ЗАКОН

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22 декабря 2010 года N 86/2010-ОЗ

О Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы

(Изменения и дополнения: Закон Астраханской области от 08.05.2014 N 19/2014-ОЗ; Закон Астраханской области от 18.11.2013 N 59/2013-ОЗ)


Принят  постановлением
 Государственной Думы Астраханской области
 от 09.12.2010 N 594/11

Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

   Губернатор
     Астраханской области
     А.А. Жилкин

г. Астрахань

22 декабря 2010 г.

Рег. N 86/2010-ОЗ

Приложение
к Закону Астраханской области
"О Программе социально-
экономического развития
Астраханской области
на 2010-2014 годы"

Программа социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы

Введение


В 2008 году была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой были выделены долгосрочные приоритеты развития государства: переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр. Эти приоритеты были приняты за основу при разработке Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее - Стратегия).

В целях запуска механизма реализации Стратегии необходимо принятие Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы (далее – Программа), которая также является одним из основных документов стратегического планирования, разрабатываемых Правительством Астраханской области согласно Закону Астраханской области от 3 июля 2009 г. N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области".

Ключевой задачей реализации Программы является синхронизация краткосрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития, достижение которых возможно за счет:

а) формирования иерархии среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями;

б) совершенствования разработки и реализации государственных программ Астраханской области;

(Абзац в редакции Закона Астраханской области от 18.11.2013 N 59/2013-ОЗ)

в) внедрения проектных методов управления для решения социально-экономических задач;

г) проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития, а также проведения аудита государственных программ Астраханской области и реализуемых проектов.

(Абзац в редакции Закона Астраханской области от 18.11.2013 N 59/2013-ОЗ)

1. Оценка условий социально-экономического развития Астраханской области


Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. По объемам производства на душу населения среди субъектов Южного федерального округа в 2009 году область занимала: первое место по добыче полезных ископаемых, второе место по объему инвестиций в основной капитал, по вводу жилья и по величине среднемесячной заработной платы.

За период 2002-2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 46 %, индекс промышленного производства – на 21,1 %, продукция сельского хозяйства – на 66,6 %, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) – на 29 %, оборот розничной торговли – в 2,55 раза, платные услуги населению – на 35,3 %.

Уровень валового регионального продукта на душу населения в абсолютном выражении вырос за этот период в 4,6 раза.

Темпы роста экономики в 2008 году по отдельным показателям значительно превышали среднероссийский уровень.

Опережающими темпами росли в 2008 году индекс промышленного производства (105,1 % против 102,1 % по Российской Федерации), продукция сельского хозяйства (114,7 % против 110,8 %), оборот розничной торговли (121,3 % против 113,5 %), объем платных услуг (109,0 % против 104,8 %), грузооборот транспорта (105,2 % против 100,6 %), среднедушевые денежные доходы (127,2 % против 119,9 %).

Достижение указанных результатов стало возможным благодаря правильному использованию как собственного потенциала (область является геополитически и геокультурно значимым регионом, крупным транспортно-транзитным узлом и имеет значительные запасы природных ресурсов), так и благоприятных внешних условий докризисного периода середины двухтысячных годов (общий подъем экономики страны, ускоренный рост потребительских рынков, рост объемов прямых иностранных инвестиций в регионы России, наращивание грузопотоков, реализация амбициозных проектов за счет государственных вложений, прежде всего инфраструктурных).

Однако уже в 2008 году Россия вступила в состояние рецессии, последствия которой отразились на состоянии экономики и социальной сферы страны. Практически все сектора, ранее растущие, попали в ситуацию резкого сжатия как по стоимости, так и по физическим объемам, имел место инвестиционный спад, а также потеря ликвидности.

Что касается Астраханской области, то ее экономика, являясь неотъемлемой частью экономики России, также испытала негативные внешние тенденции. Регион вступил в кризис, находясь в зоне существенного риска, поскольку большая часть промышленного производства обеспечивается конъюнктурно зависимыми секторами. Резко возросли риски для предприятий, зависящих от заказов нефтедобывающих компаний (промышленное строительство, судостроение, нефтесервисные услуги).

С другой стороны, в экономике Астраханской области значимое место традиционно занимают отрасли, в которых кризисные явления проявились не столь остро - сельское хозяйство, рыбная промышленность и пр. Данные отрасли в определенной мере могут послужить "буфером" для рынка труда, экономики и бюджета Астраханской области на ближайшую перспективу.

