Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

Приложение N 29
к приказу
 Министерства финансов
Российской Федерации
от 28 декабря 2015 года N 217н

          
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности"

(с изменениями на 17 февраля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 14 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО "Учет приобретений долей участия в совместных операциях (Поправки к МСФО (IFRS) 11)" от 27 июня 2016 года (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО "Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (Поправки к МСФО (IAS) 27)" от 27 июня 2016 года (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО "Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2012-2014 годов" от 27 июня 2016 года (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 9 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года N 15 (приказ Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.07.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н);

МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16 (приказ Минфина России от 11 июля 2016 года N 111н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 11.08.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 11 июля 2016 года N 111н);

МСФО "Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2014-2016 гг." от 20 июля 2017 года (приказ Минфина России от 20 июля 2017 года N 117н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 18.08.2017) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 20 июля 2017 года N 117н);

разъяснением КРМФО (IFRIC) от 20 июля 2017 года N 22 (приказ Минфина России от 20 июля 2017 года N 117н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 18.08.2017) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 20 июля 2017 года N 117н);

МСФО (IFRS) от 4 июня 2018 года N 17 (приказ Минфина России от 4 июня 2018 года N 125н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 03.07.2018) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 4 июня 2018 года N 125н);

МСФО "Редакционные исправления в МСФО" от 16 сентября 2019 года (приказ Минфина России от 16 сентября 2019 года N 146н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 18.10.2019) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 16 сентября 2019 года N 146н);

МСФО "Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2018-2020 гг." от 17 февраля 2021 года (приказ Минфина России от 17 февраля 2021 года N 24н) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.03.2021, N 0001202103220031).     

____________________________________________________________________

Цель

1. Целью настоящего МСФО является обеспечение такого результата, чтобы составляемая организацией первая финансовая отчетность по МСФО, как и ее промежуточные финансовые отчеты за часть периода, охватываемого этой финансовой отчетностью, содержали высококачественную информацию, которая:

(a) является прозрачной для пользователей и сопоставимой по всем представленным периодам;

(b) представляет собой необходимую отправную точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО); и

(c) может быть подготовлена с затратами, которые не превышают получаемых от нее выгод.

Сфера применения

2. Организация должна применять настоящий стандарт МСФО при составлении:

(a) своей первой финансовой отчетности по МСФО; и

(b) каждого промежуточного финансового отчета, если таковые составляются, который она представляет в соответствии с МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" за часть периода, охватываемого ее первой финансовой отчетностью по МСФО.

3. Первой финансовой отчетностью по МСФО для организации является первая годовая финансовая отчетность, для составления которой организация принимает к использованию Международные стандарты финансовой отчетности и подтверждает это включением в указанную финансовую отчетность явного и однозначного заявления о ее соответствии МСФО. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, является для организации первой финансовой отчетностью по МСФО, если организация, например:

(а) представила свою финансовую отчетность за самый последний предшествующий период:

(i) согласно национальным правилам, которые не во всех отношениях соответствуют МСФО;

(ii) соответствующую требованиям МСФО во всех отношениях, кроме того обстоятельства, что данная финансовая отчетность не содержала явного и однозначного заявления о ее соответствии МСФО;

(iii) содержащую явное и однозначное заявление о том, что она соответствует некоторым, но не всем МСФО;

(iv) согласно национальным правилам, которые не соответствуют МСФО, но использовала при этом некоторые отдельные МСФО для учета статей, по которым отсутствовало регулирование в национальной системе требований; или

(v) согласно требованиям национальной системы, с включением сверки некоторых сумм с суммами, определенными согласно МСФО;

(b) подготовила финансовую отчетность в соответствии с МСФО, но только для внутреннего пользования, без предоставления ее собственникам организации или любым другим внешним пользователям;

(c) подготовила пакет отчетной информации в соответствии с МСФО для целей консолидации, но без подготовки полного комплекта финансовой отчетности, как этот термин определен в МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" (пересмотренном в 2007 году); или

(d) не представляла финансовую отчетность за предыдущие периоды.

4. Настоящий стандарт МСФО применяется, когда организация впервые принимает МСФО к использованию. Он не применяется, когда организация, например:

(a) прекращает представление финансовой отчетности, соответствующей требованиям национальной системы, тогда как раньше представляла такую отчетность наряду с другим комплектом финансовой отчетности, в котором содержалось явное и однозначное заявление о соответствии МСФО;

(b) в предыдущем году представила финансовую отчетность, соответствующую требованиям национальной системы, и в этой финансовой отчетности содержалось явное и однозначное заявление о соответствии МСФО; или

(c) в предыдущем году представила финансовую отчетность, в которой содержалось явное и однозначное заявление о соответствии МСФО, даже если аудиторское заключение в отношении этой финансовой отчетности включало оговорки.

