Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"
(с изменениями на 4 октября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);
МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);
МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);
МСФО "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" в стандартах МСФО" от 30 октября 2018 года (приказ Минфина России от 30 октября 2018 года N 220н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 29.11.2018) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 30 октября 2018 года N 220н);
МСФО "Определение существенности (Поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8)" от 5 августа 2019 года (приказ Минфина России от 5 августа 2019 года N 119н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 17.10.2019) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 5 августа 2019 года N 119н);
МСФО (IFRS) "Определение бухгалтерских оценок (Поправки к МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки)" от 4 октября 2023 года (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 октября 2023 года N 155н) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2023, N 0001202311240001).
____________________________________________________________________
1. Целью настоящего стандарта является установление критериев выбора и изменения учетной политики вместе с порядком учета и раскрытием информации об изменениях в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках и исправлениях ошибок. Настоящий стандарт призван улучшить уместность и надежность информации, содержащейся в финансовой отчетности организации, а также сопоставимость этой финансовой отчетности на протяжении времени и с финансовой отчетностью других организаций.
2. Требования к раскрытию информации об учетной политике, за исключением требований к раскрытию информации об изменениях в учетной политике, изложены в МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".
3. Настоящий стандарт должен применяться при выборе и применении учетной политики и учете изменений в учетной политике, изменений в бухгалтерских оценках и исправлений ошибок предыдущих периодов.
4. Налоговые эффекты от исправлений ошибок предыдущих периодов и ретроспективных корректировок, внесенных для применения изменений в учетной политике, учитываются и раскрываются в соответствии с МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль".
5. В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:
Учетная политика - конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности.
Бухгалтерские оценки - это денежные суммы в финансовой отчетности, подверженные неопределенности оценки.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2023 года МСФО (IFRS) "Определение бухгалтерских оценок (Поправки к МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки)" от 4 октября 2023 года. - См. предыдущую редакцию)
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - стандарты и разъяснения, выпущенные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (Совет по МСФО). Они состоят из:
(a) Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) ;
(b) Международных стандартов финансовой отчетности (IAS);
(c) разъяснений КРМФО (IFRIC); и
(d) разъяснений ПКР (SIC).
________________
Определение термина МСФО было скорректировано после внесения изменений в наименования при пересмотре Конституции Фонда МСФО в 2010 году.
Существенность. Понятие существенности определено в пункте 7 МСФО (IAS) 1 и используется в настоящем стандарте в таком же значении.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 октября 2019 года МСФО "Определение существенности (Поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8)" от 5 августа 2019 года. - См. предыдущую редакцию)
Ошибки предыдущих периодов - пропуски или искажения информации в финансовой отчетности организации за один или более предыдущих периодов, возникающие вследствие неиспользования либо неверного использования надежной информации,
(a) которая была доступной в то время, когда финансовая отчетность за указанные периоды была одобрена к выпуску; и
(b) можно было обоснованно ожидать, что указанная информация будет получена и учтена при подготовке и представлении данной финансовой отчетности.
Такие ошибки включают результаты математических ошибок, ошибок в применении учетной политики, недосмотра или неверного толкования фактов, а также мошенничества.
Ретроспективное применение заключается в применении новой учетной политики к операциям, прочим событиям и условиям таким образом, как если бы эта учетная политика применялась всегда.
Ретроспективное исправление - корректировка признания, оценки и раскрытия сумм элементов финансовой отчетности таким образом, как если бы ошибка предыдущих периодов никогда не была допущена.