Касаясь инвестиционного роста, можно отметить, что, если по итоговым показателям 2008 года положительные показатели наблюдались во всех значимых секторах и лишь отдельные отрасли испытывали видимое замедление темпов роста, то уже в 2009 году Астраханская область не смогла сохранить модель инвестиционного роста во всех видах деятельности, начавшую формироваться в последние два-три года. По всей видимости, инвестиционный цикл, служивший основой экономики России в целом и Астраханской области в частности, прошел свой пик и в настоящее время находится на спаде.

Индекс промышленного производства (ИПП) за январь-декабрь 2009 года составил 84,3 %. Сократились объемы производства по всем основным видам деятельности: в добыче полезных ископаемых - 88,2 % (к уровню 2008 года), в обрабатывающих производствах – 82,3 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 88,8 %. Значительно снизилась инвестиционная активность – 89,2 %, объем работ в строительстве – 64,4 %, грузооборот транспорта – 94,4 %.

Опережающими темпами в 2009 году росли: валовая продукция сельского хозяйства (120,1 % против 101,2 % по России) и ввод в действие жилья (125,0 % против 93,3 %). Увеличены объемы по отдельным подвидам в обрабатывающих производствах: в производстве пищевых продуктов, включая напитки (100,5 %), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (102,6 %) за счет увеличения производства обуви из полимерных материалов.

На общем фоне кризисных явлений в Астраханской области к настоящему времени сформировался набор опасностей и возможностей, основные из которых отражены в таблице 1:

Таблица 1

Проектные
 направления

Опасности и недостатки

Возможности

Нефтегазовый комплекс, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых

Особенности геологического строения продуктивных отложений полезных ископаемых, в частности, углеводородных ресурсов Астраханского свода
   Недостаточный уровень развития инновационно-технологической инфраструктуры

Значительные запасы месторождений углеводородного сырья Астраханской области и прилегающей части российского сектора Каспийского моря сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России.
 Включение в растущий рынок нефтегазосервисных услуг на Каспии.
   Наличие запасов других природных ресурсов (гипс, соль, йодосодержа-щие подземные воды и др.) дает предпосылки для повышения эффективности процессов создания, внедрения и освоения новых наукоемких видов продукции и технологий.

Судостроительный комплекс

Снижение количества заказов в связи с гло бальным экономическим кризисом

Судостроительный комплекс Астраханской области представлен двадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО "ССЗ Красные Баррикады" и ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение", включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний "Каспийская Энергия"

Агропромышленный комплекс.
 Аквакультура и рыболовство

Локальная обеспеченность водными ресурсами (только в зоне Волго-Ахтубинской поймы и подстепных ильменей) ограничивает возможности расселения на всей территории области, а также потенциал развития агропромышленного комплекса
   Исчерпание естественных рыбных ресурсов

Благоприятные природно-климатические условия.
   Наличие уникальных пород рыб в реке Волге и Каспийском море (из более чем 60 видов рыб 30 имеют промысловое значение).

Транспорт и логистика

Отсутствие логистической инфраструктуры

Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области (через территорию региона проходит транспортный коридор "Север-Юг", область обладает выходом к морю, пригодными условиями и достаточными территориальными резервами для развития портовых мощностей, расположена на одной из самых мощных воднотранспортных артерий страны - реке Волге)

Туризм

Истощение биоресурсов, что при доминировании рыболовного вида туризма приведет к сокращению объема туристических услуг
 Недостаточно развитая туристическая инфраструктура, особенно круизная.

Выгодное геополитическое положение.
   Богатое культурное наследие и наличие большого количества достопримечательностей создают все предпосылки для диверсификации существующего туристского продукта и развития культурно-познавательного и экологического туризма.

Производственная специализация

На российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп, производимых в Астраханской области (преимущественно продукция судостроения и рыба ценных пород)

В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбы и рыбной продукции, а также овощей. Область является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов

Развитие человеческого потенциала и социальной сферы

Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг.
   Основные показатели уровня жизни населения (в первую очередь среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, среднедушевые денежные доходы населения) в Астраханской области ниже, чем в среднем по России.

Потенциально высокие человеческие ресурсы, поскольку демографическая ситуация в Астраханской области - одна из самых благоприятных в России.
   Качество трудовых ресурсов находится на более высоком уровне, чем в среднем по югу страны.

Таким образом, основными направлениями развития региона на среднесрочную перспективу являются синхронизация краткосрочных (обеспечение выхода экономики области и отдельных секторов из ситуации, обусловленной глобальным экономическим кризисом, сохранение устойчивых положительных темпов роста базовых секторов, проведение оптимизации корпоративной и технологической структуры ключевых отраслей и их кластеризация, повышение уровня и качества жизни населения и т. д.) и долгосрочных (развитие новых отраслей специализации региона, диверсификация экономики области, развитие городской среды и т. д.) целей социально-экономи-ческого развития.