4А. Несмотря на требования пунктов 2 и 3, организация, которая применила МСФО в одном из предыдущих отчетных периодов, но в ее последнем комплекте годовой финансовой отчетности за предыдущий период отсутствовало явное и однозначное заявление о соответствии МСФО, должна либо применить настоящий МСФО, либо ей придется применять МСФО ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", как если бы данная организация не допускала перерыва в применении МСФО.

4В. Организация, которая решает не применять настоящий МСФО в соответствии с пунктом 4А, должна тем не менее применить требования к раскрытию информации, содержащиеся в пунктах 23А-23В МСФО (IFRS) 1, в дополнение к тем, которые предусмотрены МСФО (IAS) 8 в отношении раскрытия информации.

5. Настоящий стандарт не применяется к изменениям, внесенным в учетную политику организацией, которая уже применяет МСФО. Такие изменения являются предметом:

(a) требований МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" в отношении изменений в учетной политике; и

(b) специальных переходных положений, предусмотренных другими МСФО.

Признание и оценка

     

Вступительный отчет о финансовом положении по МСФО

6. Организация должна подготовить и представить вступительный отчет о финансовом положении по МСФО по состоянию на дату перехода на МСФО, создав таким образом стартовую точку для ведения учета в соответствии с МСФО.

Учетная политика

7. Организация должна использовать одну и ту же учетную политику как при подготовке своего вступительного отчета о финансовом положении по МСФО, так и применительно ко всем периодам, представленным в ее первой финансовой отчетности по МСФО. Положения используемой организацией учетной политики должны соответствовать требованиям каждого МСФО, действующего по состоянию на дату окончания ее первого отчетного периода по МСФО, кроме случаев, оговоренных в пунктах 13-19 и Приложениях В-Е.

8. Организация не вправе применять другие версии МСФО, действовавшие ранее. Организация может применить новый МСФО, который еще не является обязательным, если этот МСФО допускает досрочное применение.

Пример: Последовательное применение последней версии МСФО

Исходная информация

Датой окончания первого для организации А отчетного периода по МСФО является 31 декабря 20X5 года. Организация А решает, что сравнительная информация в этой финансовой отчетности будет представлена только за один год (см. пункт 21). Следовательно, датой перехода для этой организации на МСФО является начало рабочего дня 1 января 20X4 года (или, что то же самое, конец рабочего дня 31 декабря 20X3 года). В рамках ранее применявшихся ОПБУ организация А ежегодно представляла свою финансовую отчетность по состоянию на 31 декабря каждого года вплоть до 31 декабря 20X4 года включительно.

Применение требований

Организация А должна применять МСФО, действующие в отношении периодов, заканчивающихся 31 декабря 20X5 года:

(a) при подготовке и представлении своего вступительного отчета о финансовом положении по МСФО по состоянию на 1 января 20X4 года; и

(b) при подготовке и представлении своего отчета о финансовом положении по состоянию на 31 декабря 20X5 года (включая сравнительные суммы за 20X4 год), отчета о совокупном доходе, отчета об изменениях в собственном капитале и отчета о движении денежных средств за год, закончившийся 31 декабря 20X5 года (включая сравнительные суммы за 20X4 год) и раскрытия требуемой информации (включая сравнительную информацию за 20X4 год).

Если новый МСФО еще не является обязательным, но его досрочное применение допускается, то организация А имеет право, но не обязана, применить этот стандарт в своей первой финансовой отчетности по МСФО.

9. Переходные положения, предусмотренные другими МСФО, применяются при внесении изменений в свою учетную политику организацией, уже применяющей МСФО; они не распространяются на изменения, осуществляемые организацией, впервые применяющей МСФО, при переходе на МСФО, кроме случаев, описанных в Приложениях В-Е.

10. За исключением случаев, описанных в пунктах 13-19 и Приложениях В-Е, организация должна в своем вступительном отчете о финансовом положении по МСФО:

(a) признать все активы и обязательства, признание которых требуется согласно МСФО;

(b) не признавать статьи в качестве активов или обязательств, если МСФО не разрешают такое признание;

(c) реклассифицировать статьи, которые в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ были признаны как один вид активов, обязательств или компонентов собственного капитала, но являются другим видом активов, обязательств или компонентов капитала согласно МСФО; и

(d) применить МСФО при оценке всех признанных активов и обязательств.

11. Учетная политика, применяемая организацией при подготовке своего вступительного отчета о финансовом положении по МСФО, может отличаться от ее учетной политики на ту же дату в рамках ранее применявшихся ОПБУ. Возникающие вследствие этого корректировки относятся к событиям и операциям, имевшим место до даты перехода на МСФО. Поэтому организация должна признавать эти корректировки непосредственно в составе нераспределенной прибыли (или, если это уместно, в другой категории собственного капитала) на дату перехода на МСФО.

12. Настоящий МСФО устанавливает две категории исключений из принципа обязательного соответствия вступительного отчета о финансовом положении по МСФО каждому из МСФО:

(a) пункты 14-17 и Приложение В запрещают ретроспективное применение некоторых аспектов других МСФО;

(b) Приложения С-Е освобождают от некоторых требований других МСФО.