Практическая неосуществимость. Применение какого-либо требования считается практически неосуществимым, когда организация, приложив все разумные усилия для его применения, не может этого сделать. Для определенного предыдущего периода ретроспективное применение изменения в учетной политике или корректировка путем ретроспективного исправления ошибки являются практически неосуществимыми, если:
(a) эффекты от ретроспективного применения или ретроспективного исправления не могут быть определены;
(b) ретроспективное применение или ретроспективное исправление требуют допущений о том, каковы были бы намерения руководства в указанном периоде; или
(c) ретроспективное применение или ретроспективное исправление требуют значительных количественных оценок и невозможно объективно отличить информацию об указанных оценках, которая:
(i) свидетельствует об обстоятельствах, существовавших на дату (даты), на которую (которые) эти суммы должны быть признаны, оценены или раскрыты; и
(ii) была бы доступной в то время, когда финансовая отчетность за указанный предыдущий период была одобрена к выпуску, от другой информации.
Перспективное применение изменения в учетной политике и признания влияния изменения в бухгалтерских оценках - соответственно:
(a) применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и условиям, имевшим место после даты, с которой учетная политика изменена; и
(b) признание влияния изменения в бухгалтерских оценках в текущем и будущих периодах, затронутых данным изменением.
6. Пункт исключен с 17 октября 2019 года - МСФО "Определение существенности (Поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8)" от 5 августа 2019 года. - См. предыдущую редакцию.
________________
Сноска исключена с 29 ноября 2018 года - МСФО "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" в стандартах МСФО" от 30 октября 2018 года. - См. предыдущую редакцию.
7. В том случае, когда какой-либо МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этому объекту учета, должны быть определены путем применения данного МСФО.
8. МСФО устанавливают учетную политику, которая, по заключению Совета по МСФО, приводит к формированию финансовой отчетности, содержащей уместную и надежную информацию об операциях, прочих событиях и условиях, к которым данная учетная политика применяется. Применение указанной учетной политики не является обязательным в тех случаях, когда эффект от ее применения является несущественным. Однако неправильно допускать несущественные отступления от МСФО или оставлять такие отступления неисправленными, с тем чтобы достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов или денежных потоков организации.
9. МСФО сопровождаются руководством, помогающим организациям применять требования данных стандартов. В таком руководстве указывается, является ли оно неотъемлемой частью МСФО. Руководство, являющееся неотъемлемой частью МСФО, обязательно к применению. Руководство, не являющееся неотъемлемой частью МСФО, не содержит требований к финансовой отчетности.
10. В случае отсутствия какого-либо МСФО, специально применимого к операции, прочему событию или условию, руководство должно использовать собственное суждение при разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая:
(a) уместна для пользователей при принятии ими экономических решений; и
(b) надежна в том смысле, что информация в финансовой отчетности:
(i) правдиво представляет финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации;
(Ii) отражает экономическое содержание операций, прочих событий и условий, а не только их юридическую форму;
(iii) является нейтральной, то есть свободной от предвзятости;
(iv) соответствует осмотрительности; и
(v) является полной во всех существенных отношениях.
11. При вынесении суждения, описанного в пункте 10, руководство должно обращаться к следующим источникам и рассматривать их применимость в порядке очередности по убыванию:
(a) требования МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы; и
(b) определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащиеся в "Концептуальных основах представления финансовых отчетов" ("Концептуальные основы").
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" в стандартах МСФО" от 30 октября 2018 года. - См. предыдущую редакцию)
________________
Пункт 54G поясняет, каким образом изменяется данное требование применительно к остаткам по счету отложенных тарифных разниц.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" в стандартах МСФО" от 30 октября 2018 года. - См. предыдущую редакцию)
12. При вынесении суждения, описанного в пункте 10, руководство также может рассматривать самые последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов бухгалтерского учета, прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую отраслевую практику в части, не противоречащей источникам, указанным в пункте 11.
13. Организация должна выбрать и применять учетную политику последовательно для аналогичных операций, прочих событий и условий, если только какой-либо МСФО специально не требует или не разрешает деление статей по категориям, для которых может быть уместна разная учетная политика. Если какой-либо МСФО требует или допускает такое деление по категориям, то для каждой такой категории следует выбрать соответствующую учетную политику и применять ее последовательно.