2. Стратегическая цель и тактические задачи Программы


Социально-экономическое развитие Астраханской области существенно зависит от государственного регулирования, которое осуществляется в первую очередь через такие инструменты, как Стратегия, программа социально-экономического развития на среднесрочный период и государственные программы Астраханской области, разрабатываемые в соответствии со Стратегией.

(Абзац в редакции Закона Астраханской области от 18.11.2013 N 59/2013-ОЗ)

Согласно Стратегии целью долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области является повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области.

Первым шагом на пути к достижению установленных целей развития Астраханской области и пусковым механизмом реализации Стратегии является разработка и реализация Программы, которая определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области на этот период.

Стратегической целью Программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории Астраханской области.

В качестве индикаторов достижения стратегической цели Программы принимаются целевые ориентиры и их целевые значения, отраженные в таблице 2:

Таблица 2

Наименование целевого ориентира
 главной цели

Целевые значения целевых
 ориентиров

2010

2011

2012

2013

2014

Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет

68,3

68,7

69,0

69,1

69,2

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ко всему населению, %

14,9

14,7

14,5

14,0

13,5

Реальные денежные доходы населения, % к уровню 2009 года

102,3

106,9

111,3

116,0

125,3

Темп роста ВРП, %

105,6

106,8

107,7

106,7

106,0

Доля инвестиций в ВРП, %

48,1

47,9

48,0

50,4

52,3

Цель Программы достигается путем решения следующих тактических задач:

Тактическая задача 1. Развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.

На протяжении последних лет большинство внутренних рынков, на которых присутствуют предприятия Астраханской области, находилось в стадии активного развития, чему способствовали благоприятные внешние условия. Произошло включение ряда отраслей в процессы консолидации на национальных рынках, приход крупных инвесторов, прежде всего в агропромышленный сектор, положено начало технологической модернизации. Однако далеко не все астраханские предприятия успели в полной мере воспользоваться благоприятными конъюнктурными условиями и запустить процессы кластеризации, в том числе технологической и корпоративной модернизации.

Кластерная политика как на федеральном, так и на региональном уровне, признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности регионов России. Долгосрочной целью региональной кластерной политики является развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.

Основные задачи и инструменты кластерной политики определяются в зависимости от уровня и потенциала кластеризации каждой отдельной отрасли, ее значения для экономики области, наличия факторов производства, масштабов рынков, на которых присутствуют предприятия отрасли, а также прогнозной динамики развития основных рынков сбыта ее продукции:

1. Отрасли с высоким уровнем кластерного взаимодействия, растущим рынком, но не являющиеся базовыми для экономики области. Это туристический комплекс (включая инфраструктуру размещения и питания - сектор HoReCa) и агропромышленный комплекс (в первую очередь производство и переработка овощей).

Именно эти отрасли в предыдущие три года развивались посредством кластерной политики, результатами чего стали: активизация работы ассоциативных форм управления отраслью, формирование профессиональной культуры и бизнес-этики, развитие (хотя и недостаточное) различных форм кооперации, достижение инвестиционного роста секторов, реализация программы формирования единого бренда и пр.

На следующем этапе развития для данных отраслей ключевой задачей станет дальнейшее укрепление формирующихся производственных кластеров с параллельным созданием условий для перехода к инновационной модели функционирования.

В результате к 2014 году:

- в сфере туризма будет сформировано региональное правовое поле, оптимизирована система управления развитием туризма и портфели "альтернативных" видов туризма, улучшена инфраструктурная составляющая туризма, что обеспечит укрепление позиций региона как уникального туристического центра на юге России, ежегодный поток туристов в Астраханскую область до 2,5-2,7 млн. человек, а также включение г. Астрахани в макрорегиональный круизный туризм как одного из ключевых звеньев маршрута в границах Волго-Каспийского бассейна;

- в агропромышленном комплексе будет создан единый региональный бренд для сельскохозяйственных товаров области, повышено плодородие земель, а также качество жизни населения в сельской местности.

2. Отрасли со средним уровнем плотности коммуникации внутри кластера, но имеющие важное значение для экономики области и средний потенциал роста рынков.

Это рыбохозяйственный комплекс, судостроение, транспортные услуги, строительный комплекс и промышленность строительных материалов, некоторые секторы агропромышленного комплекса. Ключевой задачей для данных отраслей станет переход к конкурентоспособным производственным кластерам и инновационному типу развития данных отраслей (развитие корпуса проектирования, технологического и сервисного обеспечения и пр.).

В результате к 2014 году осуществится:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»