Приложение N 49
к приказу
 Министерства финансов
Российской Федерации
от 28 декабря 2015 года N 217н

     

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг"

(с изменениями на 16 сентября 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 15 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16 (приказ Минфина России от 11 июля 2016 года N 111н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 11.08.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 11 июля 2016 года N 111н);

МСФО "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" в стандартах МСФО" от 30 октября 2018 года (приказ Минфина России от 30 октября 2018 года N 220н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 29.11.2018) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 30 октября 2018 года N 220н);

МСФО "Редакционные исправления в МСФО" от 16 сентября 2019 года (приказ Минфина России от 16 сентября 2019 года N 146н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 18.10.2019) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 16 сентября 2019 года N 146н).

____________________________________________________________________



Ссылки


- Концепция подготовки и представления финансовой отчетности,

________________

Ссылка указывает на "Концепцию подготовки и представления финансовой отчетности" КМСФО, принятую Советом в 2001 году и действовавшую на момент разработки настоящего разъяснения.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" в стандартах МСФО" от 30 октября 2018 года. - См. предыдущую редакцию)


- МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности",

- МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации",

- МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты",

(Абзац дополнительно включен с 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9; в редакции, введенной в действие с 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года)  

- МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты",

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2018 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9)

- МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями",

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2018 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 15)

- МСФО (IFRS) 16 "Аренда",

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2019 года МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16)

- МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки",

- абзац исключен с 1 января 2018 года - МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 15 - см. предыдущую редакцию;


- МСФО (IAS) 16 "Основные средства",

- абзац исключен с 1 января 2019 года - МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16 - см. предыдущую редакцию,

- абзац исключен с 1 января 2018 года - МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 15 - см. предыдущую редакцию;

- МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи",

- МСФО (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям",

- МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление",

- МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов",

- МСФО (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы",

- МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы",

-  абзац исключен с 28 июля 2016 года - МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9; МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года; исключен с 1 января 2018 года - МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9 - см. предыдущую редакцию,     

- абзац исключен с 1 января 2019 года - МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16 - см. предыдущую редакцию,

- Разъяснение ПКР (SIC) 29 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг: раскрытие информации".

________________

Название Разъяснения ПКР (SIC) - 29, ранее "Раскрытие информации - концессионные соглашения о предоставлении услуг", было изменено Разъяснением КРМФО (IFRIC) 12.

Исходная информация

1. Во многих странах объекты инфраструктуры для предоставления общественных услуг - такие как дороги, мосты, тоннели, тюрьмы, больницы, аэропорты, водораспределительные сооружения, системы энергоснабжения и телекоммуникационные сети - традиционно строились, управлялись и обслуживались организациями государственного сектора и финансировались через государственные бюджетные ассигнования.

2. В некоторых странах государство ввело в практику использование соглашений о предоставлении услуг на договорных началах, чтобы привлечь частный сектор к участию в развитии, финансировании, оперативном управлении и обслуживании данных объектов инфраструктуры. Объекты инфраструктуры могут уже существовать или могут быть построены в течение срока действия соглашения о предоставлении услуг. Соглашение, относящееся к сфере применения настоящего разъяснения, обычно предусматривает вовлечение организации частного сектора (оператор), которая будет осуществлять строительство объекта инфраструктуры, используемого для предоставления общественных услуг, или его усовершенствование (например, путем увеличения его пропускной способности), а также оказывать услуги по оперативному управлению и обслуживанию данного объекта инфраструктуры в течение определенного периода времени. Услуги оператора оплачиваются на протяжении срока действия соглашения. Соглашение регулируется договором, в котором устанавливаются требования и нормы в отношении предоставления услуг, механизмы регулирования цен и условия разрешения споров в арбитражном порядке. Такое соглашение о предоставлении услуг часто описывается как концессионное соглашение типа "строительство - оперативное управление - передача", "реконструкция - оперативное управление - передача" или "государственно-частное взаимодействие".

3. Характерной чертой данных соглашений о предоставлении услуг является общественный характер услуг, которые оператор обязуется предоставлять. Государственная политика заключается в том, чтобы услуги, связанные с объектами инфраструктуры, предоставлялись населению независимо от того, какая именно сторона предоставляет эти услуги. Соглашение о предоставлении услуг предусматривает, что оператор на договорных началах принимает на себя обязанность оказывать услуги населению от имени организации государственного сектора. Другими общими чертами являются следующие:

(a) сторона, предоставляющая права в форме соглашения о предоставлении услуг (концедент), является организацией государственного сектора, включая государственные органы, или организацией частного сектора, которой была передана ответственность за предоставление услуг;

(b) оператор несет ответственность за осуществление, по крайней мере, некоторых функций по оперативному управлению объектами инфраструктуры и предоставлению соответствующих услуг, а не действует лишь от имени концедента в качестве агента;

(c) договор устанавливает исходные цены, которые будут взиматься оператором, и регулирует вопросы пересмотра цен на протяжении срока действия соглашения о предоставлении услуг;

(d) в конце срока действия соглашения оператор обязан передать концеденту объект инфраструктуры в определенном состоянии за небольшое дополнительное возмещение или без такового, независимо от того, какая из сторон изначально финансировала этот объект.

Сфера применения

4. Настоящее разъяснение содержит указания по учету операторами концессионных соглашений о предоставлении услуг в рамках государственно-частного взаимодействия.