Исключения, касающиеся ретроспективного применения других МСФО

13. Настоящий МСФО запрещает ретроспективное применение некоторых аспектов других МСФО. Эти исключения изложены в пунктах 14-17 и Приложении В.

Расчетные оценки

14. Расчетные оценки, производимые организацией в соответствии с МСФО на дату перехода на МСФО, должны соответствовать расчетным оценкам, сделанным на ту же дату в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ (после корректировок, отражающих расхождения между положениями одной и другой учетной политики), кроме случаев, когда существует объективное свидетельство того, что указанные расчетные оценки были ошибочными.

15. Организация может после даты перехода на МСФО получить информацию, имеющую отношение к расчетным оценкам, сделанными ею в рамках ранее применявшихся ОПБУ. Согласно пункту 14 организация должна отражать получение этой информации таким же образом, как она отражает некорректирующие события после отчетного периода в соответствии с МСФО (IAS) 10 "События после отчетного периода". Например, допустим, что дата перехода организации на МСФО - 1 января 20X4 года и что новая информация, полученная 15 июля 20X4 года, требует пересмотра расчетной оценки, сделанной организацией по состоянию на 31 декабря 20X3 года в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ. Организация не должна отражать эту новую информацию в своем вступительном отчете о финансовом положении по МСФО (кроме случаев, когда расчетные оценки нуждаются в корректировке на расхождения в положениях одной и другой учетной политики или существует объективное свидетельство того, что расчетные оценки были ошибочными). Вместо этого организация должна отразить указанную новую информацию при расчете прибыли или убытка (или, если уместно, прочего совокупного дохода) за год, закончившийся 31 декабря 20X4 года.

16. Организации может быть нужно произвести в соответствии с МСФО расчетные оценки по состоянию на дату перехода на МСФО, которые не требовались на эту дату в рамках ранее применявшихся ОПБУ. Чтобы достигалось соответствие требованиям МСФО (IAS) 10, эти расчетные оценки в соответствии с МСФО должны отражать условия, существовавшие на дату перехода на МСФО. В частности, осуществляемые по состоянию на дату перехода на МСФО расчетные оценки рыночных цен, процентных ставок или валютных курсов должны отражать состояние рынка на эту дату.

17. Пункты 14-16 применяются при подготовке вступительного отчета о финансовом положении по МСФО. Они также распространяются на сравнительный период, представляемый организацией в своей первой финансовой отчетности по МСФО, и в этом случае ссылки на дату перехода на МСФО заменяются ссылками на дату окончания указанного сравнительного периода.

Освобождение от требований других МСФО

18. Организация вправе принять решение об использовании одного или нескольких освобождений, предусмотренных Приложениями С-Е. Организация не может применять эти освобождения по аналогии к другим статьям.

19. [Удален]

Представление и раскрытие информации

20. Настоящий МСФО не предусматривает освобождений от требований других МСФО к представлению и раскрытию информации.

Сравнительная информация

21. Подготовленная организацией первая финансовая отчетность по МСФО должна включать по крайней мере три отчета о финансовом положении, два отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, два отдельных отчета о прибыли или убытке (если таковые представляются), два отчета о потоках денежных средств, два отчета об изменениях в собственном капитале и соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию по всем представленным отчетам.

Сравнительная информация, не удовлетворяющая требованиям МСФО, и обобщенные данные за прошлые периоды

22. Некоторые организации представляют исторические обобщенные данные за периоды, предшествующие первому периоду, в отношении которого они представляют полную сравнительную информацию в соответствии с МСФО. Настоящий стандарт не требует, чтобы такие обобщенные данные соответствовали требованиям МСФО к признанию и оценке. Более того, некоторые организации представляют сравнительную информацию, подготовленную в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ, наряду со сравнительной информацией, требуемой МСФО (IAS) 1. В любой финансовой отчетности, содержащей обобщенные данные за прошлые периоды или сравнительную информацию, подготовленную в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ, организация должна:

(a) четко обозначить такую информацию как подготовленную не в соответствии с МСФО; и

(b) раскрыть характер основных корректировок, которые потребовались бы для приведения ее в соответствие с МСФО. Организации не нужно давать количественную оценку таких корректировок.

Пояснения, касающиеся перехода на МСФО

23. Организация должна пояснить, как переход от ранее применявшихся ОПБУ к МСФО повлиял на отчетные показатели ее финансового положения, финансовых результатов деятельности и потоков денежных средств.

23А. Организация, которая уже применяла МСФО в одном из предыдущих периодов, как описано в пункте 4А, должна раскрыть следующую информацию:

(a) причину, по которой она прекратила применение МСФО; и

(b) причину, по которой она возобновляет применение МСФО.

23В. Если организация, руководствуясь пунктом 4А, решает не применять МСФО (IFRS) 1, то эта организация должна объяснить причины, по которым она решает применять МСФО, как если бы она никогда не прекращала их применение.

Сверки