ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2011 года N 260-П
О Программе повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области на 2011-2012 годы
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2012 N 618-П;
постановление Правительства Астраханской области от 06.09.2012 N 385-П;
постановление Правительства Астраханской области от 06.06.2012 N 230-П)
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
2. Министерству финансов Астраханской области (Шведов В.А.) включить расходы на реализацию Программы в течение всего периода реализации Программы и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Астраханской области.
3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области на 2011-2012 годы
Наименование Программы | Программа повышения эффективности бюджетных расходов Астраханской области на 2011-2012 годы | |
Основание для разработки Программы | ||
Основной разработчик Программы | - министерство финансов Астраханской области | |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство финансов Астраханской области, исполнительные органы государственной власти Астраханской области | |
Срок реализации Программы | - 2011 - 2012 годы | |
Цель Программы | - создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных (муниципальных) учреждений Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития | |
Задачи Программы | - четкое определение сфер ответственности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных учреждений Астраханской области, предоставляющих государственные услуги; | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (основные направления Программы) | - обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Астраханской области и местных бюджетов; | |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляет министерство финансов Астраханской области, которое в установленные сроки представляет вице-губернатору - председателю Правительства Астраханской области отчеты о ходе реализации Программы в установленной форме. |
Настоящая Программа разработана в соответствии с рекомендациями, указанными в пункте 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года".
Программа направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, государственных (муниципальных) учреждений Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Начало реализации бюджетной реформы, осуществляемой в Российской Федерации, впервые было отраженно в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации еще в мае 2004 года. Правительством Российской Федерации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", в соответствии с которым в Астраханской области была поставлена задача повышения эффективности бюджетных расходов перед финансовыми органами государственной власти.
Основными направлениями развития системы управления бюджетными расходами являлась реализация Астраханской областью Программы реформирования региональных финансов на 2006 - 2008 годы и мероприятий административной реформы.
В 2006 году Астраханская область в числе восьми субъектов Российской Федерации была отобрана для участия в реализации Программы реформирования региональных финансов субъекта Российской Федерации, которая позволила обеспечить значительный прогресс по целому ряду направлений реформирования бюджетной системы. Наиболее значительные результаты были достигнуты в области перехода к системе бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР). Сегодня в бюджетной системе Астраханской области функционируют такие элементы БОР, как составление ведомственных целевых программ (далее - ВЦП), ведение реестра расходных обязательств, разработка государственных заданий на оказание государственных услуг. В 2010 году пилотные исполнительные органы государственной власти Астраханской области приступили к разработке докладов о результатах и основных направлениях деятельности по итогам 2009 года.
Значимость для Астраханской области участия в Программе подтверждается динамикой оценки качества управления общественными финансами, проводимой Министерством финансов Российской Федерации: менее чем за три года оценка уровня управления возросла более чем в 6 раз.
Однако система бюджетных учреждений Астраханской области и предоставление государственных услуг населению Астраханской области оказалась незначительно задействована и в процессе реформирования, что исключило возможность обеспечения максимального эффекта от реализованных ранее мероприятий. Не произошло существенных позитивных изменений в функционировании бюджетных учреждений Астраханской области, не созданы достаточные стимулы для повышения эффективности их деятельности, экономии бюджетных средств.
В связи с этим Астраханская область одна из первых среди регионов России приступила к внедрению БОР в деятельность исполнительных органов государственной власти Астраханской области. Основная цель данного проекта - это распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам социально-экономического развития Астраханской области и осуществление бюджетного планирования и исполнения бюджета Астраханской области с использованием показателей общественной значимости и непосредственных результатов использования бюджетных средств.
Индикатором выполнения указанной цели является увеличение доли расходов бюджета Астраханской области, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов бюджета Астраханской области.
По итогам 2009 года Астраханская область занимает ведущее место среди субъектов Российской Федерации по доли расходов, осуществляемых в рамках программ, в общем объеме расходов и первое место по данному показателю в Южном федеральном округе. В 2008 году Астраханской области по данному индикатору по Южному федеральному округу был присвоен 4-й ранг, в 2007 - 3-е место.
Во многом прогресс по данному показателю обеспечен благодаря внедрению ВЦП - новому инструменту стратегического планирования. Разработчиком нормативного правового акта, определяющего порядок их разработки, являлось министерство финансов Астраханской области (постановление Правительства Астраханской области от 18.04.2008 N 169-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ"). Ежегодно постановлением министерства финансов Астраханской области с учетом предложений министерства экономического развития Астраханской области определяется перечень главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих разработку ВЦП. В 2009 году формирование ВЦП осуществлялось в основном на уровне министерств Астраханской области. В 2010 году практика разработки ВЦП распространилась на службы и агентства Астраханской области. В 2011 году выполнена задача по обеспечению 100-процентного охвата исполнительных органов государственной власти Астраханской области ВЦП (за исключением исполнительных органов государственной власти Астраханской области, финансируемых за счет субвенций федерального бюджета).
В настоящее время показатель доли расходов, формируемых в рамках программ, стабилизировался на уровне 77,0%.
В целях дальнейшей реализации данного принципа планирования внесено изменение в Закон Астраханской области от 07.07.2008 N 39/2008-ОЗ "О бюджетном процессе в Астраханской области", которое устанавливает обязательность представления перечня целевых программ в составе материалов, представляемых одновременно с проектом закона Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период, и отчетов об их реализации.
Реализация принципов формирования программного бюджета Астраханской области предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
По итогам 2009 и 2010 годов осуществлена оценка результативности ВЦП развития, результаты которой представлены на рассмотрение Думы Астраханской области.
Откорректирован порядок разработки, утверждения и реализации ВЦП, предусматривающий более гибкую и оперативную процедуру их корректировки при изменении параметров бюджетной и экономической политики.
