ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 года N 564-П
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Астраханской области
от 19 февраля 2015 года N 41-П
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области до 2015 года, деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, повышению их доступности и качества Правительство Астраханской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области до 2015 года.
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА
Наименование Программы | Программа повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области до 2015 года (далее - Программа) |
Основной разработчик Программы | - министерство финансов Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство финансов Астраханской области, исполнительные органы государственной власти Астраханской области |
Срок реализации Программы | - до 2015 года |
Цель Программы | - реализация долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития в части создания условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных (муниципальных) учреждений Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества |
Задачи Программы | - четкое определение сфер ответственности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных учреждений Астраханской области, предоставляющих государственные услуги; - обеспечение связи стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом уровня достижения заявленной цели; - создание условий для повышения эффективности обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг; - создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности расходов бюджета Астраханской области и проведению структурных реформ; - повышение качества финансового управления в общественном секторе; - повышение прозрачности и подотчетности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных учреждений Астраханской области, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (основные направления Программы) | - обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Астраханской области и местных бюджетов; - совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области; - реструктуризация бюджетного сектора; - повышение эффективности распределения средств бюджета Астраханской области; - оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения; - развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами; - повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляет министерство финансов Астраханской области, которое в установленные сроки представляет вице-губернатору - председателю Правительства Астраханской области отчеты о ходе реализации Программы в установленной форме. |
Настоящая Программа разработана в целях повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области.
Программа направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных (муниципальных) учреждений Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Начало реализации бюджетной реформы, осуществляемой в Российской Федерации, впервые было отражено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации еще в мае 2004 года. Правительством Российской Федерации было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", в соответствии с которым в Астраханской области перед финансовыми органами государственной власти была поставлена задача повышения эффективности бюджетных расходов.
Основными направлениями развития системы управления бюджетными расходами являлась реализация Астраханской областью программы реформирования региональных финансов на 2006 - 2008 годы и мероприятий административной реформы.
В 2006 году Астраханская область в числе восьми субъектов Российской Федерации была отобрана для участия в реализации программы реформирования региональных финансов субъекта Российской Федерации, которая позволила обеспечить значительный прогресс по целому ряду направлений реформирования бюджетной системы. Наиболее значительные результаты были достигнуты в области перехода к системе бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР). Сегодня в бюджетной системе Астраханской области функционируют такие элементы БОР, как составление ведомственных целевых программ (далее - ВЦП), государственных программ, ведение реестра расходных обязательств, разработка государственных заданий на оказание государственных услуг.
Однако система бюджетных учреждений Астраханской области и предоставление государственных услуг населению Астраханской области оказались незначительно задействованы в процессе реформирования, что исключило возможность обеспечения максимального эффекта от реализованных ранее мероприятий. Не произошло существенных позитивных изменений в функционировании бюджетных учреждений Астраханской области, не созданы достаточные стимулы для повышения эффективности их деятельности, экономии бюджетных средств.
В связи с этим Астраханская область одним из первых среди регионов России приступила к внедрению БОР в деятельность исполнительных органов государственной власти Астраханской области. Основная цель данного проекта - это распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам социально-экономического развития Астраханской области и осуществление бюджетного планирования и исполнения бюджета Астраханской области с использованием показателей общественной значимости и непосредственных результатов использования бюджетных средств.
Индикатором выполнения указанной цели является увеличение доли расходов бюджета Астраханской области, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета Астраханской области.
В начале внедрения ВЦП (2008 - 2009 годы) Астраханская область занимала ведущее место среди субъектов Российской Федерации по доле расходов, осуществляемых в рамках программ, в общем объеме расходов и первое место по данному показателю в Южном федеральном округе.
Разработчиком нормативного правового акта, определяющего порядок разработки ВЦП, явилось министерство финансов Астраханской области (Постановление Правительства Астраханской области от 18.04.2008 N 169-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ"). Ежегодно министерством финансов Астраханской области с учетом предложений министерства экономического развития Астраханской области определяется перечень главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих разработку ВЦП. В 2009 году формирование ВЦП осуществлялось в основном на уровне министерств Астраханской области. В 2010 году практика разработки ВЦП распространилась на службы и агентства Астраханской области. В 2011 году выполнена задача по обеспечению 100-процентного охвата исполнительных органов государственной власти Астраханской области ВЦП (за исключением исполнительных органов государственной власти Астраханской области, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета).
В 2013 году показатель доли расходов, формируемых в рамках программ, запланирован на уровне 80.0%.
В целях дальнейшей реализации данного принципа планирования внесено изменение в Закон Астраханской области от 07.07.2008 N 39/2008-ОЗ "О бюджетном процессе в Астраханской области", которое устанавливает обязательность представления перечня государственных программ в составе материалов, представляемых одновременно с проектом закона Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период, и отчетов об их реализации.
