок организации бюджетного процесса в Республике Хакасия. В соответствии с законом проект республиканского бюджета составляется на очередной финансовый год на основе прогноза социально-экономического развития. Порядок и сроки их разработки утверждены Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.08.2010 N 423 "О составлении прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, проектов республиканского бюджета Республики Хакасия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на очередной финансовый год". Долгосрочное планирование бюджета республики реализуется путем разработки и утверждения среднесрочного финансового плана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.09.2009 N 382 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и мониторинга исполнения среднесрочного финансового плана Республики Хакасия".
В связи с переходом к составлению и утверждению республиканского бюджета на трехлетний период необходимо совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта закона о бюджете.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436.
Для достижения программной цели в рамках повышения эффективности распределения бюджетных средств необходимо повышение не только качества, но и объективности планирования бюджетных ассигнований.
Согласно статье 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов наделяются полномочиями по установлению Порядка и Методики, в соответствии с которыми осуществляется планирование бюджетных ассигнований. В качестве условия прогнозирования расходов с 1 января 2009 года установлено требование раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Это позволяет обеспечить безусловное исполнение ранее принятых обязательств и установить новые обязательства в соответствии с приоритетами проводимой политики в пределах имеющихся ресурсов.
В связи с отсутствием на республиканском уровне регламентирующих документов по данному направлению необходимы разработка и утверждение Порядка (Методики) планирования бюджетных ассигнований, определяющего форму представления обоснований и методы расчетов для различных видов бюджетных ассигнований. Эта форма должна предполагать составление обоснований для отдельных расходных обязательств либо их выделение в сводной форме.
Процесс планирования бюджетных ассигнований в разрезе их типов планируется автоматизировать на базе программного обеспечения по планированию республиканского бюджета, используемого в Министерстве финансов Республики Хакасия.
Результатом разработки и внедрения Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований должно стать формирование республиканского бюджета с учетом принципа разделения на принимаемые и действующие обязательства.
Несмотря на отсутствие в Республике Хакасия нормативного акта, устанавливающего порядок планирования бюджетных ассигнований, доля расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, планируемых методом индексации, на протяжении ряда лет остается незначительной: 2008 год - 14%, 2009 год - 14%, 2010 год - 14,5%, в 2011 году разработан и утвержден приказ Министерства финансов Республики Хакасия от 13.10.2011 N 127-од "Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований и определения предельных объемов бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Хакасия".
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436.
Основным ориентиром планирования бюджетных расходов должно стать достижение определенных целей, задач и показателей деятельности. Распределение бюджетных ресурсов с учетом ожидаемых и фактических результатов в рамках четких среднесрочных ориентиров должно стать залогом повышения эффективности и результативности расходов бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.08.2010 N 423 "О составлении прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, проектов республиканского бюджета Республики Хакасия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на очередной финансовый год" Министерство финансов Республики Хакасия направляет субъектам бюджетного планирования проектировки предельных объемов (изменений предельных объемов) бюджетных ассигнований республиканского бюджета на исполнение действующих расходных обязательств в очередном финансовом году, а также проектировки распределения в соответствии с решениями Президиума Правительства Республики Хакасия бюджетных ассигнований республиканского бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году.
Однако в процессе планирования бюджета не применяется формализованный порядок определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств. В этой связи требуется принятие нормативного правового акта, определяющего порядок составления проекта бюджета. Порядок должен предполагать метод расчета предельных объемов (формульный либо иной), обеспечивающий однозначность получения расчетных значений предельных объемов бюджетных ассигнований; предусматривать определение предварительных предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств, с их последующим уточнением и корректировкой в процессе составления проекта бюджета.
Одним из инструментов бюджетного планирования в Республике Хакасия является реестр расходных обязательств. Порядок его ведения закреплен Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.04.2008 N 99 "О Порядке ведения реестра расходных обязательств Республики Хакасия". Данные реестра используются при разработке проекта республиканского бюджета, а также при формировании докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств республиканского бюджета. Формируется три вида реестра: плановый реестр, реестр принимаемых расходных обязательств и уточненный реестр. При планировании бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств учитываются только те расходные обязательства, которые вошли в реестр. С каждым годом в уточненном реестре расходных обязательств увеличивается количество государственных услуг, выделенных как отдельные расходные обязательства. Так, в 2012 году выделено 65 услуг.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436.
Переход в республике к бюджетированию, ориентированному на результат, происходит поступательно. Проблемой на сегодняшний день остается низкая увязка как реестра расходных обязательств, так и иных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, с бюджетным процессом. Таким образом, одной из задач в рамках повышения эффективности распределения бюджетных средств является совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований.
Следующей ступенью должно стать совершенствование механизмов взаимосвязи всех инструментов бюджетного планирования, применяемых в Республике Хакасия, внесение необходимых изменений в действующую нормативную базу, регламентирующую бюджетный процесс.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 09.12.2013 N 688.
Дальнейшие совершенствование механизмов взаимосвязи всех инструментов бюджетного планирования, применяемых в Республике Хакасия, планируется провести в соответствии с утвержденными поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Так, в 2013 - 2015 годах предполагается разработка нормативных правовых актов, а также внесение необходимых изменений в действующую нормативную базу, регламентирующую бюджетный процесс.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436, от 09.12.2013 N 688)
Абзацы двадцать первый - двадцать седьмой утратили силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436.
Многое в процессе реформирования удалось реализовать в сфере межбюджетных отношений. Так, Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия" утверждены Порядок и Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия. В 2008 и 2009 годах данная Методика не менялась и общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитывался формульным методом.
В 2010 году Законом Республики Хакасия от 01.10.2010 N 85-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия" были утверждены новый Порядок и Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия, в соответствии с которыми общий объем дотаций устанавливается законом о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год. Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2011 год осуществлялся по новой Методике.
Таким образом, достигнута возможность установления общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия, во-первых, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Хакасия, а во-вторых, исходя из реальной потребности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности. В дальнейшем внесение изменений в действующую Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности не планируется.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436.