5. Настоящее разъяснение применяется к концессионным соглашениям о предоставлении услуг в рамках государственно-частного взаимодействия, если:

(a) концедент контролирует или регулирует, какие услуги должен предоставлять оператор с использованием объекта инфраструктуры, кому он должен их предоставлять и по какой цене; и

(b) концедент контролирует - через право собственности, бенефициарные права или по иным основаниям - любую значительную остаточную долю в объекте инфраструктуры в конце срока действия соглашения.

6. Объекты инфраструктуры, используемые в концессионных соглашениях о предоставлении услуг в рамках государственно-частного взаимодействия на протяжении всего срока их полезного использования (активы с полным использованием срока) относятся к сфере применения настоящего разъяснения, если выполняются условия, предусмотренные пунктом 5(a). Пункты AG1-AG8 содержат указания в отношении определения того, относятся ли и в какой степени концессионные соглашения о предоставлении услуг в рамках государственно-частного взаимодействия к сфере применения настоящего разъяснения.

7. Настоящее разъяснение применяется как к:

(a) объектам инфраструктуры, которые оператор строит или приобретает у третьей стороны в целях выполнения соглашения о предоставлении услуг; так и

(b) существующим объектам инфраструктуры, к которым концедент предоставляет оператору доступ в целях выполнения соглашения о предоставлении услуг.

8. Настоящее разъяснение не определяет порядок учета объектов инфраструктуры, которые удерживались оператором и были признаны им в качестве основных средств до момента заключения соглашения о предоставлении услуг. К таким объектам инфраструктуры применяются требования МСФО в части прекращения признания (изложены в МСФО (IAS) 16).

9. Настоящее разъяснение не определяет порядок учета у концедента.

Вопросы

10. Настоящее разъяснение устанавливает общие принципы признания и оценки обязанностей и соответствующих прав в концессионных соглашениях о предоставлении услуг. Требования по раскрытию информации о концессионных соглашениях о предоставлении услуг содержатся в Разъяснении ПКР (SIC) - 29. В настоящем разъяснении рассматриваются следующие вопросы:

(a) порядок учета прав оператора в отношении объектов инфраструктуры;

(b) признание и оценка возмещения по соглашению;

(c) услуги по строительству или усовершенствованию;

(d) услуги по оперативному управлению;

(e) затраты по заимствованиям;

(f) последующий учет финансового актива и нематериального актива; и

(g) объекты, предоставленные оператору концедентом.

Консенсус

     

Порядок учета прав оператора в отношении объектов инфраструктуры

11. Объекты инфраструктуры, находящиеся в сфере применения настоящего разъяснения, не должны быть признаны оператором в качестве основных средств, поскольку соглашение о предоставлении услуг не передает оператору право контролировать использование объектов инфраструктуры общественного назначения. У оператора есть доступ к объектам инфраструктуры с целью оперативного управления ими для предоставления общественных услуг от имени концедента в соответствии с условиями, определенными в договоре.

Признание и оценка возмещения, предусмотренного соглашением

12. В соответствии с условиями соглашений, относимых к сфере применения настоящего разъяснения, оператор действует в качестве поставщика услуг. Оператор строит или усовершенствует объект инфраструктуры (услуги по строительству или усовершенствованию), используемый для предоставления той или иной общественной услуги, осуществляет оперативное управление данным объектом инфраструктуры и обслуживает его (услуги по оперативному управлению) в течение определенного периода времени.

13. Выручку от предоставленных им услуг оператор должен признавать и оценивать в соответствии с МСФО (IFRS) 15. Характер возмещения определяет порядок его последующего учета. Порядок последующего учета полученного возмещения как финансового актива и как нематериального актива описывается ниже в пунктах 23-26.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 15. - См. предыдущую редакцию)



Услуги по строительству или усовершенствованию

14. Оператор должен учитывать услуги по строительству или усовершенствованию объектов инфраструктуры, в соответствии с МСФО (IFRS) 15.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 15. - См. предыдущую редакцию)

Возмещение, выплачиваемое концедентом оператору

15. Если оператор предоставляет услуги по строительству или усовершенствованию, возмещение, полученное или подлежащее получению оператором, должно быть признано в соответствии с МСФО (IFRS) 15. Возмещение может представлять собой права на:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 15. - См. предыдущую редакцию)

(a) финансовый актив, или

(b) нематериальный актив.

16. Оператор должен признать финансовый актив в той степени, в которой он имеет предусмотренное договором безусловное право на получение от концедента или по его указанию денежных средств или другого финансового актива за услуги по строительству; концедент практически (или совсем) не может избежать оплаты, как правило в силу того, что это соглашение обеспечено правовой защитой. Оператор имеет безусловное право на получение денежных средств, если концедент по условиям договора гарантирует оператору выплату: (a) установленных или поддающихся определению сумм, или (b) недополученной разницы, если таковая имеет место, между суммами, полученными от пользователей общественных услуг, и установленными или поддающимися определению суммами, даже если выплата зависит от того, обеспечил ли оператор соответствие объекта инфраструктуры установленным требованиям качества или эффективности.

17. Оператор должен признать нематериальный актив в той степени, в которой он получает право (лицензию) на взимание платы с пользователей общественных услуг. Право на взимание платы с пользователей общественных услуг не является безусловным правом на получение денежных средств, так как суммы оплаты зависят от степени потребления услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»