Кроме того, проекты ВЦП и отчеты о реализации ВЦП развития включены в состав справочного материала, представляемого к проекту закона Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период.
В 2012 году внесено изменение в Постановление Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области", устанавливающее обязательность его публичного обсуждения с целью информирования общественности и органов государственной власти Астраханской области о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой программе, а также учета мнения общественности при принятии решений органами государственной власти Астраханской области.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также в Постановление Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П на территории Астраханской области с 2014 года будут реализовываться государственные программы Астраханской области.
Дальнейшим развитием программных инструментов в Астраханской области станет формирование необходимой нормативной базы для включения с 1 января 2015 года ВЦП в состав государственных программ, а также переход к программной структуре бюджета Астраханской области.
Реализация принципов формирования программного бюджета Астраханской области предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
Откорректирован порядок разработки, утверждения и реализации ВЦП, предусматривающий более гибкую и оперативную процедуру их корректировки при изменении параметров бюджетной и экономической политики.
Министерством финансов Астраханской области ежегодно утверждается порядок составления формы обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств при планировании бюджета Астраханской области, в рамках которого подготавливаются обоснования бюджетных ассигнований, предусматривающие распределение бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств по целям и задачам.
В целях повышения эффективности расходов бюджета Астраханской области в рамках Постановления Правительства Астраханской области от 28.03.2008 N 140-П "О Порядке проведения конкурса на лучшие показатели качества финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Астраханской области" осуществляется оценка качества финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Астраханской области путем проведения конкурса на лучшие показатели качества финансового менеджмента, в ходе которого оцениваются показатели качества бюджетного планирования, качества планирования доходов, а также качества исполнения бюджетов исполнительными органами государственной власти Астраханской области. В 2012 году в конкурсе приняли участие 27 исполнительных органов государственной власти Астраханской области. По итогам данного конкурса наилучшие результаты показали министерство социального развития и труда Астраханской области (первое место), служба ветеринарии Астраханской области (второе место), агентство по организации деятельности мировых судей Астраханской области (третье место).
В рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ) с 2011 года органами исполнительной власти Астраханской области - учредителями бюджетных и автономных учреждений Астраханской области разрабатываются и утверждаются государственные задания.
Разработаны необходимые нормативные правовые акты и документы для работы государственных учреждений Астраханской области в новых условиях, в том числе: государственные (муниципальные) задания и планы финансово-хозяйственной деятельности для государственных бюджетных и автономных учреждений Астраханской области, бюджетные сметы государственных казенных учреждений Астраханской области.
Созданы федеральные базовые и ведомственные перечни государственных услуг, поправками в Бюджетный кодекс установлены правила их формирования, ведения и утверждения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных районов.
В муниципальных образованиях Астраханской области приняты правовые акты, устанавливающие порядок разработки и принятия административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, определены перечни оказываемых муниципальных услуг. Проекты административных регламентов и принятые административные регламенты размещаются на сайтах муниципальных образований Астраханской области. Сайты ряда муниципальных образований Астраханской области содержат самостоятельную вкладку (ссылку) "Административный регламент", что значительно облегчает поиск информации.
В целях перехода на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде в Астраханской области действует региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Астраханской области http://gosuslugi.astrobl.ru/.
Создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и государственных (муниципальных) учреждений Астраханской области по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития соответствует приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П, и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Астраханской области от 22.12.2010 N 86/2010-ОЗ.
В 2011 - 2012 годах на территории Астраханской области реализована Программа повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области на 2011 - 2012 годы, утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 21.07.2011 N 260-П.
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных (муниципальных) учреждений Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Астраханской области.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:
- четкое определение сфер ответственности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных учреждений Астраханской области, предоставляющих государственные услуги;
- обеспечение связи стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом уровня достижения заявленных целей;
- создание условий для повышения эффективности обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности расходов бюджета Астраханской области и проведению структурных реформ;
- повышение качества финансового управления в общественном секторе;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных учреждений Астраханской области, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для решения указанных задач будут реализовываться мероприятия по следующим основным направлениям реализации Программы:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Астраханской области и местных бюджетов.
2. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
3. Реструктуризация бюджетного сектора и повышение эффективности государственных закупок. Оптимизация бюджетных расходов и бюджетной сети.
4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств.
5. Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения.
6. Повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне.
7. Развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами.
8. Проведение ежемесячного анализа кредиторской задолженности, принятие мер по снижению имеющейся кредиторской задолженности, недопущение возникновения просроченной задолженности.
9. Усиление роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в государственных заданиях.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики Астраханской области.