Министерством финансов Астраханской области ежегодно утверждается порядок составления формы обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств при планировании бюджета Астраханской области, в рамках которого подготавливаются обоснования бюджетных ассигнований, предусматривающие распределение бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств по целям и задачам.
В целях повышения эффективности расходов бюджета Астраханской области в рамках постановления Правительства Астраханской области от 28.03.2008 N 140-П "О Порядке проведения конкурса на лучшие показатели качества финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Астраханской области" осуществляется оценка качества финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Астраханской области путем проведения конкурса на лучшие показатели качества финансового менеджмента, в ходе которого оцениваются показатели качества бюджетного планирования, качества планирования доходов, а также качества исполнения бюджетов исполнительных органов государственной власти Астраханской области. По итогам 2011 года победителем конкурса признано министерство социального развития и труда Астраханской области. Министерство здравоохранения Астраханской области и агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области заняли соответственно второе и третье места.
Основными направлениями административной реформы в Астраханской области в 2011- 2012 годах являются:
Оптимизация государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений, а также совершенствование контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в различных отраслях в соответствии с распределением предметов ведения исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, оптимизация порядка оказания услуг, необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг (функций) Астраханской области.
Завершение регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также исполнения контрольно-надзорных функций, формирование регионального реестра государственных услуг (функций) Астраханской области.
Упорядочение деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по систематизации и учету информации о предоставляемых ими государственных и муниципальных услугах (функциях), опубликованию данной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) и созданию условий для электронного взаимодействия заинтересованных лиц с исполнительными органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в ходе предоставления государственных и муниципальных услуг (функций).
Создание сети многофункциональных центров, соответствующих установленным требованиям.
Формирование системы качества и доступности государственных и муниципальных услуг Астраханской области, проведение регулярного мониторинга.
В рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ) с 2011 года органами исполнительной власти Астраханской области - учредителями бюджетных и автономных учреждений Астраханской области разрабатываются и утверждаются государственные задания.
Разработаны необходимые нормативные правовые акты и документы для работы государственных учреждений Астраханской области в новых условиях, в том числе: перечни государственных услуг, государственные (муниципальные) задания и планы финансово-хозяйственной деятельности для государственных бюджетных и автономных учреждений Астраханской области, бюджетные сметы государственных казенных учреждений Астраханской области.
В муниципальных образованиях Астраханской области приняты правовые акты, устанавливающие порядок разработки и принятия административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, определены перечни оказываемых муниципальных услуг. Проекты административных регламентов и принятые административные регламенты размещаются на сайтах муниципальных образований Астраханской области. Сайты ряда муниципальных образований Астраханской области содержат самостоятельную вкладку (ссылку) "Административный регламент", что значительно облегчает поиск информации.
В целях перехода на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде в Астраханской области действует региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Астраханской области http://gosuslugi.astrobl.ru/ .
С 2007 года в Астраханской области ведется работа по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В 2011 году в рамках проведения мероприятий комплексной долгосрочной целевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Астраханской области, в том числе на базе многофункциональных центров, на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 29.06.2011 N 219-П, на базе автономного учреждения Астраханской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - АУ АО "МФЦ") оказано 165 441 услуга, что на 12% больше показателя 2010 года.
Следует отметить, что общее количество фактически оказываемых на базе АУ АО "МФЦ" услуг ежегодно растет. Так, показатели 2010 года, которые составили 147 264 единицы, в 1,2 раза больше показателей 2009 года. Показатель 2011 года также превысил показатель предыдущего года на 12%.
Наиболее востребованными являются федеральные структуры. В общем объеме они занимают 60,2%. Услуги федеральными структурами предоставляются в соответствии с заключенными трехсторонними соглашениями о взаимодействии.
На базе АУ АО "МФЦ" предоставляется более 85 федеральных, региональных и муниципальных услуг, в том числе услуги в социальной сфере, в сфере недвижимости и земельных отношений, инвентаризационные услуги, консультирование по вопросам трудового законодательства.
По данным отчета АУ АО "МФЦ", количество оказанных на базе АУ АО "МФЦ" услуг за первое полугодие 2012 года составляет 85 289.
АУ АО "МФЦ" соответствует установленным стандартам комфортности. Сектор для приема получателей услуг оборудован в виде кабин, оснащённых всей необходимой оргтехникой. В зале ожидания размещены информационные киоски (инфоматы), таксофоны городской и внутренней связи, филиал Сбербанка России, рядом со зданием АУ АО "МФЦ" обустроена удобная парковочная площадка.
Большая роль в функционировании АУ АО "МФЦ" отведена современным информационно-коммуникационным технологиям. В АУ АО "МФЦ" применяются:
- система управления административными регламентами и документооборотом учреждения;
- система управления потоками посетителей ("электронная очередь") "Дамаск", которая позволяет в максимально короткие сроки ускорить процесс обслуживания, увеличить пропускную способность операционных залов, эффективно планировать работу, выдавать информацию о количестве посетителей в режиме реального времени;
- интернет-сайт АУ АО "МФЦ" www.mfc.astrobl.ru, с помощью которого можно получить разнообразную информацию о деятельности АУ АО "МФЦ", узнать о перечне предоставляемых услуг, списке требуемых для предоставления той или иной услуги документов, скачать бланки заявлений;
- Call-центр - отдельная телефонная информационная система, с помощью которой обратившиеся лица смогут получить ответы на часто задаваемые вопросы, а также информацию о получении государственных (муниципальных) услуг, включая адреса и телефоны АУ АО "МФЦ".
Для повышения информированности граждан в центре располагаются информационные киоски агентства по занятости населения Астраханской области и управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области.